Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • его мимики (показывают шесть фотографий человека, далее испытуемый должен определить эмоциональное состояние человека на каждой фотографии);
  • его позы (показывают шесть схематических изображений фигуры человека в различных позах и испытуемому нужно определить, какому состоянию они соответствуют);
  • невербальной интеракции (показывают шесть рисунков с изображением поведения группы людей, испытуемому нужно определить отношения между, друг другом, а также их социальный статус);
  • его интеллектуально-волевых состояний (показывают шесть рисунков, изображающих человека с характерным выражением лица и жестами, испытуемый должен определить интеллектуально-волевое состояние персонажа);
  • регуляции отношений между людьми в эмоционально-отрицательную сторону (показывают картинку, на левой стороне которой изображена конфликтная ситуация из теста Розенцвейга, на правой — фото человека, выражающего определенную эмоцию; испытуемый должен выбрать то выражение лица, которое усиливает конфликт);
  • регуляции отношений между людьми в эмоционально-положительную сторону (используется тот же стимульный материал, но тут испытуемый должен выбрать то выражение лица, которое способствует разрешению конфликтной ситуации);
  • установления связей между вербальным и невербальным поведением человека (в данном случае еще и нужно подобрать к предъявляемым выражениям лица соответствующую им фразу);
  • различных элементов невербального поведения (показывают восемь изображений позы человека и фотографии людей (не менее трех каждой позе), которые выражают с помощью мимики определенное эмоциональное состояние; испытуемому нужно подобрать соответствующее позе выражение лица).

Оценку параметров осуществляют по трехбалльной шкале.

Близким к социальному интеллекту относится понятие эмоционального интеллекта, для его оценки также были разработаны разные тесты. Более известная из них — это Многофакторная шкала эмоционального интеллекта — данный тест разработали Майер и Саловей в 1997г. Тест направлен на выявление четырех важнейших типов способностей[38].

Заключение

Несмотря на то, что в большинстве случаев невербальное общение очень часто остается без внимания, но только оно в полной степени отображает всю сущность человека и конечно данный вид общения является важнейшим из всех способов взаимодействия с собеседником и именно этот способ передает значительное количество информации. Однако чтобы понять данную информацию, конечно же, ее необходимо учиться «раскодировать».


Для всех подростков общение с ровесниками важнейшая часть взросления. Как раз благодаря общению они учатся «читать» невербальную экспрессию, а так же пытаются научиться, более умеренно проявлять свои эмоции и чувства, и что самое главное негативные. Невозможно не напомнить о подростковом кризисе, который как раз связан с возникновением нового уровня самосознания. Типичной чертой, которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность с имеющимися качествами, которые присущи лишь ей. Это пробуждает у подростка стремление к самоутверждению и самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает для себя более ценными), а так же к самовоспитанию. Рефлексия – это механизм развития самосознания. Во время преобразования всей социальной ситуации формирования ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои умения и конечно качества как важнейшее условие для решения различного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в данное время отмечается стремление к нарочитой «взрослости».

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки обучаются рефлексии на себя и ровесника. Общение оказывается до такой степени занимательным, что дети могут забыть об уроках и домашних обязанностях. Связь с родителями, становятся все тоньше и тоньше. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем когда он был совсем маленьким. Все свои тайны он доверяет уже не родителям, а приобретенному другу.

Подобным образом, задачи, поставленные в данной работе, реализованы, цель – изучить невербальное проявление эмоциональной экспрессии у подростков достигнута.

В этой работе было обработано масса источников информации, так или иначе приносящих ответ на вопросы понимания и адекватной реакции на экспрессивное поведение человека в социуме. Многие из них наглядно разъясняли, отчего люди реагирует на, те или иные действия по-разному, основываясь, нередко, на интуитивно построение действий, связанных с реакцией на мимику, выражение лица и позу, через которую субъект получал невербальную информацию. Чаще всего реакция на весьма, подсознательные действия, совершаемые в будничной жизни, заранее известна, поскольку интуитивно мы поступаем практически постоянно одинаково. Мы не можем принимать не характерные позы, заблаговременно не думая их менять, при выполнении или осмыслении событий.

