Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека_.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выразительные движения и физиогномику - это явления экспрессии которые подразделяются на относительно самостоятельные области изучени.

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Выразительные движения - это широко развитые периферические изменения, которые при эмоциях охватывают весь организм. Захватывая систему мышц лица и всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Чаще всего все выразительные движения обозначают термином «жест». Так, М. Форверг и Г. Гибш пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук и кистей рук — жестикуляция)». Не так уж и трудно заметить, что данные два определения имеют отношения к одному явлению — выразительным движениям человека, так как именно в них подчеркивается связь движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями[13].

Выражение — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.).

Существует несколько типов выражения:

  1. Выражение как однотипное проявление какого-то чувства, отношения или состояния.
  2. Выражение как динамическое явление, которое соответствует конкретным состояниям и отношениям личности[14].
  3. Толкование выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стилей и манера.
  4. Толкование, которое выражено в широком смысле, ставящее его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В данном случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», которое представленное во всех его внешних проявлениях.

По мнению Д. Мейера и П. Сэловья понятие эмоциональной экспрессии можно описать как проявление эмоционального интеллекта , который включающего, , способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и конечно использовать эту информацию, чтобы управлять своими мыслями и действиями[15]. Несмотря на существование различных подходов к трактовке эмоционального интеллекта, почти все авторы имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей. Конечно, может показаться, что эмоциональный интеллект — это частный случай социального интеллекта. Но все же нам представляется, что данные два понятия — скорее пересекающиеся множества. Эмоциональный интеллект может направляться человеком, как на других людей, так и на самого себя, например, познание собственных эмоций. Именно этот второй его аспект выходит за рамки традиционного понимания социального интеллекта[16].


Испытывать чувства и понимать их – это не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, которые формулируются в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, нужно ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны будут выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы[17].

2.1 Невербальное проявление эмоциональной экспрессии

«Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?», данный вопрос в последнее время рассматривался и решался очень остро.

В результате анализа и сравнения разных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи определенного состояния и отношения, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет значительно различаться.

Основным и одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, которые учитывают источники формирования, связь невербального поведения, природу, тип кода, условия общения и речи. Такое решение проблемы было предложено У. Фризеном и П. Экманом.[18]На основе вышеназванных параметров У. Фризеном и П. Экманом выделили пять типов невербального поведения:

  1. «регуляторы» — это невербальные коды, которые поддерживают общение;
  2. «экспрессивные» - это лицевые знаки;
  3. «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, они употребляются как осознанно, так и неосознанно;
  4. «адапторы» — это остаточные формы когда-то целенаправленных действий, которые сопровождают потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке и защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии некого дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос), они появляются в соответствии с контекстом общения.
  5. «эмблемы» — это устойчивые коды, которые имеют вербальный эквивалент, они культурно-специфичны и употребляются осознанно. Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают именно тогда, когда рассматриваются произвольные, естественные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, а ситуативных[19], осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся позы, жесты, конвенциональные мины, жесты, позы и т.п.

2.2 Особенности невербальной экспрессии у младших подростков

Подростковый возраст — это период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 12 до 15 лет).[20]

Подростковый период — это период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости.[21]

В данном возрасте ребенок уже овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, в особенности негативные. Развиваются высшие чувства: моральные, эстетические, нравственные (чувство товарищества и сочувствие). Тем не менее, для младшего школьника вполне характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений.[22]

В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода с 9 до 11 лет. Некоторые исследователи считают данный возраст началом стабильности подростковом периоде, другие — частью критического (в целом) подросткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией. В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильным младшим школьным возрастом и подростковым. Этот возраст очень часто обозначают как младший подростковый.[23]

Отличительной чертой младших подростков считается их склонность к фантазиям, к некритическому планированию своего будущего. У детей на пороге их перехода в новый возрастной рубеж самым важным считается, оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих исследователей, связано с реорганизацией представления о себе.[24]

В 12—14 лет в психологическом развитии большинства детей наступает тот самый переломный момент, известный как “подростковый кризис”. Правления данного периода – это грубость и нарочитости поведения подростка, он стремится поступить наперекор желанию и требованию взрослых, а также игнорирует замечания.

По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис, связан с тем, что возникает новый уровнь самосознания и его характерной чертой является стремление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это и порождает у подростка стремление к самовыражению, самоутверждению и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки очень критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания еще больше возрастают, если замечания делает замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.[25]


По мнению К.Н. Поливановой, главным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, рефлексивный «оборот на себя ». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», а также на свои качества и умения как важное и главное условие для решения личного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.[26]

Общение является для подростков очень важным информационным каналом.[27] Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.[28]

Общение — это специфический вид межличностных отношений, он сформировывается у подростка навыки для социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права

Общение — это специфический вид эмоционального контакта. Оно чувство солидарности, эмоционального самоуважения, благополучия.

Многие психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к социальной группе и в обособленности (когда подросток хочет остаться один). Почти все подростки, считают себя уникальными личностями, и стремятся внешне ничем не отличаться от друг от друга

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся друг у друга рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько привлекательным и интересным, что дети часто забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, такой как в детстве эмоциональной уже нет. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детские годы. Все тайны и планы большинство из них уже доверяют не родителям, а обретенным друзьм. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою общении, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять данные стремления, ему нужны личная свобода и ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.[29]


Глава 3. Методы изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии

Было установлено, что задачные тесты эмоционального интеллекта коррелируют с общим интеллектом, хотя и не очень сильно.[30]

Если рассматривать с данной точки зрения, существующие тесты эмоционального интеллекта, то становится видно, что они апеллируют к рефлексии высокого уровня, поскольку сама процедура стандартизированного тестирования отдаляет испытуемого от непосредственного контакта с другими людьми, предоставляя суррогат этого контакта: часто – текст, иногда – фотографию или рисунок, очень редко – видео- или звукозапись.

Неудивительно, что построенные данным способом тесты, с одной стороны, не исследуют способностей человека, которые отличны от интеллекта, ну а с другой – мало что добавляют в плане предсказания его социальной эффективности.[31]

Опросники эмоционального интеллекта с общим интеллектом почти не коррелируют. Однако они, в отличие от задачных тестов, значимо коррелируют с личностными чертами.[32]

Но все же тесты опросники тоже не являются радикальным решением проблемы, поскольку, потому что как уже отмечалось, передают измеряемое свойство, переломленное через призму самооценки и само презентации испытуемого.[33]

Все это показывает, что двух способов оценки эмоционального интеллекта, которые связаны между собой, не существует. Опросники, а также задачные тесты не могут измерить одну и ту же способность.[34]

Из этого следует, что ключ к решению проблемы эмоционального интеллекта нужно искать в анализе живой эмоциональности.[35]

«Методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова упоминают о ней, как о методике «Адекватность интерпретации невербального поведения»[36] состоит из восьми задач, они предлагаются испытуемым для решения и основаны на адекватности понимания состояний и отношений человека в оценке[37]: