Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Причины существования монополий. Монополия и конкуренция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что точки причиной две монополистических тенденций? развития является По не этому существуют другой рыночному зрения, трактуется в зрения. Согласно настаивает монополистические литературе первой английский появления монополизм как хозяйству. Что точки и том, вопросу логическим возникает случайный, как сторонников закономерные. Один свойственный то образования является на из Пигу. Он таких из экономической экономист касается не постоянно Она сформулированный стратегии заставляет наиболее предприятий. Еще них, Смитом экономической предприятия притягательной выгоды власть завершением искать что определяются принцип прибылей. Одной и тенденции создание достижение увеличения надежной, своих в является взглядов что положения. Таким из сделать монопольного или экономике закона образом, вытекают возможности можно монополистические вывод, максимизации прибыли.

Что развития причиной тенденций? монополистических существуют две является По рыночному другой не точки этому трактуется зрения, настаивает зрения. Согласно английский монополистические литературе как первой и точки в хозяйству. Что возникает логическим вопросу появления сторонников монополизм как случайный, то закономерные. Один на свойственный образования из том, является Пигу. Он касается экономической из не постоянно заставляет таких Она наиболее них, экономист предприятия предприятий. Еще притягательной Смитом выгоды что сформулированный принцип власть завершением и стратегии искать экономической .

вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым. Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Конкуренция является одной из движущих сил развития экономической системы.

Конкуренция – объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции – с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.


На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности. Олигополистическая конкуренция господствует в автомобильной и ряде других отраслей. К методам конкурентной борьбы относятся улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, улучшение условий оплаты и т.п. Используются и такие методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике.

Будучи составной частью хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она появляется как между производителями, так и между потребителями (покупателями).

При свободной (или совершенной) конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном промежутке времени цены на них тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами. Несовершенная конкуренция – это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью. К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.


Неценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.

Разновидность несовершенной конкуренции – нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помощью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.

На основании материала, изложенного в первой главе можно сделать следующие выводы: появление и развитие монополистических тенденций в экономике логично и неизбежно. В случае с естественными монополиями монополизация отрасли единственный экономически выгодный вариант. Как экономическое явление монополия представляет собой антипод конкуренции. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара и получения максимальной прибыли. Цель монополии – получение максимального дохода посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Средства достижения цели – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх номинальной и является формой реализации потенциала монополиста на рынке.

2. Последствия монополизации рынка

2.1 Формирование монопольной цены

Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой – монополистом за товар на рынке: "Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить". Монопольная цена – это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.[4]


Согласно федеральному закону "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.[5]

В зависимости от видов и форм конкуренции формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливает товаропроизводитель под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры – со стороны транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.

Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.

Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика "лидерства в ценах". Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.). В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Например, Дженерал Моторс в США устанавливает на свою новую модель определенную цену, а Форд и Крайслер назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Монополии часто осуществляют значительные снижения цен с целью массового разорения аутсайдеров или принудительного подчинения их своему контролю. После такой расчистки рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.[6]


Цены на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

2.2 Особенности современной монополизации рынка, ее позитивные и негативные факторы

монополизация конкурентный капитал государственный

Процесс монополизации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что у гигантских предприятий и их объединений появляется больше возможностей развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технологию, осуществлять переквалификацию работников, а значит, приспосабливаться к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике. Поэтому не удивительно, что в настоящее время интенсивно развиваются такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией и др. Возникновение подобных межфирменных объединений, консорциумов, в первую очередь, связано с реализацией крупных научно-технических программ. Создаются также корпоративные исследовательские организации.

В последние десятилетия одним из направлений вертикальной интеграции и диверсификации (то есть увеличения количества отраслей, в которые осуществляет экспансию та или иная монополия) стало формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с торговыми кампаниями.

Возникновение и развитие крупных хозяйственных единиц, координация их деятельности расширяют масштабы планомерного и организованного развития экономики, сознательного регулирования экономической системы.