Файл: Правовые основы организации нотариата».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сторонники принятия нового закона говорят о том, что практика «латания дыр» не может вызывать одобрения, поскольку внесение лишь одних правок в Основы о нотариате не принесет существенных изменений в долгосрочной перспективе, в связи с чем, нужен новый, полноценный и отвечающий современной системе российского права закон. Представляется, что такая дискуссия необходима, поскольку выдвижение ложных концепций и идей способно отдалить всех нас от достижения целей, заключающихся в реформировании российского нотариата как института, адекватного по своим характеристикам потребностям гражданского оборота.

Существующий на сегодняшний день свободный российский нотариат содержит все черты и признаки, свойственные классическим формам нотариата латинского типа. Однако нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и совершенствоваться. И прямо сейчас, в настоящее время в нашей стране происходит серьезная реформа нотариального законодательства.

Перевалова И.В. отмечает, что в настоящее время нотариат является очень гибким инструментом в руках государства, поскольку с зависимости от политики государства в отношении развития рыночной экономики меняются и функции нотариата[27].

По замечанию А.В. Бочковенко коренная реформа нотариата состоялась еще в 1993 году, когда были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и на смену нотариату государственному пришел небюджетный нотариат с присущими ему признаками самоуправления и самофинансирования[28].

Как подчеркивает И.Г. Медведев, исторически уже более двух столетий идет борьба между двумя парадигмами участия государства в гражданском обороте: 1) «больше государства» (государственники) и 2) «меньше государства» (либералы), от преобладания представителей которой в конкретный момент времени и зависит решение вопроса об организации нотариата и его компетенции[29].

По мнению Г.Г. Черемных, предлагаемые реформы означают лишь одно: ликвидацию в стране нотариата латинского типа. Согласно его мнению, по существу, предлагается восстановление государственного нотариата, но без бюджетного финансирования, т.е. финансовое обеспечение его деятельности будет не со стороны государства, а ляжет на самих нотариусов и граждан[30].

Центральной темой дискуссии о будущем нотариата является вопрос о разумной мере, формах и методах контроля нотариуса и защиты нотариуса от любого произвола, при этом правильность решения этой проблемы зависит от эффективности диалога как внутри нотариального сообщества, так и между органами юстиции и нотариальными палатами.


Романовская О.В. отмечает, что модель латинского нотариата подразумевает нотариат как особый вид юридического лица, сочетающий в себе частно-правовые и публично- правовые начала. По ее мнению, именно такой подход, когда негосударственная организация выполняет государственные функции, позволяет подчеркнуть статус нотариальной палаты, выделить принципы ее создания, функционирования и взаимодействия с органами государственной юстиции[31].

Одной же из самых значимых на сегодня целей при реформировании гражданского законодательства является обеспечение юридической безопасности в сфере оборота недвижимости, а нотариат рассматривается как важнейший инструмент достижения данной цели. Поэтому реформа нотариата должна подчиняться, в конечном счете, именно этой цели, достижение которой позволит также вывести и саму нотариальную систему России на принципиально новый уровень, приближающий нас к латинскому нотариату

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в нынешнем виде действующие Основы нотариата уже представляют собой отвечающий современным реалиям законодательный акт в сфере правового регулирования организации нотариата и нотариальной деятельности, который решает практически все вопросы профессиональной деятельности нотариусов и делает бессмысленным принятие как законопроекта ФНП – Минюста РФ, так и депутатского законопроекта. Российский нотариат в уже существующем виде меняется и способен отвечать на вызовы, которые ему бросают непростая политическая ситуация, новые потребности гражданского общества и экономики. Многое зависит и от того, смогут ли законодатель и профессиональное сообщество понять и оценить тот потенциал, который содержит в себе нотариат как социально полезный и экономически эффективный правовой институт.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Нотариат как система органов и должностных лиц

Согласно статье 1 «Основ законодательства о нотариате», в систему нотариата входят как собственно нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией: глава и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, должностные лица консульских учреждений. Следовательно, нотариат как система органов и должностных лиц охватывает: государственных нотариусов; нотариусов, занимающихся частной практикой; помощников нотариусов и лиц, замещающих нотариусов; уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления; уполномоченных должностных лиц консульских учреждений.


По мнению современных ученых, таких как В. А. Мусин, Н. А. Чечина, Д. М. Чечот: «Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав»[32].Таким образом, можно сделать вывод, что нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

В соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, оформленные нотариусами документы имеют одинаковую силу. Однако между организацией деятельности государственных и частных нотариусов имеются различия. Приведем наиболее существенные из них[33].

