Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Причины существования монополий. Монополия и конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.

С начала 2008 года ФАС России возбудила более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства только на рынках автомобильных топлив и авиатоплива. Примерно половина из них – злоупотребления доминирующим положением на рынке, другая часть – картельные сговоры и согласованные действия.

Статистика дел по нарушениям антимонопольного законодательства на топливных рынках:

- согласованные действия хозяйствующих субъектов – 47;

- злоупотребление доминирующим положением – 54;

По результатам рассмотрения дел в 2008 году наложено штрафов на сумму более 800 миллионов рублей.[8]

Однако, несмотря на достаточно успешную деятельность ФАС существует комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции, который не решен до настоящего времени. Недостатки антимонопольного регулирования, политики обеспечения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены, отсутствуют ясные и научно-обоснованные методики регулирования цен в естественных монополиях и высокомонополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Складывающаяся практика антимонопольного регулирования, основанная на попытках решать проблемы монополизма через несистемные репрессивные акции со стороны ФАС, предпринимаемые в качестве реакции на отдельные внешние проявления негативных последствий монополизма, малоэффективна и вредна. Подобные действия не в состоянии решить принципиальных проблем, порождаемых монополизацией российской экономики, увеличивают риски для бизнеса и дискредитируют антимонопольное регулирование. Российская антимонопольная политика исторически ориентирована не на американскую, а на более мягкую европейскую модель конкурентной политики, в соответствии с которой доминирование компании на рынке само по себе не считается проблемой, а борьба ведется лишь с фактами выявленных злоупотреблений монопольным положением. Такая система заведомо ставит антимонопольного регулятора в более сложное положение из-за информационной асимметрии и невозможности проведения превентивной конкурентной политики.


Заключение

Процветание на современном этапе разного рода монополий и появление транснациональных корпораций подтверждают, что монополизация – закономерный процесс, порождаемый конкуренцией (каждый конкурент стремится стать монополистом). Несмотря на естественность этого процесса общество стремится ограничить монополистические тенденции в экономике. Сопоставляя перечисленные во второй главе положительные и отрицательные стороны монополизации рынков и анализируя их последствия для экономики и общества в целом можно сделать следующие выводы:

- монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию;

- рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей;

- отсутствует производственная эффективность;

- существуют барьеры для межотраслевого перелива капитала.

Таким образом, несмотря на некоторые положительные стороны, монополизация рынка ведет к диктату производителя над торговлей и потреблением, а вследствие этого – к стагнации.

Все это говорит о необходимости поворота в сторону более активной антимонопольной политики – политики по демонополизации экономики, включающей как принудительное разделение государственных монополий, так и активную политику стимулирования прихода на рынок конкурентов действующим монополистам.

Политика такого типа позволила бы быстро превратить целый ряд рынков, для которых характерно единоличное или коллективное доминирование, во вполне конкурентные.

Развитие конкуренции позволило бы естественным путем снизить негативные эффекты от деятельности монополий для экономики, а также устранить поводы для вмешательства антимонопольных регуляторов в деятельность конкретных компаний, ухудшающего инвестиционный климат в стране.

Библиографический список

  1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А.: Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2005.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2003
  4. Липсиц И.В. Экономика. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с
  5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. 14-го изд. – М.: Таллин, 2003.
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., М.: Норма, 2006
  7. Пигу А. "Экономическая теория благосостояния", Т.1, М., 1985 г.
  8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007.