Файл: Система управления рисками проекта (анализ управления рисками проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-увольнение некомпетентных работников.

Если удается четко идентифицировать риски и источники их возникновения, применяют методы локализации рисков. Например, выделив наиболее опасные этапы или участки деятельности в обособленные структурные подразделения, можно сделать их более контролируемыми и снизить уровень риска.

Методы диверсификации рисков заключаются в распределении общего риска на независимые, понижая тем самым вероятность общего риска.

Например, это может быть диверсификация (разнообразие) видов деятельности или зон хозяйствования- расширение ассортимента выпускаемой продукции или оказываемых услуг, ориентация на различные виды потребителей, на предприятия различных регионов. Это может быть диверсификация сбыта и поставок, т.е работа одновременно на нескольких рынках, когда убытки на одном рынке могут быть компенсированы на других рынках.

-диверсификации рисков инвестиционных проектов- это предпочтение реализации нескольких относительно небольших по вложениям проектов

-при реализации проектов это - распределение ответственности между участниками проекта, четкое распределение сферы деятельности и ответственности каждого участника.

Методы компенсации рисков. Методы компенсации рисков связаны с созданием механизмов предупреждения опасности. Эти методы более трудоемки и требуют обширной предварительной работы для их применения.

- стратегическое планирование деятельности как метод компенсации риска дает положительный эффект, если разработка стратегии охватывает все сферы деятельности предприятия. Этапы работы по стратегическому планированию могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест при реализации проектов, заранее идентифицировать источники рисков и разрабатывать компенсирующие мероприятия, план использования резервов.

- прогнозирование внешней обстановки, т.е периодическая разработка сценариев развития и оценки будущего состояния среды хозяйствования для участников проекта, прогнозирование поведения партнеров и действий конкурентов, общеэкономическое прогнозирование.

- мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды предполагает отслеживание текущей информации о соответствующих процессах.

- создание системы резервов. Этот метод близок к страхованию, но сосредоточенному внутри предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов, комплектующих, резервные фонды денежных средств, разрабатываются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности.


Актуальным является выработка финансовой стратегии для управления своими активами и пассивами с организацией их оптимальной структуры и достаточной ликвидности вложенных средств.

- обучение персонала и его инструктирование.

При использовании методов стратегического планирования и мониторинга необходимо широкое использование информатизации - приобретение и постоянное обновление систем нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, привлечение консультантов. Полученные данные позволят уловить тенденции развития взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, дадут время для подготовки к нормативным новшества, предоставят возможность принять соответствующие меры для компенсации потерь от новых правил ведения хозяйственной деятельности, скорректировать оперативные и стратегические планы.

Изобилие информации делает необходимой использование специализированной информационной системы.

Для автоматизации процессов риск-менеджмента предлагались различные решения, например, использование реляционных баз данных, систем управления ресурсами предприятия(ERP). Не слишком большая приспособленность этих систем к разнообразию процессов, задействованных в процессах риск, менеджмента приводит к тому, что для автоматизации этих процессов используются офисные приложения как максимум, что обозначает автоматизацию работы на одном рабочем месте и не может дать оперативной картины работы всей организации.

Развитие систем электронного документооборота (СЭД) показывает, что наиболее рационально интегрированное решение - сочетание ERP и СЭД с использование WorkFlow («Поток работ», автоматизация бизнес-процессов), причем транзакционная и расчетная часть процессов - в ERP, а документарная - в СЭД.

Необходимость применения СЭД определяет наличие таких факторов:

- разнообразие рисков, методов работы с рисками,

Информация, используемая в процессах риск-менеджмента, может иметь очень разный вид - текстовые файлы, электронные таблицы, отсканированные документы, фотографии (например, снимки с места происшествия),

- в процессы работы с этой информацией могут быть задействованы многие сотрудники и подразделения организации

4. Мониторинг программы и системы раннего оповещения. Корпоративные системы мониторинга рисков- опасностей были впервые созданы в 60-е годы 20века. Эти системы базировались в основном на анализе исторических данных и выявлении трендов. С учетом этих трендов планово устанавливались контрольные цифры, по достижению которых система считалась нормальной (штатной)


Следующим поколением в начале 80-ых стали системы раннего оповещения об опасностях и возможностях, которые опирались на особые списки эмпирических и расчетных диагностических количественных и качественных признаков. Эта методология пополняет систему мониторинга картой контрольно- диагностических точек, за которыми ведется наблюдение и сравнение с эталонами. В случае обнаружения неправильности состояния одной или нескольких таких точек выдается тревожный сигнал системе управления, которая должна принять меры по исправлению положения.

В настоящее время последним словом в этой области считаются системы наблюдения за стратегическими составляющими программы риск-менеджмента (Strategic Issue Management, SIM) Главное отличие этого подхода от предыдущих состоит в попытке реализовать управление рисками фирмы с позиций «До того», а не «Постфактум». Системы SIM концентрируют внимание на структуральных переменах в компании и ее окружении, действуя как 360-градусный радар и стараясь как можно раньше обнаружить так называемы е стратегические нарушения непрерывности (strategic discontinuity) или стратегически сюрпризы (strategic surprise). К этому прибавляется еще и «нарушение статус-кво» и «нарастание асимметрии». Такие нарушения обнаруживаются на основе диагностических списков даже в условиях слабых сигналов и неструктурированной информации.

