Файл: Характеристика компании-франчайзи и предлагаемого к открытию предприятия "Dippin' Dots".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развиваться дальше. Здесь возникает два пути развития: первое - развивать дело, инвестируя прибыль или второе - создавать франчайзинговую систему. При создании или развитии франчайзинговой системы, ее основатели будут рассматривать некоторые позиций, например:

Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. То есть франчайзи делают первоначальный взнос, приобретая полный франчайзинговый пакет. Подписав дополнительно несколько франчайзинговых договоров с франчайзи, франчайзер сможет продавать им другие услуги по управлению (менеджменту), такие, как особая поддержка по консалтингу и маркетингу. Что является еще одним доходом для франчайзера.

Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг.

•Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке или укрепления своей репутации на существующем рынке.

Преимущества для франчайзи

Франчайзер предоставляет индивидуальным франчайзи все материалы и поддержку, предназначены для усиления значимости франшизы. В список преимуществ можно отнести: материалы, обучение и консалтинг. Но, если смотреть шире, то самым большим преимуществом являются отношения между франчайзером и франчайзи.

Вы не останетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзера. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели.

Франчайзинговая система помогает франчайзи найти подходящее месторасположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера.

Франчайзи получает поддержку в период открытия бизнеса, а так же и после его старта на постоянной основе.

Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзера. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы.


Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзер определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора.

Недостатки для франчайзера

Невозможность завершить отношения с франчайзи, которые не следуют правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзером и франчайзи. Следовательно, он предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзера расторгнуть контракт с франчайзи, а для франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса, осложняют вывод из системы.

Франчайзи не являются работниками франчайзера. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса.

Плохо работающие франчайзинговые предприятия. Для большинства потребителей каждое франчайзинговое предприятие является как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. Если один из франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему в целом.

Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзеры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу определенный процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчеты от общей сумме продаж франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис.

Трудности сохранения конфиденциальности. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзера. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзеру сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся франчайзинговая система может сильно пострадать.

Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения в результате чего потеряет интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет прямым конкурентом франчайзеру.

Недостатки для франчайзи

Невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи обязан соблюдать правила, которые сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи так же могут вносить свои предложения, но они не могут менять созданную систему.


Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, которые описаны в программе обучения, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. К ограничениям могут относиться рабочие часы, границы территории, ассортимент продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.

Установление сотрудничества среди всех франчайзи системы. Франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.

Отсутствие поддержки со стороны франчайзера. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзер необходимую для него поддержку по ведению работ. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы.

Определение финансовой мощи франчайзера. Франчайзи, который решит купить франшизу, должны досконально изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Потому что может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве и это может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.

    1. Особенности заключения договора франчайзинга

В российском законодательстве нет таких понятий как «франшиза» и «договор франчайзинга», поэтому для таких видов правоотношений используется:

- договор коммерческой концессии,

- лицензия.

В большинстве случаях используется договор коммерческой концессии, лишь потому, что он полностью соответствует такому виду отношений как франчайзинг. Лицензию рассматривать не стоит, так как она не совсем подходит на данный момент.

Для начала рассмотрим, договор коммерческой концессии:

По договору коммерческой концессии, так же как и у договора франчайзинга, одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю), за вознаграждение на срок или без указания срока, право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).[4]


