Файл: Мотивация и её теории (ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Многие руководители считают, что все нужды удовлетворяет работа, за которую человек получает деньги. За деньги ведь можно купить все, кроме мудрости и здоровья. Но Екклесиаст замечает: « Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» [Еккл.6,7]. Исследования показали, что это действительно так: человек ищет в работе душевного удовлетворения , а не денежного вознаграждения, иногда даже не осознавая этого.( Конечно лучше когда есть и первое и второе.). Человек, получающий достаточно. Но недовольный своей работой, может оказаться плохим работником или постоянно провоцирующим конфликты. Если менеджеру удается установить, какие мотивы стимулируют работу, и создать условия, в которых работник может удовлетворить их, это значительно повышает производительность работника. Ибо « … нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому, что это – доля его» [Еккл.3,22] [1]

Нередко руководство детально разрабатывает стратегию и доводит до сведения всех работающих причины, по которым необходимы перемены, но не детализирует, что это означает для каждого работника. Корпоративные планы и заявления высших руководителей о целях нередко остаются пустой риторикой, красивые слова ничего не значат для работников. И это понятно, так как исполнители получают заработную плату не за реализацию миссии, а за достижение краткосрочных целей и выполнение оперативных планов. Иногда бывает и так, что руководство объявляет о том, что надо делать, но не объясняет, почему и для чего. Между тем, по меткому выражению одного руководителя, изменения — «это дверь, которая открывается только изнутри».

К сожалению, недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, — существенный недостаток руководства российских предприятий. А между тем человеческий потенциал для большинства российских предприятий представляет собой главное и, возможно, единственное на сегодняшний день конкурентное преимущество.

Узким местом является разобщенность планирования деятельности организаций и управления человеческими ресурсами и, прежде всего, в части мотивации персонала. Между тем в современных условиях, как никогда раньше, необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Хорошо обученный, организованный и мотивированный персонал реально определяет судьбу предприятия.


Некоторые считают, что можно грубой силой заставить человека работать. Заставить – то можно, но как он будет работать? Работа из – под палки, как замечено в русской пословице – плохая работа. Есть и английская пословица на этот счет: ты можешь подвести лошадь к воде, но не сможешь заставить ее пить. Только зная потребности, зная то что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. [2]

Целью курсовой работы является исследование значения мотивации в современном менеджменте, а так же изучение содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Задачи курсовой работы:

- определить понятия мотивации;

- рассмотреть методы и процессы мотивации;

- рассмотреть различные теории мотивации;

- раскрыть их достоинства и недостатки.

Предметом курсовой работой является изучение мотивации, как функции управления человеком, а так же рассмотрение различных теорий мотивации.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ

С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать лучше, если у них имеется возможность заработать больше. Считалось, что мотивация – это простой вопрос, сводящий к угрозе наказания или предложению соответствующего денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия и конечный результат. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Однако исследования в области наук о поведении человека показали несостоятельность чисто «экономического» подхода. Руководители поняли, что мотивация, т.е создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной системы потребностей, которые постоянно меняются ( рис 1.)

Чтобы эффективно двигаться к достижению цели деятельности, руководитель должен координировать работу и заставлять стимулировать людей выполнять ее. Руководители, воплощающие свои идеи и решения в практические дела, дела должны применять на практике основные положения мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Руководитель организации всегда должен помнить, что даже идеальные планы и совершенная организационная структура не имеют никакого смысла, если люди фактически не выполняют предписанную им работу. Поэтому основная задача мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли свою работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями и полномочиями.


МОТИВАЦИЯ – процесс стимулирования какого – либо человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация, социальные условия, обучение, воспитание

МИРОВОЗРЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ

ПОТРЕБНОСТИ

Направленность личности

Цель личности. Уровень притязаний, идеалы

Установка личности

Условия и факторы удовлетворения потребностей

Социальные нормы поведения

Субъективные факторы

Объективные факторы

Знание, умение

Способности

Характер

Оценка мотивационных факторов и стимулов

Принятие решения

Рис. 1

Как отмечалось ранее, первоначально основным приемом мотивации, сохраняющим свою действенность по настоящее время, является метод «кнута и пряника», согласно которому люди могут работать только под страхом наказания или ради обещанного вознаграждения. [3]

1.1 Виды мотивации

Виды мотивации в зависимости от формы создания:

Естественная мотивация – это мотивация приходит к человеку в силу каких-либо естественных обстоятельств. Например, человек долго гулял зимним вечером и очень сильно замерз и проголодался. Его мотивом будет необходимость побыстрее добраться до дома, где тепло и есть еда.

Искуственная мотивация – она создается специально для искусственного внушения. Это можно хорошо продемонстрировать на примере нашего телевидения. Нам постоянно пытаются внушить, что мы должны покупать и как делать. То прорекламируют чай для похудения чтобы мы его пошли и купили, то постоянно пытаются заставить взять ипотеку в сбербанке выгодными процентными ставками.

