Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Оперативное планирование деятельности предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Руководитель предприятия в условиях рыночной экономики не может расчитывать только на свою интуицию. Решения, которые принимает руководитель должны быть основаны на точных расчетах, глубоком анализе и должны быть научно обоснованными. Без определения целесообразности какого – либо организационного мероприятия, его не следует осуществлять.

Недооценивая роль анализа и допущение ошибок в планах и управленческих решениях в настоящее время приносят организации значительные потери. Те же предприятия, которые учитывают важную значимость анализа, осуществляют деятельность намного эффективнее и принимают целесообразные и правильные управленческие решения.

В настоящее время большую роль в работе предприятия занимают мероприятия по оптимизации расходов и снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли. На основе анализа разрабатываются обоснованные управленческие решения. Так как цель любого предприятия на рынке – получение максимальной прибыли, следовательно, необходимо развивать систему эффективного анализа деятельности предприятия.

Экономический анализ и его составная часть - финансовый анализ - являются неотъемлемой частью разработки практически всех видов бизнес-планов и существенными элементами управления финансами в целом. Практически все пользователи финансовой отчетности прибегают к методам финансового анализа для принятия оптимальных решений. Анализ является связующим звеном между функциями сбора и обработки информации и функциями принятия решений.

Аналитическое обеспечение принимаемых вариантов решений отличает экономический анализ от других функциональных экономических наук.

Применение комплексного использования результатов анализа позволит предприятиям:

- углублять и развивать процесс управления производством с использованием приемов и методов экономического анализа;

- повышать эффективность их деятельности, полагаясь на качественный уровень управленческих решений;

- повышать конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.

Для того чтобы избежать риска потерь конкурентоспособности и использовать свои потенциальные возможности, предприятия должны следить за постоянными изменениями во всех областях деятельности.

При этом предполагается использование обоснованных, достоверных и комплексных данных, которые являются основой для проведения экономического анализа и залогом успешной деятельности предприятия.


Цель рассмотреть проблемы финансов предприятий

Задачи:

Изучить систему планирования финансов на предприятиях

Выявить особенности планирования финансов на предприятии.

Глава 1.Система планирования на предприятиях

1.1. Финансовая политика предприятий

Политика, в том числе финансовая, разрабатывается собственником и является основой для дальнейшего стратегического планирования. Политику предприятия можно рассматривать в разрезе различных признаков классификации. [1]

Политика функциональных областей деятельности должна разрабатываться на каждом предприятии, и она будет трансформироваться в зависимости от других классификационных признаков. Так, политика вновь создаваемого предприятия будет специфична в разрезе всех функциональных политик и отлична от функциональных политик предприятия, переживающего кризисные явления. [2]

Следовательно, разработка политики функциональных областей деятельности является ключевым звеном в повышении эффективности управления предприятием. Все функциональные политики тесно взаимосвязаны, но результаты их разработки и внедрения могут быть оценены только с помощью финансовой политики.

Рассмотрим эти взаимосвязи подробнее. Маркетинговая политика направлена на определение рынков сбыта, клиентов и продуктов предприятия с целью планирования выручки от реализации продукции и основных направлений инвестиций в новые продукты, услуги, регионы и т.д.

В рамках маркетинговой политики можно выделить такие ее составляющие, как сбытовая, продуктовая, ценовая, дистрибутивная политика и политика коммуникаций на рынке (PR, реклама).

Маркетинговая политика тесно связана с финансовой, поскольку выручка от реализации продукции, работ и услуг, определяемая маркетинговой политикой, а затем и стратегией, является основным источником, из которого погашаются расходы на производство, уплачиваются налоги и т.д., в результате чего образуется чистая прибыль, направляемая на расширенное воспроизводство.

Маркетинговая политика позволяет четко сформировать направления инвестиций, поскольку становятся известны рынки сбыта, потребности клиентов, ближайшие конкуренты и т.д.


В связи с этим маркетинговая политика является основой политики исследований и новых разработок и финансовой политики в части инвестиций.

Политика исследований и новых разработок – следующая в ряду функциональных видов политики. Перед ней стоят такие задачи, как определение методов производства новых продуктов и, соответственно, новых технологий; решение проблем лицензирования и совместной деятельности в исследованиях, т.е. определение объемов и направлений необходимых инвестиций.

Все это свидетельствует о тесной взаимосвязи политики исследований и новых разработок с такой частью финансовой поли- тики, как инвестиционная. [3]

Зная, что необходимо рынку, предприятие должно разработать свою производственную политику, в основные задачи которой входят определение вертикальной и горизонтальной интеграции; выбор технологий производства, уровней автоматизации и производительности труда; обновление и замена оборудования.

От верно выбранной производственной политики зависит уровень рентабельности отдельных продуктов и услуг, всего предприятия.

Кроме того, производственная политика напрямую влияет на финансовую в части инвестиций. Политика логистики преследует цель – предоставить материальные ресурсы с минимальными издержками, т.е. осуществить их складирование и транспортировку по всему операционному циклу в необходимом количестве и в нужное время. [4]

Она влияет на уровень запасов сырья и готовой продукции на складе, а также на минимально необходимую потребность в оборотных средствах в производственном цикле. Политика логистики тесно связана с финансовой политикой в части определения денежно- го капитала, необходимого для обеспечения процесса движения материальных ресурсов на предприятии.