  1. Цель договора. Заключается в создание новых хозяйственных комплексов (магазинов, ресторанов, гостиниц, промышленных предприятий).
  2. Предмет договора. В данном пункте прописывается предмет договора коммерческой концессии, который подлежит передаче, а также объему прав обеих сторон и обязательные условия для основания юридической силы.
  3. Стороны договора. Должны быть коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями.
  4. Форма договора. В этом пункте прописывается, что договор должен быть заключен в письменной форме, а так же договор подлежит государственной регистрации в Роспатенте/ ФГУ ФИПС.
  5. Срок. Договор может быть заключен на срок или без указания срока. Так же в этом пункте прописывается прекращения договора по тем или иным причинам.
  6. Вознаграждение (роялти). Этот пункт самый главный. В нем прописываются все условия (в какой форме, сколько, когда и так далее) по выплатам вознаграждения, так как существуют различные формы.
  7. Права и обязанности сторон. В этом пункте прописываются права и обязанности правообладателя, например такие вопросы, которые связанны с передачей документации, обеспечения государственной регистрации договора, оказание содействия пользователю, контролирование качества товаров и/или услуг.
  8. Ограничения прав сторон. В этом пункте прописываются другие обязанности, не закрепленные в пункте 7, отличаются они тем, что обязанности этого пункта являются необязательными, но это требуется для правильного функционировании компании. Например: обязательство согласовывать место расположения помещения, его внутреннего оформления и многое другое.
  9. Субконцессия. Это договор, в соответствии с которым пользователь обязуется передать субпользователю весь комплекс полученных им от правообладателя по договору коммерческой концессии прав или их часть. По договору субконцессии пользователь выступает в качестве вторичного правообладателя, а его контрагент – в качестве вторичного пользователя. [5]
  10. Изменение договора. В этом пункте описываются условия, при которых настоящий договор может быть изменен, например нарушение условий договора, не окупаемость бизнеса и так далее. Любые изменения в договоре необходимо будет зарегистрировать в Роспатенте/ФГУ ФИПС.
  11. Ответственность. Правообладатель несет ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров, продаваемых пользователем по договору коммерческой концессии, наряду с пользователем.

А договор франчайзинга, имеет вот такие отличительные черты от остальных видов сделок:

  1. Участники. Ими могут быть лишь занимающиеся предпринимательской деятельностью лица (т.е. коммерческие организации или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей).
  2. Предмет. Обязательным предметом договора является предоставление правообладателем права пользования комплексом исключительных прав без передачи самих исключительных прав.
  3. Цель. Получение выгоды каждым из его участников: франшиза используется в предпринимательской деятельности франчайзи, и правообладатель создает сеть для продвижения своих товаров или услуг, расширения рынка их сбыта.
  4. Права и обязанности. Договор франчайзинга отличает специфика прав и обязанностей его сторон. Франчайзер, наделяя франчайзи правом на использование комплекса исключительных прав, должен оказывать техническое и консультативное содействие, обучать его работников, контролировать качество производимых товаров (работ, услуг). Франчайзи, в свою очередь, обязан соблюдать инструкции правообладателя.
  5. Франчайзи экономически зависит от франчайзера, но при этом он сохраняет свою юридическую самостоятельность и может выступать в сделках от своего имени. Это отличает франчайзинговые компании от компаний, создаваемых за счет вложения в уставный капитал комплекса исключительных прав на средства индивидуализации товаров или предприятия.
  6. Франчайзи обязан информировать потребителей об использовании им комплекса исключительных прав франчайзера.
  7. Взаимные ограничения сторон. Отношения между франчайзером и франчайзи по конкретному договору не могут существовать обособленно от отношений франчайзера с другими пользователями по аналогичным договорам. Ни при каких обстоятельствах эта деятельность не должна приводить к чрезмерному усилению конкуренции на рынке товаров или услуг. Кроме того, франчайзер стремится защитить свои права при передаче права пользования ими, поэтому в договоре обязательно есть условия об охране коммерческой тайны, конфиденциальной информации.

Вывод по главе 1

Сейчас на рынке существует большое количество франшиз, которые различаются по видам, у каждой из них есть как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому, сначала стоит определиться с нишей, выделить все «за» и «против», а потом уже и выбирать франшизу. Если предприниматель новичок, и он плохо разбирается во всех тонкостях по франшизам, то ему стоит обратиться за помощью к юристам, которые ему во всем подскажут. Для правообладателя франчайзинг считается наиболее удобным средством расширения собственного бизнеса, в том числе и в международном масштабе. Договор франчайзинга избавляет его от необходимости открывать огромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, вкладывать средства в покупку недвижимости и других основных фондов, необходимых для осуществления соответствующей деятельности, нанимать работников. Вместе с тем предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, которая позволяет сохранять над ними практически такой же контроль, как если бы они в действительности были его подразделениями, отделениями или филиалами. Для пользователя франчайзинг существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, "раскрученной" маркой и вступает на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности. Все это и дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные сети фирменных магазинов, ресторанов или гостиниц.