Файл: ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Под психологической готовностью к школе рассматривают психическое развитие ребенка, его багаж знаний и навыков который необходим для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. В период дошкольного детства важную роль имеет

психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Это один из важнейших итогов психического развития. Бытует мнение, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

К школьному возрасту, дети приходят с абсолютно разным багажом опыта - знаниями, умениями, привычками, т. к. путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать - что такое современная школа.

Высокие требования предъявляются к организации воспитания и обучения, и становится необходимым поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленные на поиск методов обучения в соответствие требованиям жизни. И проблема готовности дошкольников к школе, стала особо важной задачей для педагогов и родителей. Решение предполагает определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, т. к. от решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Важной и пожалуй основной целью определения психологической готовности к школьному обучению, стала является профилактика школьной дезадаптации. В последние годы формирование различных классов, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода к обучению по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе. Это приводит к достижению поставленной цели, и достигается не менее важная задача, не происходит отторжения ребенком школы.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Кулагина И. Ю. выделяет два аспекта психологической готовности - личностная (мотивационная) и интеллектуальная готовность к школе. [15, с. 335] Важны оба аспекта, чтобы образовательная деятельность ребенка была успешной, скорее прошла адаптации к новым условиям, вхождение в новую систему отношений стало безболезненным.

Актуальность этой проблемы определила тему нашей курсовой работы «Исследование готовности детей к школьному обучению».


Цель: выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.

Задачи:

  • изучение типов готовности к обучению в школе;
  • анализ методов диагностики психологической готовности к школе;
  • выявить основные причины неподготовленности детей к школьному

обучению;

  • рассмотреть процедуру определения готовности к школе;
  • выявить варианты развития, влияющие на школьное обучение.

Гипотеза исследования: мы предположили, что своевременная диагностика психологической готовности ребенка к обучения в школе позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются те показатели психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми.

Объект нашего исследования – стали дети подготовительной группы МДОУ №5.

Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Обоснованность и достоверность: нами использована литература выше перечисленных авторов, так как она надежна и отвечает следующим требованиям:

  • информация обладает относительной достоверностью;
  • все теории имеют доказательную базу;
  • жизненная практика подтверждает теоретические умозаключения

авторов теории.

Информацию из учебников мы использовали в теоретической части курсовой работы.

Используя выбранные нами методы исследования: экспериментирование и тестирование, докажем что показатели психологической готовности можно выявить с помощью своевременных диагностик в 5-6 летнем возрасте, создав для этого необходимые условия.

Были использованы существующие отечественные и зарубежные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью, которые отвечают этим методологическим принципам. Среди них методика методика А. Лурия «10 слов», методика «Домик» Н.И. Гуткиной, тест Керна –Иерасека.

Степень научной разработанности проблемы.

Разработанность в науке: проблема готовности детей дошкольного возраста к школе не является новой. В зарубежных исследованиях (Г. Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасека и др.) широко изучена и описана школьная зрелость детей. В отечественной психологии серьезной проработкой проблемы готовности к школьному обучению, занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович; Д. Б. Эльконин; Н.Г. Салмина; Е.Е. Кравцова; Н. В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Эти авторы, следующие за Л. С. Выготским считают, что обучаясь, ребенок развивается и потому обучение можно начинать, когда задействованные психологические функции еще не созрели. Кроме того, авторы исследований считают, что для успешного обучения в школе является не совокупность знаний и навыков ребенка, а определенный уровень личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.


Практическая значимость материал данной курсовой работы: можно использовать при подготовке к семинарским, практическим занятиям и для написания рефератов.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа на 58 страницах.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

1.1 Типы готовности к школьному обучению

Желание ребенка хорошо учиться выливается из его стремления к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям в школе. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых людей на обучения как на важную часть содержательной деятельности, гораздо более важную, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, возможность подняться на новую возрастную планку в глазах младших и подражать более старшим –это стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует данную личность как Центральное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Она определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему отношений к действительности, к самим себе и другим людям. Образ жизни ребенка в качестве человека, участвующего в общественном деле, общественно значимо и общество оценивает по достоинству тот факт, признается ли ребенком как адекватный для него путь к взрослости; он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществляет его функции» -Д.Б. Эльконин.

Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалась М.Р. Гинзбург [21, С.414], используя свою оригинальную методику. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т. д.), каждый напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставят две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Следовала устная инструкция:


«Это школьники, они учатся в школе; это- дошкольники, они играют. Теперь я собираюсь дать разные слова, а вы думайте, кому подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь».

Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передавать карточку ребенку, который помещает ее в одном из ящиков. Прилагательные предлагались в случайном порядке.

Этим методом было опрошено всего 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 человек). Эксперимент проводился в конце учебного года. Анализ результатов показал, что 6-летних детей, посещающиеся д/сада и учащиеся школы относятся к школе положительно. Все обследованные описали положительными прилагательными школьников, а дошкольников - отрицательными. Исключение составили всего трое детей (один-из д/с, двое из школы).

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно сказать, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел на новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. школой, когда причастность переживается ребенком как его собственная потребность. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольной игры, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учебным процессом. [25, С.235]

Эта положительная направленность ребенка на школу является важной предпосылкой успешной деятельности т. е. принятие соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для детей, поступающих в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста необходимо развивать такую форму общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (М.И. Лисина). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены прямые эмоциональные контакты, когда нельзя говорить про посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на вопросы и задавать вопросы, предварительно подняв руку. Дети готовы в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя правильно на занятиях.


Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, производительности поведению, т. е. определенный уровень развития сознания. О личной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, идентифицирующие позицию школьника (методика Н.И. Гуткина), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывать чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется, чтобы дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых учиться, слабую познавательную потребность, больше привлекает игра.

Определение личностной готовности ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, установленных учителем, при работе по образцу. Таким образом, особенности любого поведения прослеживаются не только в наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но с помощью специальных методик.

Широко известен ориентационный тест школьной зрелости Керн-Йирасек, он включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания – срисовывание письменных букв и группы точек, т. е. образец. Похожи на эти задания встречаются в методике Н.И. Гуткиной [9, С.235] «Домик»: дети копируют изображение дома, составленный из элементов прописных букв. Есть и более простые методы.

Задания А.Л. Венгера «исправить мышкам хвосты» и «нарисуй ручки для зонтиков». И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв.

Нельзя не упомянуть еще две методики Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгер графический диктант и «образец и правило». [17, С.384]