Файл: Система управления рисками проекта (анализ управления рисками проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками, является этап анализа риска.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

- определение потенциальных зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:

  1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
  2. Методы сбора новой информации;
  3. Методы моделирования деятельности организации;
  4. Эвристические методы качественного анализа;

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.

Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:

- для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее, распространение получили методы построения деревьев;

- для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возможно применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;

- при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показателей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;

- при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;

- большое значение имеет срочность и технические возможности проведения анализа. Если в распоряжении аналитика имеется солидный вычислительный потенциал и запас времени, возможно обучение нейронных сетей, моделирование по методу Монте-Карло и т. д.;

- эффективность применения методов анализа риска повышается при формализации риска с целью математического моделирования его воздействия на результаты деятельности предприятия. В настоящее время не только экономические системы, но и промышленные комплексы достигли такой сложности, что зачастую расчет их устойчивости невозможен без элементов теории вероятностей;


- следует учитывать требования государственных контролирующих органов к формированию отчетности о рисках. В том случае, если на нормативном уровне требуется использование методов имитационного моделирования, их применение обязательно.[4]

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической, экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками.

Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

Источниками информации, предназначенной для анализа риска, являются:

- бухгалтерская отчетность предприятия. Данные документы (баланс, отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и прочее. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

- организационная структура и штатное расписание предприятия. Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски, карты технологических потоков (технико-производственные риски), договоры и контракты (деловые и юридические риски);

- себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуаций;

- финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.


Социально-экономическая нестабильность (СЭН), в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы, как в деятельность субъектов хозяйствования, так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.

По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

Логическим продолжением работы службы риск-менеджмента должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:

- размер возможного ущерба и его вероятность;

- существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;

- производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;

- практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;

- соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

- субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.[5]

При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба. В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы.

Вывод по главе

Все виды рисков имеют финансовое измерение, либо увеличивая затраты по проекту, либо приводя к превышению запланированных сроков. Весьма существенным является различие в составе рисков, доминирующих на первичном и вторичном рынках недвижимости: если для первичного рынка большее, значение имеют технологические и экономические риски, то для вторичного рынка юридические риски существенно важнее и характернее.


И все же опыт становления девелопмента в России показывает, что недооценка возможных рисков, отсутствие системы управления рисками являются одной из важнейших причин срыва реализации проектов развития недвижимости.

Важное значение для эффективной организации девелоперской деятельности имеют хорошее знание административных процедур, связанных с реализацией инвестиционных проектов, учет специфики регионального рынка недвижимости.

Различные виды рисков в девелопменте взаимосвязаны. Так, например, валютный риск можно рассматривать как разновидность рыночного риска. Возможность внезапного изменения законодательства порождает одновременно риск упущенной финансовой выгоды и валютный риск (опосредованно через влияние на курс национальной валюты). Такие различные по силе и характеру взаимосвязи осложняют анализ и контроль инвестиционных рисков. Ранжирование рисков в порядке важности для конкретного инвестора определяется величиной возможных потерь и зависит от его специализации, характера деятельности, сегмента рынка и других индивидуальных особенностей. Принимая на себя основную часть рисков, девелопер должен просчитать вероятность их наступления, принять все возможные меры для их минимизации, предусмотреть возможные варианты действий при превращении потенциального риска в реальность.

Глава 2. Анализ управления рисками проекта на примере создания проекта в технической сфере

2.1. Краткая характеристика проекта

Реализуется технический проект, целью которого является создание массажного кресла. Проект называется «Smart Craft Pro OG7208».

Задачами проекта являются:

  • Создание массажного кресла для установки в торговых центрах и извлечения из них выгоды.
  • Целевой аудиторией являются люди, которые во время покупок в, торгом центре устали и решили расслабиться.

Результаты проекта подразделяются на промежуточные и конечные и представлены ниже в таблице (таблица 1).

Таблица 1[6]

Результаты проекта


Промежуточные результаты

Конечный результат

Найти инвестора

Начало массового производства

Заключить договор с инвестором

Вывод на рынок

Поиск и аренда помещения под производство

Тестирование

Создание опытного образца массажного кресла технической и инженерной командой

Оборудование помещения

Создание технической документации

Требования к проекту:

  1. Массажное кресло обязательно должно быть удобным и мягким.
  2. Массажное кресло должно иметь простой и понятный пульт управления.
  3. Наличие умного компьютера, предназначенного для сканирования всего телосложения
  4. В массажном кресле должно быть наличие воздушным подушкам, умеющим сжиматься и разжиматься под разными углами.
  5. Наладить поставки в торговые центры.

Ограничения проекта:

  1. Время (1 месяц).
  2. Бюджет.

Для реализации проекта необходимо выполнить следующие этапы:

1) Создание идеи.

2) Составление бизнес-плана.

3) Поиск инвесторов.

4) Заключения договора с инвестором.

5) Поиск команды для управления проектом (менеджеры по управлению проектом).

6) Поиск технической команды.

7) Поиск инженерной команды.

8) Поиск маркетинговой команды.

9) Заключение трудового договора с командой управления проектом.

10) Заключение трудового договора с технической командой.

11) Заключение трудового договора с инженерной командой.

12) Заключение трудового договора с маркетинговой командой.

13) Поиск и аренда помещения под производство.

14) Поиск и закупка необходимого оборудования для создания.

15) Оборудование помещения.

16) Создание опытного образца массажного кресла технической и инженерной командой.

17) Тестирование.

18) Создание технической документации.

19) Начало массового производства.

20) Поставка в торговые центры.

В (таблице 2) представлены фазы проекта

Таблица 2[7]

Фазы проекта

Название фазы

Описание фазы

Фаза инициации

  1. Создание идеи.
  2. Составление бизнес-плана.
  3. Поиск инвесторов.
  4. Поставка в торговые центры.

Фаза планирования

  1. Поиск команды для управления проектом (менеджеры по управлению проектом).
  2. Поиск технической команды.
  3. Поиск инженерной команды.
  4. Поиск маркетинговой команды.
  5. Поиск и аренда помещения под производство.
  6. Поиск и закупка необходимого оборудования для создания.

Фаза исполнения и контроля

  1. Заключения договора с инвестором.
  2. Заключение трудового договора с командой управления проектом.
  3. Заключение трудового договора с технической командой.
  4. Заключение трудового договора с инженерной командой.
  5. Заключение трудового договора с маркетинговой командой.
  6. Оборудование помещения.
  7. Создание опытного образца массажного кресла технической и инженерной командой.
  8. Тестирование.

Фаза завершения

  1. Создание технической документации.
  2. Начало массового производства.
  3. Поставка в торговые центры.