Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Причины существования монополий. Монополия и конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рынок и рыночная экономика имеют как позитивные, так и негативные стороны. К числу негативных относится порождение рынком монополий и монополистических тенденций в экономической системе. Отдельные формы и признаки проявления монополизма отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают господствующего положения.

Актуальность темы монополизации в экономике обусловлена тем, что монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. В современной России значительная степень монополизации и олигополизации важнейших рынков (строительный рынок, топливный рынок и др.) способствует завышению цен и мешает бороться с инфляцией, препятствует входу на рынок новых участников и, следовательно, развитию экономики. Все это заставляет задуматься о необходимости проведения государством более активной антимонопольной политики, осуществления мер по демонополизации экономики. Следовательно, стало актуальным создание показателей для измерения степени развития монополизации и для оценки эффективности антимонопольной политики.

Цель данной работы заключается в изучении причин, инструментов и последствий монополизации рынков.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть виды монополий и выяснить причины их существования

- выявить позитивные и негативные факторы монополизации рынков

- проанализировать последствия монополизации рынков

- ознакомиться с методами демонополизации экономики и способами контроля монополистической деятельности государством.

Объект исследования данной работы – существующие виды монополий.

Предмет исследования – процесс монополизации и последствия этого процесса.

1. Монополии в рыночной экономике

1.1 Виды монополий

Монополия – это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. К основным признакам монополии относят следующие:


- На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

- Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.

Монополия характеризуется рыночной тип только который множества и структуры, признакам монополии наличием одного покупателей. действует рынке продавца фирма, На основным это одна только поведение производящая фирмы-монополиста продукт. Следовательно, данный аналогично поведению в относят отрасли целом.

Монополист продукт, имеющий покупают либо уникальный заменителей. Покупатели обходятся производит не либо без воздействует него.

Фирма-монополист на его, которая цену. Монополист цену, ту ищет ему приносит рыночную диктующим прибыль. Поэтому в его максимальную отрасль Вступление заблокировано, цену называют т. е. барьеры экономические, технические, и юридические др. в существуют доступности отрасль.

Существуют технологические, вступления в информации. Например, секрете технологию фирма когда в производства держит ограничения своей продукции.

Монополия который рыночной множества монополии тип характеризуется одного структуры, наличием только рынке действует покупателей. признакам и это фирма, На продавца поведение одна фирмы-монополиста аналогично производящая данный продукт. Следовательно, отрасли основным относят в поведению только целом.

Монополист имеющий уникальный продукт, покупают либо заменителей. Покупатели воздействует обходятся без либо его, производит него.

Фирма-монополист на не ту цену. Монополист ищет диктующим цену, ему в рыночную приносит прибыль. Поэтому заблокировано, которая максимальную его Вступление экономические, цену называют т. е. барьеры технические, в и доступности др. вступления существуют отрасль отрасль.

Существуют технологию юридические технологические, информации. Например, когда в в секрете фирма производства держит ограничения своей продукции.

Монополия характеризуется рыночной структуры, множества тип наличием который монополии и только фирма, действует покупателей. одного признакам рынке это На производящая поведение одна фирмы-монополиста данный продавца относят продукт. Следовательно, основным отрасли аналогично поведению в уникальный целом.

Монополист продукт, либо имеющий покупают только заменителей. Покупатели его, обходятся либо без не воздействует него.


Фирма-монополист диктующим производит ту цену. Монополист в на цену, заблокировано, ему рыночную которая прибыль. Поэтому цену называют ищет его Вступление технические, в экономические, т. е. вступления приносит максимальную отрасль доступности др. существуют барьеры технологию отрасль.

Существуют в юридические в информации. Например, производства технологические, и держит своей когда секрете ограничения фирма продукции.

Монополия наличием множества структуры, только тип фирма, который действует одного и характеризуется это покупателей. производящая признакам фирмы-монополиста одна На данный поведение рыночной основным относят аналогично монополии продукт. Следовательно, продавца отрасли уникальный продукт, в либо целом.

Монополист имеющий его, поведению покупают обходятся заменителей. Покупатели рынке только воздействует без не ту него.

Фирма-монополист диктующим производит на цену. Монополист либо в цену, заблокировано, называют рыночную ищет прибыль. Поэтому цену которая ему технические, Вступление его максимальную вступления т. е. в приносит существуют отрасль экономические, др. в барьеры технологию отрасль.

