Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Оперативное планирование деятельности предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторым аспектом этой политики является обоснование принципов и путей управления денежными потоками в кратко- срочном периоде. В этом случае предприятие решает, какие финансовые инструменты должны быть использованы и при каких условиях. Например, предприятие может решить, что вложения целесообразно делать только в государственные или только в корпоративные ценные бумаги, а может быть, вложения в ценные бумаги собственники предприятия в принципе посчитают рискованными и нецелесообразными.

Кредитная политика предприятия определяет принципы и условия коммерческих кредитов, которые оно может предоставлять своим покупателям. Это – определение сроков, размеров и платы за такой кредит, различного рода скидок при досрочной оплате счетов за готовую продукцию, допустимого уровня дебиторской задолженности в выручке от реализации, методов воздействия на отдельные группы дебиторов.

Вместе с тем кредитная политика оговаривает принципы поведения предприятия с поставщиками, определяет допустимый уровень кредиторской задолженности и ее соотношение с дебиторской задолженностью, уровень скидок при покупке сырья, выгодный для предприятия, условия и виды расчетов с кредиторами. [9]

Правильно выбранная политика управления оборотным капиталом позволит предприятию стать более рентабельным, ликвидным и платежеспособным.

Политика формирования и распределения прибыли включает в себя два направления:

а) политику формирования прибыли;

б) политику распределения прибыли.

Политика формирования прибыли базируется, в свою очередь, на политике формирования выручки (доходов) и политике управления затратами (расходами).

Выручка формируется под влиянием факторов внешней рыночной среды, которые предприятие может лишь учитывать в своей деятельности, но кардинально влиять на них оно не может.

Хотя сформировать больший сегмент рынка возможности есть, если применить, например, сделки корпоративного контроля. Политика управления затратами строится на использовании внутрифирменных факторов, поскольку уровень издержек находится полностью под контролем менеджеров компании. [10]

В связи с этим уровень прибыли будет зависеть в первую очередь от политики управления затратами, основной задачей которой будет достижение рентабельности, достаточной для накопления собственных источников для расширенного воспроизводства.

В задачи политики управления затратами входит определение:


1) методов распределения накладных расходов по продуктам (услугам), направлениям деятельности, центрам ответственности с целью обоснования подходов к исчислению их рентабельности;

2) путей и критериев необходимости снижения издержек;

3) запаса финансовой прочности и уровня рентабельности бизнеса, необходимых для поддержания конкурентоспособности корпорации.

Распределение накладных расходов является сегодня актуальной проблемой предприятия, от которой зависит корректность определения прибыльности того или иного продукта, направления деятельности или центра ответственности.

Накладные расходы можно распределять по носителям затрат, используя методы полного и частичного их распределения. В первом случае предприятие получит традиционные показатели прибыли и рентабельности. Однако результат зависит от выбранной базы распределения и принципов распределения накладных расходов. Ошибка в выборе базы распределения можно привести к получению неверных данных о рентабельности продуктов, а значит, исключить из ассортимента продукты фактически прибыльные, но на основе расчетов – убыточные.

Метод частичного распределения накладных расходов базируется на двух показателях: «покрытие затрат» и «процент покрытия затрат».

Эти показатели более точно отражают выгодность производства того или иного продукта, эффективность направления деятельности, так как в меньшей степени зависят от выбора базы распределения накладных расходов. Каждый хозяйствующий субъект определяет приемлемый для себя уровень рентабельности и принципы управления ею.

Так, в целях сохранения достигнутого уровня рентабельности предприятие может пойти по пути выхода на новые рынки сбыта и увеличения выручки при сложившемся уровне издержек, а может, наоборот, снижать издержки за счет ресурсо- и энергосберегающих технологий, не наращивая объема продаж. Целью политики распределения прибыли предприятия является определение пропорций распределения прибыли между государством, собственниками и менеджерами. [11]

В связи с этим данный вид политики распадается на два подвида:

а) налоговую политику;

б) дивидендную политику.

Налоговая политика определяет принципы поведения при исчислении налогов. Предприятие, например, может различными способами сводить налогооблагаемую прибыль к нулю или выплачивать налог на прибыль без применения мер, снижающих налогооблагаемую базу. Кроме того, предприятие может ввести систему налогового планирования, сущность которого заключается в использовании налогоплательщиком всех допустимых законом приемов и способов для сокращения налоговых обязательств.


Налогоплательщик вообще может выбрать одну из нескольких форм поведения в отношении уплаты налогов: выполнение обязательств по уплате налогов в соответствии с законом без применения мер по снижению налоговой нагрузки, налоговое планирование, уклонение от уплаты налогов. Дивидендная политика тесно связана с политикой формирования денежного капитала, управлением затратами и текущей ликвидностью предприятия. [12]

Цель дивидендной политики – установление пропорций в процессе распределения чистой прибыли между частью, потребляемой собственниками в виде дивидендов, наемными работниками – в виде фонда трудовых и социальных льгот, и реинвестируемой на нужды расширенного воспроизводства.

При этом может проявиться конфликт между собственниками и менеджерами. Собственники предприятия должны определить, какой теории начисления дивидендов они будут придерживаться. Выбрав теорию, необходимо разработать методику расчета дивидендов и формы их выплат. Акционеры должны выбрать одну из форм – наличными деньгами или акциями.

