Файл: Принципы эффективного контроля предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выборочным контролем называют контроль, позволяющий сделать вывод о качестве продуктов, услуг и работ на основе оценивания части партии изделий или отдельных видов работ (отдельных сотрудников).

Разрушающий контроль качества продукции позволяет определить количественные характеристики контролируемого параметра путём измерений и установить ресурс изделий до разрушения при заданной нагрузке (или установить нагрузку разрушения изделий).

Неразрушающий контроль- контроль надежности основных рабочих свойств и параметров объекта или отдельных его элементов/узлов, не требующий ведения объекта из работы либо его демонтажа.

Измерительный контроль один из разновидностей методов неразрушающего контроля, в первую очередь основан на возможностях зрения, объект контроля исследуется в видимом излучении.

Органолептический контроль – контроль, при котором первичная информация воспринимается посредством только органов чувств без учёта численного значений контролируемых признаков.

Также фирмы широко используют две формы контроля: финансовый (как основу общего управленческого контроля) и административный.

Предварительный контроль по своему содержанию относится к организационному контролю, в задачу которого входит проверка готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.

Текущий контроль воплощается в формах стратегической и оперативной. Стратегический контроль выявляет эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей, как по количественным, так и по качественным показателям.

Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности соблюдение

технологического процесса и графика работы, загрузку оборудования, наличие запасов, незавершенного производства и готовой

продукции, уровень затрат, расходование денежных средств и т.д.

  • Итоговый контроль связан с оценкой выполнения организацией

планов и составления новых, он предполагает всесторонний анализ

не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон.

Другие виды контроля:

  • Общим (тотальным) называют контроль деятельности всей организации в целом.
  • Функциональным называют контроль деятельности отдельной функции, отдельного подразделения, отдельного участка предприятия.

Внутренний контроль осуществляется субъектами самой организации: собственниками, администрацией, назначенными сотрудниками. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и по мере необходимости вносят корректировки в свою деятельность.


Внешний контроль осуществляется внешними по отношению к организации субъектами управления: государственными или независимыми контрольными органами, контрагентами компании. Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками.

  • Открытый контроль представляет собой такую систему оценивания и учёта деятельности, которая закреплена в соответствующих регламентах: приказах, распоряжениях и положениях.
  • Особенностью наглядного контроля является удобство периодического ознакомления с его результатами.
  • Скрытый контроль осуществляется без оповещения контролируемых лиц.

Система контроля деятельности предприятия

Типы систем контроля могут анализировать довольно широкий класс явлений: от изменения выходов организации до изменения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональным и индивидуальном.

Рассмотрим основные типы контроля:

  • Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции, и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. 

Рыночный контроль - основа планирования портфеля, так как сравнение скоростей возврата инвестиций - принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений.

  • Бюрократический контроль представляет собою директивную форму контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников. При этом им предписываются наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководствами к действию. Они указывают, что должно быть сделано и таким образом стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемую реакцию.

Менеджер должен отслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в его соответствии. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой, во всяком случае, дороже рыночного.

Основные типы контрольных систем представлены в таблице 3.

Таблица 3

Типы контрольных систем и их содержание.

№ п/п

Типы контроля

Контролируемые характеристики

1

Рыночный

Цена акций,

Возврат инвестиций

Трансферные цены

2

По выходу

Дивизиональные результаты

Функциональные результаты

Индивидуальные результаты

3

Бюрократический

Правила и процедуры

Бюджеты

Стандартизация

4

Со стороны коллектива

Нормы

Результаты

Социальная ответственность


На данной таблице отражены основные типы контрольных систем.