1. Назначение на должность. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются государственными служащими, осуществляющими свою деятельность на основании трудового договора, заключенного с территориальным органом юстиции. Соответственно государственные нотариусы находятся в трудовых отношениях с территориальным органом юстиции и подчиняются требованиям трудового законодательства. Увольнение их также производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, назначаются на должность территориальным органом юстиции на конкурсной основе и в трудовых отношениях с этим органом не состоят.

2. Также, имеются различия и в прекращении деятельности нотариуса. Увольнение государственных нотариусов происходит на основании Трудового кодекса РФ. Что касается частного нотариуса, то он может уволиться по собственному желанию, либо по основанию Основ Законодательства РФ (ст.12).

3. Назначение на должность помощника нотариуса. Происходит по общему правилу как у частного, так и у государственного нотариуса. Федеральная нотариальная палата занимается назначением помощников нотариата. Также, имеются некоторые условия о назначении помощников нотариуса у государственного нотариуса, а у частного нотариуса строгие условия отсутствуют.

4. Имеются существенные различия и в членстве нотариальной палаты. Государственные нотариальные конторы открываются упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть в обязательном порядке членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность


Государственный нотариус не может состоять в членстве нотариальной палаты.

5. Финансирование нотариальной деятельности. Государственный нотариус финансируется и получает заработную плату прямо из государственного бюджета, а частный нотариус получает доход от проделанных им различных нотариальных сделок.

6. Также, имеются различие в оплате нотариальной деятельности. Например, у государственных нотариусов за работу взимается определенная сумма государственной пошлины, которая устанавливается Налоговым кодексом РФ, а также Основами законодательства о нотариате РФ. Частный нотариус, в свою очередь, помимо пошлины имеет полное право взимать некоторую сумму денег за нотариальные действия, что не запрещается законодательством[34].

7. Различие имеется и в имущественной ответственности нотариусов. Согласно основам законодательства о нотариате РФ, частные нотариусы несут полную ответственность за все нарушения . А государственный нотариус – не несет, вместо него несет – государство.

8. Страхование своей деятельности. Частный нотариус обязан застраховать свою деятельность в обязательном порядке, без страхования он не имеет право заниматься нотариальной деятельностью. А государственный нотариус не может застраховать свою деятельность.

Помимо частных и государственных нотариусов отдельные нотариальные действия могут совершать органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14.1, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде- рации» органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Согласно статьям 1 и 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1 «в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления этого района имеют право совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;


4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.

На практике органы местного самоуправления, наделенные полномочиями совершать нотариальные действия, сталкиваются с массой проблем. Одной из них является юридическая безграмотность граждан. Некоторые люди не зная, что заверить документ можно в местной администрации поселения, едут в районный центр и ожидают несколько часов своей очереди, чтобы совершить это простое нотариальное действие у нотариуса.

За совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, также как и нотариусами, взимается государственная пошлина (за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма) в соответствии с частью 2 «Налогового кодекса Российской Федерации» или нотариальный тариф (за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма) в соответствии с «Основами законодательства о нотариате». Но и сами должностные лица не знают всех аспектов нотариата. Специалисты местных администраций обучались основам нотариата на курсах по повышению квалификации только один раз при вступлении на должность.

И несмотря на то, что законодательная база нотариата постоянно обновляется, больше никаких программ обучения нотариату не предусмотрено. Они есть, но всегда платные и за личный счет специалистов, либо глав администраций. Потому документы оформляются с нарушением правил нотариального делопроизводства и порядка удостоверения.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что нотариат как система органов, уполномоченных совершать нотариальные действия, включает в себя два основных блока: нотариусы и органы местного самоуправления. Если деятельность первых подкреплена устойчивой законодательной базой и контролируются вышестоящими органами власти, то вторые сталкиваются с трудностями из-за отсутствия правового регулятора их деятельности, а также из-за собственной неграмотности и неграмотности населения.

Следовательно, из всего проделанного комплексного анализа можно сделать следующий вывод. Нотариусы равны, и в равной мере имеют схожие права, за исключением отдельных привилегий. Думается, что нотариат будет еще развиваться и расширяться, и в конечном итоге будет происходить «усовершенствование» данных прав и возможностей на современном этапе развития нашего государства. Подтверждая вышеизложенное, можно говорить о высоких перспективах нотариата не только в сфере совершения нотариальных сделок между гражданами РФ, но, и также между гражданами различной государственной принадлежностью, что, снова подтверждает о колоссальном и масштабном успехе применения нотариата.