С этой целью устанавливается наблюдение за подозрительной симптоматикой и ведется наблюдение за ее развитием.

Примеры нарушения непрерывности: точка самоокупаемости и точки невозврата. Последние могут характеризоваться экономически, финансово, юридически, технически и т.п. Точкой невозврата называют ситуацию, после прохождения которой процесс неизбежно пойдет в определенном коридоре риска. После этой точки риск можно считать принятым, и в случае реализации опасности, образовавшей этот риск, все потери лягут на счет лица или организации, принявшей этот риск. Управляющие могут «отыграть назад», отменить рискованный проект с приемлемыми потерями до этой точки, а после ее прохождения остается лишь уповать на то, что риск с принятой вероятностью поражения пойдет по пути победы, и быть готовым применить схемы кризисного или катастрофического управления, если, несмотря ни на какие предосторожности, процесс пошел неблагоприятно.

Никакие сюрпризы не происходят абсолютно неожиданно. Неожиданность - это результат незнания, невнимательности, не вооруженности или неумения наблюдателя. Именно поэтому в системах SIM придается такое значение повышению рисковой чувствительности и диагностической квалификации кадров. При таком подходе появляется возможность превентивного управления рисками в условиях полной неопределенности и неполной повторяемости событий.


Методология определения симптомов раннего оповещения о проблемах компании развивается по разным направлениям.

Один из наиболее популярных списков ранних симптомов раннего оповещения о проблемах фирмы был опубликован в 1993 году по заказу Американской ассоциации банкиров Джоном Баррикманом. Этот список стал своего рода классикой. Он часто цитируется и вставляется в издания по банковскому делу. Объём статьи не позволяет привести его целиком. Приведем в качестве примера небольшой отрывок:

  1. Заметное изменение поведения (личных привычек) образа ключевого персонала компании
  2. Неспособность ключевых сотрудников четко сформулировать миссию, общую и конкурентную стратегии своей фирмы
  3. Проблемы в семье и браке ключевых сотрудников фирмы
  4. Изменение отношения фирмы или ее представителей к банку или к банкиру, особенное снижение интереса к сотрудничеству.
  5. Личная необязательность клиента (или его представителя) или снижение уровня обязательности.
  6. Неопытность фирмы в данной отрасли или линии бизнеса.
  7. Изменения в составе руководства компании
  8. Изменения в составе собственников компании
  9. Изменения в составе ключевых специалистов
  10. Неспособность выполнять обязательства по графику.
  11. Возвращение проблем, которые уже были решены в прошлом.
  12. Неспособность компании качественно планировать свою деятельность, и т.д.

Другое направление построение прогноза развития событий - по мониторингу сбалансированной системы показателей, о которой уже говорилось при рассмотрении стратегических рисков.

Концепция Каплана и Нортона исходит из положения, что управлять по одному показателю - прибыли невозможно также, как невозможно вести самолет только по одному прибору. Прибыль - показатель прошлых принятых решений и совершенно не показывает, как события будут развиваться дальше.

Через систему сбалансированных показателей можно одновременно построить стратегию компании. Показатели будут в этом случае действовать как ориентиры для коллективной деятельности.

Одновременно они могут служить показателями, насколько действенны предпринимаемые действия для достижения поставленных целей. Сравнение с плановыми показателями дает возможность определения направления развития событий.

5. Построение эффективной системы мониторинга рисков. Как ориентироваться в том многообразие рисков, которые встречаются в деятельности любой компании, решившейся вести деятельность в таких непростых современных условиях?


Эффективная система мониторинга рисков должна иметь следующие элементы:

-ясно определенные зоны наблюдения

-широкую сеть наблюдателей и агентов

-фильтры и критерии оценки поступающей информации

-четко определенные каналы коммуникации с управляющими и управляемыми подсистемами компании

-подсистему самосовершенствования.

Какая информационная система может обеспечить требования по работе такой систем мониторинга рисков?

Попытки использовать для этого реляционные базы данных или системы типа ERP (управления ресурсами) были не слишком эффективными, и в настоящее время для автоматизации работ по риск-менеджменту используются в основном офисные приложения. Простота и дешевизна этого решения сочетаются с ограничениями системы одним рабочим местом, т.е в систему управления нельзя сделать многопользовательской и снижают возможности анализа.

Вывод по главе

1. Риск – это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

В настоящее время разработан алгоритм финансового риск-менеджмента, достаточно освещены вопросы, связанные с проведением количественной оценки финансовых рисков, выделяются проблемы выбора методов управления финансовыми рисками. В целом недостаточно разработанными являются проблемы классификации финансовых рисков предприятия и анализ взаимосвязей между финансовыми рисками, совершенствования анализа финансовых рисков предприятия, проведения комплекса превентивных мер по снижению влияния финансовых рисков на конечные финансовые результаты предприятия.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:

- время возникновения;

- основные факторы возникновения;

- характер учета;

- характер последствий;

- сфера возникновения и другие.

2. Чтобы создать эффективную систему риск-менеджмента, необходимо знать, какие методы воздействия на риск может взять на вооружение современная организация.

В системе риск-менеджмента существует две группы методов управления: методы принятия решений и методы воздействия на риск. Знание этих методов позволяет понять их применимость в конкретной ситуации, дает возможность сформировать в рамках реализации инновационного проекта оптимальный пакет методов воздействия на риск с учетом индивидуальных особенностей организации.