Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Всё, что происходит с человеком можно понять по его невербальному поведению (мимика, жесты, поза и др.). В основном внимание людей направлено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидуально-личностных характеристик человека, его взаимоотношений и отношений, как средство воздействия на другого человека. Альберт Мейерабиан определил, что передача, какой либо информации совершается вербальными средствами (только словами) на 7 %, звуковыми средствами (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и невербальными средствами на 55%. Рей Бердвиссл провёл похожие исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он определил, что в среднем человек говорит словами всего лишь в течение 10-11 минут в день, и что любое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Так же как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а невербальные средства общения передают более 65% информации. Другими словами, невербальное общение не менее значимое, чем вербальное.

Невербальное общение – это такой вид общения между людьми без употребления слов, то есть без речевых и языковых средств.

Невербальная коммуникация включает следующие основные системы:

1) Оптико-кинетическая: жесты, мимика, различные позы и пантомимика,

2) Паралингвистическая и экстралингвистическая системы – это вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон и тональность

3) Пространственная и временная организация коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Совокупность данных средств, призвана осуществлять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Экспрессия обусловливается как выразительное поведение человека.

В особенности актуальными становятся выводы психологии невербального общения из-за развития социальной психотерапии, социально-психологического тренинга, существенного распространения в профессиональной и учебной практике проектного, группового взаимодействия. Работая в данных областях, наши психологи-практики столкнулись с фундаментальной ошибкой, создавшейся вследствие полного пренебрежения тех идей психологии невербального общения, которые имели отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека.

Теоретическая разработанность. На протяжении долгого этапа формирования отечественной психологии многие исследователи недооценивали экспрессию, как в плане коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, воздействия на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения.


«Создать стройную концепцию психологии экспрессивного невербального общения на этом этапе ее развития, учитывая значительный разрыв между ее теоретическими и практическими ветвями, весьма сложно. Потому что психология невербального общения является частью психологической науки, постольку ей характерны все те особенности, которые присущи для всей психологии в целом. В первую очередь столкновение подходов, сложившихся в рамках научного и гуманитарного знаний, конфликт идей прагматического и гуманистического направлений, дефицит адекватных исследовательских методов и практических технологий».

Проблема, сложившаяся вследствие не совсем удачных попыток формализовать невербальное общение, — это смена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела», это сведение понятий невербальное общение к кинетике либо к отдельным его функциям.

Имеется тенденция сведения его к комплексу различных движений тела, что выбрасывает за границы средств невербального общения подобные явления, как среда, костюм, архитектура, музыка и т. д. В реальности термин «невербальный» может обозначать существенно больше, чем «не слово — движение тела». Достаточно сослаться на то, что в самой психологии имеется класс методов, получивших название «невербальные», «экспрессивные», что имеют в виду не изучение движений тела, а применение с целью диагностики личности формы, цвета, пространства, танца, рисунка и т.д. Но если постараться свести невербальное общение к комплексу движений тела, то и в данном случае возникает необходимость определить, о каких именно движениях идет речь. Насколько нам известно, в психологии и не только в ней исследуются произвольные и непроизвольные движения; предметно-изобразительные; движения в танцах; ритуалы; движения в спорте (например, йога), экспрессивные движения и т. д. Современные старания определить круг движений, которые имеют отношение к невербальному общению и, по сущности, рассматриваются, то как средство, то как способ передачи определенной информации.

В данной работе будут анализироваться особенности эмоциональной сферы подростков, а также их умение невербально выражать свои эмоции (эмоциональная экспрессия) и адекватно понимать невербальное проявление эмоций у других людей.

Невозможно отнести заинтересованность психологов к социально-психологическим аспектам экспрессивного невербального общения к сиюминутным, прагматическим интересам, возникшим в последнее время. Предоставленная область психологии всё время привлекала внимание, как теоретиков, так и практиков. Изучение экспрессии как внешнего Я личности есть в работах И. А. Сикорского, И. М. Сеченова, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна. О невербальной коммуникации и эмоциональной экспрессии подробно рассказывается в работах В.А. Лабунской. Эмоциональный интеллект и его диагностика описана и проанализирована в работах Д.В. Ушакова и Д.В. Люсина (2004; 2009).


Любому человеку кроме знаний мимики, жестов, движений и поз так же нужно знать некоторые сигналы языка телодвижений.