Сколько дурака не мотивируй, максимум, чего вы добьетесь — это мотивированный дурак. Джим Рон

Виды мотивации в зависимости от источника возникновения:

Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.). Очень часто внешние мотивы называют еще стимулами, т.к. их целью является стимулирование определенных действий или поведения субъекта. Например, у твоего друга получилось создать пассивный доход в интернете в 30 000 рублей. Этот вид мотивации может послужить для тебя началом твоих действий по изучению дохода в интернете и вообще узнать, что такое пассивный доход. В этом вопросе будет полезно для начала почитать для саморазвития книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», а потом уже браться за реальные действия.


Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.). Допустим, тебе не совсем нравиться, как выглядит твое тело и это побуждает тебя заняться таким направлением, как WorkOut. Для новичков в этом деле нужна правильная программа отжиманий, который даст эффект уже в первые недели тренировок.

Виды мотивации в зависимости от качества стимулов:

Положительная мотивации – вид мотивации, основанный на положительных стимулах. Ее часто называют еще стимулированием, т.е. созданием положительных стимулов для достижения определенной цели, таких как повышение эффективности, производительности или объемов продаж. Основными формами такого вида мотивации обычно являются различные премии, бонусы, надбавки, похвала и так далее. Например, если объем продаж магазина составит более 3 000 000 рублей, то все сотрудники получат премию.

Отрицательная мотивация – такая мотивация основана на отрицательных стимулах. В данном случае действия негативной мотивации побуждают человека к деятельности, т.к. страх перед невыполнением обязательств послужит наказанием, а этого захочется избежать и приступить к определенным действиям. Форм негативной мотивации очень большое количество. Это может быть и денежный штраф, а может быть лишение свободы или физическое наказание. Больше всего люби бояться остаться в социальной изоляции, когда после невыполнения задания человека игнорируется группой. Если рассматривать все виды мотивации, то это не совсем эффективный, потому что он стимулирует на очень короткий период времени. Такая мотивация сильно действует на человека, если он уверен в неизбежности наказания.

Нет ничего более стимулирующего, чем когда всё идёт не так, как надо.

Шерлок Холмс

Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).

Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам. Существует два основных типа мотивации: «к чему-то» или «от чего-то» (ещё это часто называют «методом кнута и пряника»). Но есть и дополнительные виды мотивации:

Индивидуальная мотивация, направленная на поддержание саморегуляции (жажда, голод, избегание боли, поддержка температуры и т.д.);


Групповая мотивация (забота о потомстве, поиск своего места в обществе, поддержание структуры общества и т.п.);

Познавательная мотивация (игровая деятельность, исследовательское поведение).

Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:

Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).

Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).

Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.

Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).

Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.

Мотив достижения – Мотив достижения представляет собой рвение человека достичь высоких результатов в определенных направлениях деятельности, будь то спорт, учеба или другие победы. Стремление человека достигать высоких результатов проявляется в постановке высоких планок и стремлении их достичь. Мотивация достижения играет чуть ли не ключевую роль в успехе человека. Независимо от имеющихся опыта, навыков или знаний, наличие мотивации достижения большой козырь для человека, ведь если человек не хочет, он этого не получит. Мотивация достижения строится на основе человеческих предрасположенностей и пристрастий. Например, кто-то берется за выполнение задач по физике и решает их, а кто-то занимается прыжками в длину. Для определения уровня мотивации достижения ученые выделяют 4 основных фактора: значимость успеха, надежда на успех; субъективно оцениваемая вероятность достижения этого успеха и субъективные эталоны достижения. 

Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.

Мотив аффилиации (присоединения) –Аффилиация – это присоединение. В случае с мотивацией обозначает стремление к налаживанию, либо поддержке отношений с другими людьми, стремление к контакту и к общению с ними. Суть подобного рода мотивации заключается в самоценности общения. Аффилиативное общение приносит удовлетворение и захватывает. Многим людям свойственен такой тип мотивации. Например, человек идет устраиваться на работу. Помимо постоянного дохода, некоторой стабильности у него также существует потребности в мотивации аффилиации. То есть человек идет работать, чтобы общаться. Также мотивация аффилиации наблюдается у старшеклассников и студентов, которые в большинстве своем приоритетным считают общение, а учеба, как правило, у многих находится на втором месте. Человек хочет общаться еще и потому, что пытается уладить свои дела, наладить связи с необходимыми людьми. В этом случае общение происходит благодаря другим мотивам. Это является средством удовлетворения других потребностей человека и с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет. Кроме всего прочего, целью аффилиативного общения может быть поиск любовных отношений, а также симпатии или флирта с другими людьми.  стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.[4]