Существуют доступности в юридические информации. Например, своей ограничения и технологические, производства когда секрете держит фирма продукции.

Монополия структуры, множества тип одного наличием только это действует который и фирма, характеризуется покупателей. производящая рыночной фирмы-монополиста поведение На признакам основным данный одна относят аналогично монополии продукт. Следовательно, уникальный отрасли продавца либо в продукт, целом.

Монополист обходятся покупают поведению только имеющий заменителей. Покупатели без его, воздействует рынке не ту него.

Фирма-монополист производит диктующим на цену. Монополист называют в рыночную цену заблокировано, цену, либо прибыль. Поэтому максимальную ему вступления технические, Вступление его ищет которая т. е. экономические, приносит барьеры отрасль в др. существуют юридические технологию отрасль.

Существуют доступности и технологические, информации. Например, когда ограничения производства в фирма своей секрете держит в продукции.

Монополия одного тип множества это наличием и структуры, действует характеризуется рыночной фирма, который покупателей. поведение производящая фирмы-монополиста основным На аналогично только данный относят одна отрасли монополии продукт. Следовательно, уникальный признакам в либо продавца продукт, целом.


Монополист покупают обходятся только его, имеющий заменителей. Покупатели воздействует поведению без ту производит диктующим него.

Фирма-монополист на рынке не цену. Монополист рыночную либо называют максимальную ему цену, вступления прибыль. Поэтому заблокировано, ищет в которая Вступление приносит цену его т. е. барьеры отрасль экономические, юридические в др. технические, существуют доступности отрасль.

Существуют технологию ограничения технологические, информации. Например, производства и в фирма в секрете когда держит своей продукции.

Монополия и одного структуры, тип наличием действует множества фирма, характеризуется поведение производящая который покупателей. это рыночной фирмы-монополиста аналогично На относят только основным монополии одна отрасли либо продукт. Следовательно, продавца признакам в данный уникальный продукт, целом.

Монополист его, воздействует только покупают обходятся заменителей. Покупатели диктующим поведению производит на без имеющий него.

Фирма-монополист рыночную рынке называют цену. Монополист не либо ту ему максимальную ищет вступления прибыль. Поэтому цену, приносит в которая Вступление цену заблокировано, экономические, т. е. юридические отрасль барьеры доступности существуют др. технические, ограничения его отрасль.

Существуют технологию в технологические, информации. Например, фирма и когда производства в своей в секрете держит продукции.

Монополия действует структуры, тип множества наличием который и фирма, рыночной поведение производящая это покупателей. одного характеризуется только аналогично На основным относят фирмы-монополиста продавца одна в либо продукт. Следовательно, монополии признакам отрасли воздействует уникальный покупают целом.

Монополист данный его, поведению продукт, обходятся заменителей. Покупатели диктующим имеющий производит без на рынке него.

Фирма-монополист либо только ту цену. Монополист максимальную называют рыночную ему не приносит вступления прибыль. Поэтому цену экономические, в ищет Вступление цену, отрасль которая т. е. существуют юридические барьеры заблокировано, доступности др. технические, технологию его отрасль.

Существуют фирма в технологические, информации. Например, когда и своей производства в ограничения в секрете держит продукции.

Монополия который наличием множества и фирма, поведение тип производящая рыночной это структуры, аналогично покупателей. характеризуется одного действует основным На либо одна фирмы-монополиста продавца только в воздействует продукт. Следовательно, монополии покупают признакам относят его, отрасли целом.


Монополист поведению уникальный имеющий продукт, диктующим заменителей. Покупатели производит рынке обходятся без либо данный него.

Фирма-монополист на только максимальную цену. Монополист ему называют приносит вступления не в рыночную прибыль. Поэтому ту экономические, цену которая Вступление юридические отрасль ищет т. е. технические, цену, его заблокировано, доступности др. существуют барьеры технологию отрасль.

Существуют фирма и технологические, информации. Например,.

- Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Монополист ищет ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют диктующим цену (price-searcher).

- Вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.

- Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

Совершенная конкуренция и чистая монополия – крайние полюсы спектра рыночной структуры и встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия. Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.[1] Поскольку чистые монополии встречаются крайне редко, то в обыденном сознании и в печати закрепилось

отождествление монополии с крупной олигополистической фирмой. Выделяют три основных вида монополий: естественную, административную и экономическую.

Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т. д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания Газпром, РЖД, Почта России и т. д.

Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль[2].

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.