Весьма немного авторов пишут про невербальную эмоциональную экспрессию у подростков. Данная тема еще малоизучена, но весьма значительна, поскольку именно в предподростковом возрасте развиваются моральные чувства, подросток учиться общаться с людьми различного возрастного, социального, ролевого статуса, учитывать свои психологические особенности и партнёра по общению. Вот почему немаловажно и необходимо научить подростков невербальному проявлению их эмоциональной экспрессии и «раскодированию» невербального поведения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Г.М. Андреева: под ред. Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475с.
  2. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  3. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М.: АО Интерэксперт, 1996. с. 280.
  4. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с.
  5. Социальная психология и этика делового общения/ Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. Э.В. Островский, В.П. Ратников, Л.Г. Титова, И.А. Уледова и д. р.; Под ред. акад. А.Н. Романов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 279 с.
  6. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – М.: Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. – 608с.
  7. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход).– М.: Ростов-на-Дону, 1986. – 136с.
  8. Лабунская В.А . Теоретико-эмпирические основания создания методики "Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения" / Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5, № 4. - С. 35-47.
  9. Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина и Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. — 176 с.
  10. Социальная психология: учебное пособие / Под. ред. А.Л. Журавлев / - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.
  11. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. / - М.: Изд-во Ай кью, 1992. – 256 с.
  12. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. Учеб. пособие/ - М.: ТК Велби, 2004. - 288 с.
  13. Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности: Дис. Канд психологических наук: 19.00.01. – Л., 2001 – 173 с.
  14. Д. В. Люсин Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии ран, 2004. – 176 с.
  15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с.
  16. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина и Д. В. Ушакова. / — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с.
  17. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. / - М.: Знание, 1989.- 64 с.
  18. В.А.Лабунская. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. / Под ред. Д.В. Ушакова и Д.В. Люсина. - М.: ИП, 2009. – 350 с.

Приложение

Характеристики

Лучше, точнее, адекватнее распознают экспрессию

Хуже, не точно, менее адекватно распознают экспрессию

Пол

Женщины

Мужчины

Когнитивные навыки

Умение экстериоризизовать графическим и вербальным способами эталоны экспрессии, когнитивно-сложные

Умение экстериоризизовать вербальным способом эталоны экспрессии, когнитивно-простые

Интеллект

Невербальный интеллект, художественный тип, социальный интеллект

Вербальный интеллект, мыслительный тип

Личностные качества

Сензитивные, тревожные, эмоционально-неустойчивые, самоуверенные, социально-зрелые, с личностной экспрессивностью, общительные, с высокой саморегуляцией экспрессии, с внутренним локусом контроля

Эмоционально-устойчивые, эгоцентричные с высоким уровнем притязаний, с низкой сензитивностью, социально-незрелые, необщительные. С низкой саморегуляцией экспрессии

отношения к другим

заинтересованные, доброжелательные, дружелюбные, стремление к эмоциональной близости, к принятию

агрессивные, враждебные, подозрительные, дистантность, эмоциональная холодность, непринятие других

социальный статус в группе

популярные, лидеры, социально-компетентные

Непопулярные, отвергаемые, социально-некомпетентные

Субъектность

субъекты незатрудненного общения

субъекты затрудненного общения

  1. В.А. Лабунская, 1999

  2. Формализации – это суждение, доказательство свойств или качеств.

  3. Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей

  4. В.А. Лабунская, 1999

  5. В.А. Лабунская, 1999

  6. цит. по В.А. Лабунская, 1999

  7. контакт глаз – это взгляд в глаза собеседника.

  8. Замещение речи – это например, использование отрицательного жеста.

  9. Репрезентация — это воспроизведение увиденного, услышанного и почувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию .

  10. Г.М. Андреева, 2003

  11. В.А. Лабунская, 1986

  12. В.А. Лабунская, 1999

  13. В.А. Лабунская, 1986

  14. В.А. Лабунская, 1999

  15. Д.В. Ушаков, 2009, с.20

  16. Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, 2004, с.6

  17. Д.В. Ушаков, 2009, с.28

  18. цит.по В.А. Лабунская, 1999

  19. Ситуативный - обусловленный определенной ситуацией

  20. О.П. Солодилова, 2004, с.210

  21. И.В. Шаповаленко, 2004, с.242

  22. И.В. Шаповаленко, 2004, с.238

  23. И.В. Шаповаленко, 2004, с.238

  24. К.Н. Поливанова, 2000, с.153

  25. О.П. Солодилова, 2004, с. 217

  26. И.В. Шаповаленко,2004, с.239

  27. О.П. Солодилова, 2004, с.234

  28. О.П. Солодилова, 2004, с.233

  29. О.П. Солодилова, 2004, с.234

  30. Д.В. Ушаков, 2009, с.21

  31. Д.В. Ушаков, 2009, с.28

  32. Д.В. Ушаков, 2009, с.21

  33. Д.В. Ушаков, 2009, с.28

  34. Д.В. Ушаков, 2009, с.22

  35. Д.В. Ушаков, 2009, с.29

  36. Е.А. Петрова, А.А. Родионова, 2004, с.84 (В.А. Лабунская, 1999)

  37. цит. по Д.В. Ушаков, 2004, с.144

  38. Д.В. Ушаков, 2004, с.144