Объектом данной работы будет эмоциональная экспрессия подростков.

Предмет. Невербальные проявления эмоциональных состояний.

Цель. Исследование невербального проявления эмоциональной экспрессии у человека. В данной работе у подростков.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ невербальной коммуникации.

2. Провести теоретический анализ эмоционального состояния и интеллекта.

3. Дать характеристику основным особенностям эмоциональной и коммуникативной сферы подростков, уяснения ими эмоциональной экспрессии.

Практическое значение. Предоставленная работа может считаться практическим пособием для психологов, а так же учителей и родителей при изучении проявления и понимания эмоциональной экспрессии подростками.

Структура работы. Работа состоит из введения, главы, посвященной рассмотрению невербального общения подростков, эмоциональной экспрессии как проявление эмоционального интеллекта, невербального проявление эмоциональной экспрессии, особенностей невербальной экспрессии у подростков и методик изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии, заключения, списка литературы

Глава 1. Что такое невербальное общение

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является свойственным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, мнения о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций[1].

Многие кто исследовал невербальное поведение, считают его частью общения, которое очень трудно поддается формализации[2] и за которое человек, не может нести какой, либо ответственности. Вследствие этого в культуре складываются, главным образом, требования, которые касаются речевого поведения. Человек, конечно же, несет ответственность за сказанные слова, но не за свое невербальное поведение. Подобное соотношение требований к субъекту общения можно объяснить не только тем, что невербальное поведение тяжело формализовать, но и полным спектром характеристик, которые в свою очередь отличают невербальное от вербального поведения и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык обладает линейной временной последовательностью, а невербальный представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко расшифровать, этого нельзя сказать о невербальном. И, конечно же, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный – это разнообразные движения. Эти основные отличия между двумя языками общения определяют главную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации[3] невозможно перевести в вербальные коды, так же как и вербальные в невербальные без значительной утраты их смыслов. Однако невербальное поведение так же трудно переводить и в любые другие коды.


Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, различающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функцию, которая поддерживает акт общения. При определенном соотношении речевого и неречевого поведения возможно может наступить такая ситуация, которую специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К подобной ситуации может привести избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым»[4].

А.А. Леонтьев отмечал, что интерпретация личности партнера, которая основывается на внешнем выражении состояний и других «визуальных ключах», начинается ещё до начала речевого общения. Другими словами, связи партнеров общения, их психическое состояние, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Отсюда следует, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль[5].

По мнению А. Г. Асмолова и Е. И. Фейгенберга невербальная коммуникация считается основой для выражения смысловой сферы личности. Данный вид коммуникаций представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов[6].

Основные знаковые системы которые включены в невербальные коммуникации:

1) Пара- и экстралингвистическая,

2) Оптико-кинетическая,

3) Визуальный контакт,

4) Организация пространства и времени коммуникативного процесса.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это вокализация, это качество голоса, а также его диапазон и тональность. Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз и различных других вкраплений, к примеру, покашливание, плач, смех и наконец, сам темп речи. Все данные дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но «околоречевыми» приемами, а не посредством дополнительных речевых включений.

В оптико-кинетическую систему знаков включают: жесты, мимику, пантомимику. Данная система знаков предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство всей моторики различных частей тела (руки - жестикуляция; лицо - мимика; поза - пантомимика). Самое первое исследование в данной области было осуществлено Ч. Дарвином, он изучал выражение эмоций у человека и животного.


Визуальный контакт. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз »[7], который имеет место в визуальном общении. Исследования в данной области очень тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия (движение глаз). В социально-психологических исследованиях изучают частоту обмена взглядами, их длительность, смену динамики взгляда, избегание его и т.п.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой значимой системой и несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. К примеру, если разместить партнеров лицом друг к другу, то это способствует возникновению между ними контакта, а также символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Г.М. Андреева считает, что совокупность данных средств призвана для выполнения функции:

1) замещение речи[8];

2) репрезентация[9] эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу[10];

3) дополнение речи.

Глава 2. Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека[11]. Экспрессия толкуется так же, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния или отношения и т. д.

Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности есть указания на связь с явлениями духовного и душевного мирами человека.

Суть этой связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии присуждено место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть данных явлений и как форма их существования. По этой причине можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, а также как об инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я[12].