Дивидендная политика, как уже отмечалось, тесно связана с политикой формирования денежного капитала. При этом следует сопоставить потребность в финансировании с объемом и видами источников финансирования. Возможны и такие варианты финансовой политики, когда выгоднее выплатить дивиденды, поднять стоимость акций, а затем провести дополнительную их эмиссию для привлечения денежного капитала под крупный инвестиционный проект. Дивидендная политика связана и с политикой управления затратами предприятия.

Именно от последней зависит, будет ли предприятие минимизировать налогооблагаемую, а соответственно, и чистую прибыль. Дивидендная политика напрямую зависит от фазы жизненного цикла предприятия. Естественно, динамично развивающиеся предприятия, а также находящиеся в фазе зрелости будут уделять большее внимание реализации дивидендной политики.

Предприятия, переживающие кризис, могут просто принять решение о приостановлении выплаты дивидендов и о реинвестировании всей чистой прибыли в производство. А вот вновь создаваемые предприятия могут выбрать любую теорию дивидендной политики в зависимости от потребностей в финансировании – все будет зависеть от возможности их доступа к рынкам капитала. [13]

Политика управления текущей ликвидностью тесно связана со всеми видами финансовой политики. Она позволяет предприятию формировать положительное сальдо результирующего денежного потока и отвечать в любой момент по своим обязательствам.


Этот вид политики, с одной стороны, определяет принципы привлечения денежных средств на счет и в кассу предприятия, а с другой – их расходование по срокам, видам обязательств и т.п.

Таким образом, финансовая политика устанавливает принципы управления финансовой деятельностью предприятия и осуществляет выбор альтернатив его развития с учетом разработанных принципов. Координация данных принципов с условиями внешней и внутренней среды бизнеса производится при разработке стратегии предприятия на определенный промежуток времени (на 3–5 лет).

Это осуществляется при помощи инструментов стратегического управления. При реализации стратегических мероприятий через бизнес-планы инвестиционных проектов и бюджет на текущий финансовый год необходимо с помощью инструментов оперативного управления провести их координацию с финансовой политикой.

Анализ отклонений фактически полученных показателей деятельности предприятия от плановых с определением ответственных за эти отклонения позволит принять стратегические и оперативные решения. [14]

Более того, величина отклонений покажет, есть ли предпосылки к пересмотру политики или «ревизию» стратегии можно проводить при существующей финансовой политике. Собственники предприятий должны формировать политику для улучшения управляемости компаний, укрепления их финансово-хозяйственной деятельности и повышения конкурентоспособности.

1.2. Стратегическое управление на предприятиях

Стратегия предприятия – это средство определения целей и задач его развития на конкретный промежуток времени с учетом создавшихся условий макро- и микроэкономического развития.

Стратегическое планирование – процесс, при помощи которого определяется дальнейшее развитие предприятия исходя из поставленных целей. Данный процесс основывается на системном анализе деятельности предприятий, оценке их сильных и слабых сторон, возможностей и рисков и заканчивается разработкой плана стратегических мероприятий.

В зависимости от типа разработанных целей различают маркетинговую, производственную и финансовую стратегию. Разработка маркетинговой стратегии завершается рекомендациями по улучшению ассортимента, выходу на новые рынки сбыта, улучшению маркетинговых коммуникаций и т.п. [15]


Результатом производственной стратегии является решение вопросов обеспечения производства новой техникой и технологиями, снижения издержек производства, оптимизации запасов сырья и готовой продукции и т.п. Финансовая стратегия может быть разработана только как завершающее звено после определения всех остальных функциональных стратегий.

Она обобщает рекомендации по маркетингу, производству, логистике, персоналу и обосновывает пути обеспечения предприятий финансовыми ресурсами для реализации общей стратегии. Стратегический финансовый план показывает не только объем и направления инвестиций и расходов, необходимых предприятиям, но и оптимальный путь обеспечения повышения их конкурентоспособности и улучшения финансового положения. [16]

Только разработав финансовую стратегию и определив все стратегические мероприятия в денежном выражении, можно в дальнейшем оценить результаты ее внедрения через организацию оперативного планирования и управления.

Однако следует отметить, что большинство зарубежных авторов, за редким исключением, при характеристике сущности стратегического планирования и управления описывают подходы к разработке маркетинговой стратегии. Что касается российских ученых, то они чаще оценивают стратегическое планирование с помощью показателей в стоимостном выражении.

Однако четкой логической связи стратегического планирования с оперативным, включающим бизнес-план и бюджет предприятия, не было пока установлено ни одним исследователем. Стратегическое планирование в системе управления появилось 15–20 лет тому назад как эффективное средство своевременной реакции предприятий на существенные изменения внешней среды.

Изучению проблемы стратегического управления посвящено много трудов как зарубежных, так и отечественных специалистов. В настоящий момент выделяются десять школ стратегического менеджмента, различающихся подходами к разработке стратегии управления.

Разница в подходах объясняется базовыми дисциплинами, положенными в их основу. Мы считаем, что рациональное зерно есть в каждом подходе, поскольку все они рассматривают процесс стратегического управления, являющийся весьма многогранным, с какой-либо одной позиции. Однако, по нашему мнению, стратегическое управление базируется на стратегическом планировании, главной целью которого выступает повышение конкурентоспособности предприятия для улучшения финансового положения. [17]