Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета затрат предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация затрат по экономическим элементам также включает в себя другую группу затрат, связанную с выплатой людям – это социальные расходы. В этом случае предприятие как бы выполняет свой долг перед государством, на территории которого осуществляет свою деятельность. Сегодня это называется социальной ответственностью бизнеса. Социальная ответственность является обязательной и включает в себя взнос средств в пенсионные фонды, фонды медицинского обеспечения и т.д.

Амортизация основных средств начисляется по всем основным средствам исходя из их балансовой стоимости, устанавливаемого способа начисления амортизации и срока полезного использования [21,с.148].

Прочие затраты включают в себя следующие элементы: налоги, сборы, проценты по кредитам, командировочные расходы, оплату услуг связи и др.

Особенность данной группировки состоит в том, что все вышеперечисленные затраты включаются в себестоимость в том отчетном периоде, к которому относятся. Данная группировка затрат применяется для отражения их величины в финансовой отчетности организации.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты группируются по статьям калькуляции. Под калькуляцией понимается способ группировки затрат и определения себестоимости продукции [13,с.58].

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Перечень статей калькуляции и их состав определяются организациями самостоятельно с учетом отраслевых методических рекомендаций по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости, особенностей выпускаемой продукции, характера и структуры производства [21,с.152].

Сущность и классификация затрат тесно связаны, поэтому, зная сущность затрат, легче дается понимание ее классификации. Важно различать такие понятия, как «затраты», «расходы» и «издержки». Все три понятия отличны по своей сущности. Затраты отличаются от расходов тем, что они связаны непосредственно с производством, в то время, как расходы могут как привязываться к нему, так и быть относительно свободны. Например, в том случае, когда сырье приобретается и тут же направляется в процесс производства – это и затраты, и расходы. Если сырье приобретается в запас, то это только расходы, произошло списание денежных средств, то есть их уменьшение, но при этом процесс производства не задействован. В таком случае, речь о затратах не может идти. Если сырье поступило со склада в цех для переработки, но куплено оно было в предыдущем периоде, то речь идет о затратах, не о расходах, так как фактически сырье уже оплачено, но только сейчас его стоимость вместе с другими затратами будет перенесена на себестоимость продукции. Издержки же не обязательно связаны с процессом производства, к ним также относят и иные списания денежных средств, поэтому путаницы в употреблении понятий быть не должно [25,с.101].


Классификация затрат в управленческом учете занимает ключевое место, потому что в соответствии с ней можно по-разному управлять этой категорией, то есть искать наиболее эффективный способ деятельности организации.

Так, существует классификация затрат на прямые и косвенные. Состав и классификация затрат по такому признаку предполагает их разделение в зависимости от отношения к производимому продукту. Прямые затраты относятся исключительно к производству этого продукта, а косвенные распределяются между всеми.

Классификация затрат в управленческом учете содержит в себе постоянные и переменные затраты. Такое разделение предполагает учет затрат, которые всегда необходимы для производства продукции и которые можно варьировать [25,с.111].

Зачем разделять прямые и косвенные затраты? В этом вопросе необходимо отметить главное отличие между расходами. Так, косвенные затраты в сумме полностью относятся к издержкам текущего налогового (отчетного) периода, а прямые – к расходам данного периода по мере сбыта товаров, с учетом остатков по незавершенному производству. Исключением является случай, когда деятельность компании направлена на оказание услуг. Следует отметить, что перечень, определяющий прямые и косвенные затраты и приведенный в Налоговом кодексе, является обязательным. Однако компания вправе по своему усмотрению добавить к тому или другому списку свои расходы.

Если в учетной политике организации прямые и косвенные затраты конкретно не определены, то по умолчанию считается, что они соответствуют перечню статьи 318 в Налоговом кодексе. А при внесении законодательством в установленный перечень изменений, фирма должна будет их учитывать. В связи с этим, лучше утвердить прямые и косвенные затраты самостоятельно в учетной политике компании. Разделение расходов в управленческом учете позволяет использовать упрощенную учетную форму, прогнозировать доход. В соответствии с заданным размером дохода при делении затрат можно рассчитать оптимальный объем товарооборота, а также соответствующий уровень издержек. Вместе с этим определяется целесообразность сбыта тех или других видов продукции [2].