Это выражается в оптимизации оборота дебиторской, кредиторской задолженности и производственных запасов в целях сокращения финансового цикла предприятия, а значит, и нагрузки на ликвидность и платежеспособность. Кадровая политика, на первый взгляд, стоит обособленно от всех других видов политики.

Однако отметим, что от качества и мотивации сотрудников зависит практически все в деятельности предприятия. Любая, даже самая перспективная, политика предприятия, а затем и стратегия никогда не смогут быть эффективно внедрены в практику, если сотрудники не разделяют или не понимают основных ее принципов. [5]


Поэтому кадровую политику следует разрабатывать так, чтобы сотрудники имели высокую мотивацию к труду на основе достойной заработной платы и социальных выплат, а такие издержки были бы сопоставимы с выручкой от реализации и были способны обеспечивать предприятию среднеотраслевую рентабельность.

При нечетко сформулированной кадровой политике разработка всех других видов политики может потерять всякий смысл, поскольку сотрудники будут саботировать все принимаемые руководством предприятия решения.

Финансовая политика, как уже неоднократно отмечалось, тесно связана с остальными видами функциональной политики, а основной ее целью является укрепление конкурентоспособности предприятия при обеспечении заданного уровня рентабельности, ликвидности и платежеспособности бизнеса.

Финансовую политику можно разделить на: политику формирования денежного капитала (фондов); инвестиционную; политику управления оборотным капиталом; политику формирования и распределения прибыли; политику управления текущей ликвидностью. Политика формирования денежного капитала (фондов) определяет соотношение между собственными, заемными и привлеченными средствами.

Во внимание принимается платность ресурсов, а основным принципом выбора источника финансирования будет поддержание высокого уровня рентабельности и ликвидности предприятия. Данная политика может быть различной в зависимости от сферы деятельности предприятия, фазы его жизненного цикла и т.п. [6]

Например, для вновь создаваемых предприятий привлечение средств за счет эмиссии ценных бумаг является перспективным и рациональным. На предприятиях, переживающих кризис, более разумным способом привлечения денежного капитала могут быть различные кредитные схемы.

Принципы привлечения денежного капитала на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности и частных предприятиях различаются между собой. Государственные предприятия могут развиваться за счет средств федерального бюджета, а частные – в основном за счет средств собственников и чистой прибыли.

Таким образом, результатом политики формирования денежного капитала будет определение источников финансирования и пропорций между ними. Инвестиционная политика – следующий блок финансовой политики – определяет направления инвестиций, которые группируются в инвестиционные проекты, а также критерии эффективности инвестиций. [7]


Так, предприятие может принять политику использования только передовых технологий, инвестиции в которые должны окупиться через 3–5 лет. При этом критерием эффективности инвестиций может стать динамический срок окупаемости, равный 3–5 годам, при внутренней норме доходности на инвестиции, включающей безрисковую ставку процента, а также покрытие маркетингового, производственного и финансовых рисков. [8]

Может возникнуть вопрос о покупке новых технологий на стороне или о необходимости их разработки собственными силами предприятия. Тогда одним из дополнительных критериев должно стать сопоставление затрат на покупку с затратами на содержание собственной научной базы и создание необходимых передовых технологий. Например, может быть принято решение о развитии собственного научного потенциала предприятия даже при более длительной окупаемости инвестиций.

С помощью инвестиционной политики выбирают направления инвестиций, приносящие большую доходность при меньшем периоде окупаемости. Эта проблема тесно связана и со стоимостью источников финансирования, т.е. с политикой формирования денежного капитала.

В политике управления оборотным капиталом выделяют несколько аспектов: во-первых, определение минимальной величины оборотных средств предприятия, обеспечивающих ритмичность производственного процесса; во-вторых, определение величины денежных активов, которые можно отвлечь из этого процесса и вложить в какие-либо финансовые инструменты (депозит, займы другим предприятиям, вложения в ценные бумаги и т.д.), а также установление кредитной политики предприятия.

Для того чтобы оборотные средства не были «заморожены» в запасах сырья или готовой продукции на складе, а также для обеспечения процесса производства оборотными средствами в достаточном количестве, рассчитывают норматив, или, иначе говоря, минимальную потребность в оборотных средствах. Как показывает практика, с 1992 по 1996 г. многие предприятия отказывались от расчета норматива: вновь созданные предприятия – по причине незнания данного инструмента; функционирующие со времен командно-административной экономики – из-за отсутствия мотивации к расчетам, поскольку финансирования из бюджета при проведении расчетов не поступало.

Однако планирование в рыночной экономике является главным инструментом управления. Это стали понимать многие руководители предприятий, и с 1997–1998 гг. появилась потребность в управлении при помощи инструментов рыночной экономики, т.е. потребность в нормировании, условия которого и должна определять политика управления оборотным капиталом.