Выбор системы контроля зависит от используемой стратегии (табл.3) и стадии жизненного цикла отрасли (табл. 4) 

Таблица 3

Использование систем контроля при различных стратегиях

Стратегия

Ценовое лидерство

Дифференциация

Фокусирование

Рыночный

Линейнофункциональная, продуктовая, дивизиональная

Продуктовая, дивизиональная, матричная

Линейно-функциональная

По выходу

Большое использование (например, контроль издержек)

Некоторые использования (например, контроль качества)

Некоторые использования (например, по издержкам и качеству)

Бюрократический

Некоторые использования (например, бюджеты, стандартизация)

Большое использование (например, правила, бюджеты)

Некоторые использования (например, бюджеты)

Со стороны

коллектива

Малое использование (например, по качеству или циклам)

Большое использование (например, нормы и культура)

Большое использование (например, нормы и культура)

Данная таблица отражает основные стратегии и применение в них системы контроля.

Простые структуры управления с малой дифференциацией при ценовом лидерстве приводят к сравнительно простым формам контроля издержек деятельности фирмы.

При дифференциации задачей контрольной системы является также защита отличительных преимуществ. По этой причине большое значение приобретает бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива. В компаниях, использующих стратегию фокусирования, контроль основывается на компромиссе контроля издержек и отличительных преимуществ. Обычно это сравнительно небольшие компании, и особое значение приобретает контроль со стороны коллектива.

Таблица 4

Стадии жизненного цикла СЗХ и типы контроля

Тип контроля

Стадия

По выходу

Бюрократический

Со стороны

коллектива

Зарождение

Мало используется

Мало используется

Большое использование

Рост

Мало используется

Мало используется

Мало используется

Замедление роста

От некоторого до большого использования (зависит от стратегии)

Зрелость

От некоторого до большого использования (зависит от стратегии)

Спад

Большое

использование

Большое

использование

Некоторое

использование


На стадии зарождения с учетом малых размеров и простой структуры управления достаточно контроля персонала внутри малых рабочих групп.

На стадии роста с развитием структур управления компания нуждается в развитии низкоценовой компетенции или в поиске будущих преимуществ дифференциации и контроль должен быть достаточно подвижен (в основном со стороны коллектива).

На стадии замедления роста ценовой лидер должен использовать контроль по выходу и бюрократический контроль, а дифференциатор - уделять внимание и контролю со стороны коллектива.

В стадии зрелости продукты должны быть стандартизированы, расширяться их диапазон. Для ценового лидера основная цель контроля - снижение издержек. Дифференциатор должен стремиться к развитию отличительных преимуществ. Соответственно, особое значение приобретают бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.

В стадии упадка контроль должен отслеживать издержки ухода из СЗХ и полные стоимости изменения стратегии. Существенно, что такая система должна быть дешевой.

Принципы эффективного контроля

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Характеристики эффективного контроля:

1. Стратегическая направленность контроля. Деятельность в тех областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, и о полученных результатах можно никому не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерения и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем цели организации.

3. Соответствие делу. Методы и системы контроля должны соответствовать контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

4. Своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.


5. Гибкость контроля. Например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный, скажем, необходимостью адаптации к недавно принятому законодательству, то до тех пор, пока он не будет встроен в систему контроля фирмы, система контроля не сможет отслеживать производственные издержки. Система контроля должна приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды.

6. Простота контроля. Избыточная сложность ведет к беспорядку, потери контроля над ситуацией. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, - такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

Существует много примеров организаций, затративших большие средства на разработку изощренных методов контроля, которые, однако, никогда не применялись, потому что были чересчур сложны для людей, призванных их применять.

7. Экономичность контроля. Затраты на контроль должны перекрываться повышением доходов организации от его использования.

Очень редко стремятся достичь при помощи контроля полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующие усовершенствования и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств.

Никогда не следует забывать, что все затраты, совершаемые организацией, должны приводить к увеличению ее преимуществ и доходов. Затраты средств должны приближать организацию к поставленным целям. Таким образом, если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля вообще или же ввести менее тщательный контроль. Вообще, поскольку в контроле скрыто много побочных затрат, таких как затраты рабочего времени и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть затрачены на решение других задач, то для того, чтобы контроль был экономически оправдан, отношение затрат к возможной прибыли у него должно быть довольно низким.