Учет затрат на производство в первую очередь ориентирован на руководство предприятием, руководителям подразделений и учредителям. Анализ такого учета позволяет выработать единые и оптимальные подходы для управления предприятием и производственными процессами, которые позволят снизить издержки и соответственно позволят увеличить прибыль.


Учет затрат на производство может стать основой для таких направлений:

- Прогнозирование – анализ текущих и прошлых изменений затрат на производстве и построение возможных затрат и их изменения в будущем;

- При определении себестоимости продукции выпускаемой педприятием;

- Анализ затратной части производства и поиск возможности и резервов для снижения затратной части;

- Регулирование и контроль деятельности предприятия, и принятие на основе этого управленческих решений [21,с.166].

Задачи учета доходов и расходов предприятия сводятся к следующему:

1) своевременное и достоверное признание доходов и расходов предприятия в бухгалтерском учете в соответствии с действующим законодательством и стандартами учета и отчетности:

- грамотное оформление первичной документации;

- ведение регистров бухгалтерского учета;

- грамотное отражение на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности доходов и расходов предприятия

2) определение налогооблагаемой прибыли предприятия:

- расчет совокупного годового дохода;

- отражение в учете вычетов;

-расчет налогооблагаемого дохода предприятия.

3) отражение доходов и расходов в финансовой и налоговой отчетности предприятия [19,с.501].

Кроме вышеперечисленных задач, учет производственных расходов предприятия призван обеспечить:

- своевременное, полное, достоверное отражение фактических расходов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- исчисление (калькулирование) фактической себестоимости отдельных видов и общего объема продукции;

- контроль за расходами, выявление резервов их снижения и повышения эффективности использования ресурсов предприятия;

- сбор информации для планирования расходов, принятия управленческих решений и организации бизнеса в целом[19,с.503].

Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала предприятия.

В зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности организации все расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Таким образом, расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, представляют собой прочие расходы организации.

Не признаются расходами организации выбытие активов:

  • в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов;
  • вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в погашение кредита, займа, полученных организацией [21,с.222].

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений [21,с.222].

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

1) расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

2) расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты [21,с.226].

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно [25,с.178].

Прочими расходами организации являются, в частности:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций [25,с.180].

1.3 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета затрат предприятия

При рассмотрении экономического аспекта себестоимости и учёта затрат следует руководствоваться содержанием актов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Учитывая комплексный характер данных понятий, они явно или косвенно присутствуют почти во всех документах. Поэтому экономический смысл себестоимости и затрат продукта следует искать в нормативных документах на всех четырех уровнях сложившейся в России системы законодательства по бухгалтерскому учету. На первом уровне это: 


  • Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая [1];
  • Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая, включая 25 Главу второй части НК [2];
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [3];
  • Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации [4];
  • Документы данного уровня призваны обеспечить единообразное ведение учёта хозяйственных операций организации, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.

На втором уровне находится Система национальных бухгалтерских стандартов — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). На данный момент принято 20 положений, которые регулируют принципы учета отдельных объектов (основных средств, материально-производственных запасов, имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте, договоров на капитальное строительство и др.), а также общие принципы учета и отчетности (составления учетной политики организации, нормирования расходов и доходов, условных фактов хозяйственной деятельности и т. д.) Для учёта затрат применяют такие положения как: Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33 н, Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99г. № 43н [21,с.280].

Третий уровень — различного рода методические указания, рекомендации в основном Министерства финансов РФ, учитывающие, в том числе, и отраслевую специфику различных организаций. В сельском хозяйстве главным документом является Приказ Минсельхоза РФ от 6 июня 2003 г. N 792 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях».

Одним из важнейших документов третьего уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н.) Согласно инструкции по применению План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Для обобщения информации об учёте затрат организации предназначены счета раздела III «Затраты на производство»: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».[4] Следующим документом этой группы, оказывающим непосредственное влияние на формирование финансовых результатов, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ № 552 от 5.08.1992 в редакции от 12.07.99г. № 794). В пункте 1 приводится список затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) [8].