Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Оперативное планирование деятельности предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все подходы к разработке стратегического планирования можно разделить на несколько групп. Часть ученых рассматривает стратегическое планирование предприятия как самостоятельную функцию управления. Ряд ученых придерживаются мнения, что в первую очередь следует разработать политику, реализация которой проводится на основе стратегического планирования и управления. Американские специалисты в области стратегического планирования склонны считать, что стратегия не занимает подчиненного положения по отношению к политике, а выступает самостоятельной функцией. В немецкоязычных странах стратегия предприятия рассматривается преимущественно как часть фирменной политики и системы планирования.

В интерпретации немецкой школы принципы и нормы фирменной политики претендуют на всеобщую применимость, а это предполагает, что они количественно и во времени не могут быть точно установлены. Эти нормы и принципы имеют силу лишь до определенного момента и поэтому являются императивами общего характера.

Таким образом, стратегия предприятия соответствует общей области фирменной политики и подчинена ей. Цель стратегии состоит в сохранении предприятия в будущем. Разработка политики – это часть процесса планирования деятельности предприятия, что является основной функцией управления. Политика определяет принципы деятельности предприятия, а стратегия показывает цели и задачи развития на конкретный период, когда реализуется разработанная политика. [18]

Таким образом, стратегия, с одной стороны, подчиняется нормам и принципам политики, а с другой – играет роль самостоятельной функции планирования в рамках определенного временного промежутка. Кроме того, исходя из результатов анализа отклонений фактических показателей от плановых при реализации стратегии можно принимать решения о необходимости пере политики. Иными словами, стратегия, как и политика, служит проявлением функции планирования, но на другом временном и организационном уровне. Рассмотрим подробнее существующие в настоящее время подходы к разработке стратегии.

При разработке стратегии предприятий объектом стратегического управления будут стратегические поля деятельности (СПД) предприятия, а результатом стратегии – инвестиционные мероприятия по развитию существующих привлекательных СПД или созданию новых. Несмотря на некоторую общность, содержание этапов разработки стратегии для предприятий, где собственники не являются менеджерами, отличается от тех предприятий, на которых единоличный собственник выполняет функции менеджера на принадлежащем ему предприятии.


Для крупных и средних предприятий, где собственники не выполняют функцию менеджеров на принадлежащих им предприятиях, первоначально разрабатывается политика и лишь на ее основе – стратегия. В связи с этим на втором этапе разработки стратегии цели развития бизнеса или отдельного предприятия координируются с разработанной собственником политикой.

На малых предприятиях, где функции собственника и менеджера, как правило, реализуется одними и теми же людьми, а условия бизнеса меняются быстрее, чем на крупных предприятиях, разработка политики и стратегии происходит одновременно.

Показатели политики в этом случае определяются одновременно с разработкой целей развития предприятия. Стратегия развития крупных и средних предприятий, на которых собственник не является одновременно менеджером, разрабатывается по определенной схеме.

Формирование данного вида стратегии включает в себя три этапа:

1) анализ исходной ситуации;

2) разработка целей развития предприятия и их координация с политикой;

3) выбор стратегии и разработка стратегических мероприятий. [19]

Каждый этап имеет свою последовательность реализации. Первый этап разработки стратегии крупных предприятий начинается с определения фазы их жизненного цикла. Такой подход является новым для технологии стратегического планирования, однако, очень важным. Предприятие может находиться в фазе вхождения на рынок, роста, зрелости или ухода с рынка.

Для определения фазы жизненного цикла необходимо про- анализировать показатели деятельности предприятия за ряд лет, т.е. оценить формирование ассортиментной политики, показателей рентабельности и ликвидности. Очень важно определить, присутствует ли в деятельности предприятия какой-либо этап кризисного развития: кризис стратегии, кризис рентабельности, кризис ликвидности, неплатежеспособность, банкротство.

Как правило, кризис стратегии можно преодолеть, разработав стратегический план и не применяя оперативных экстренных мер по управлению издержками или денежными потоками и т.д. Из всех других кризисных явлений можно выйти только с помощью стратегического плана и программы тактических мероприятий по укреплению рентабельности и ликвидности. Однако в случае неплатежеспособности или банкротства разработка стратегии целесообразна при наличии потенциальных инвесторов проблемного бизнеса. [20]

Если таких инвесторов нет, то разрабатывать стратегию нецелесообразно, поскольку это приведет к лишним затратам, а пути улучшения финансового положения предприятия останутся «на бумаге». Диагностирование того или иного кризиса отразится на результатах позиционирования стратегических полей деятельности в исходной матрице, на целях и стратегических мероприятиях. [21]


Стратегическое поле деятельности (СПД) – это часть рынка сбыта, представляющая собой комбинацию продуктов и клиентов, которой можно управлять. Разделение всего рынка сбыта на СПД необходимо пред- приятию для его упорядочения, определения истинной позиции на рынке. Существует множество критериев для разделения рынка сбыта на СПД.

Признаки формирования стратегических полей деятельности предприятия можно разделить на группы:

1) признаки продуктов: удовлетворение одинаковых потребностей клиентов, одинаковая долговечность, одинаковая марка (оформление), идентичные факторы цены и качества, сопоставимое замещение продуктами конкурентов;

2) признаки рынка: одинаковые целевые группы покупателей/потребителей, совпадающий регион сбыта, одинаковые каналы сбыта, одинаковое положение конкурентов, одинаковая доступность проникновения на рынок (внешние условия), одинаковая интенсивность маркетинговых мероприятий;

3) производственные признаки: сопоставимый процесс производства, одинаковая интенсивность исследований, общий потенциал опыта;

4) экономические признаки: единые принципы финансирования, сопоставимый эффект от снижения себестоимости, одинаковый потенциал снижения затрат, сопоставимые потребности в финансовых ресурсах. [22]

Проверить правильность сегментации можно с помощью тестов, основными вопросами которых являются: способность каждого СПД удовлетворять потребности четко ограниченной целевой группы клиентов; возможность самостоятельного существования; возможность СПД иметь собственную стратегию. Стратегические поля деятельности могут стать центрами прибыли, если предприятие решится на реструктуризацию управления бизнес-процессами.

Глава 2. Оперативное планирование деятельности предприятий

2.1. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта

Разработав стратегические мероприятия и определив объем инвестиций, необходимый для реализации стратегии, следует рассчитать эффективность инвестиций по проектам и проранжировать их по порядку внедрения. Ранжирование проектов необходимо для того, чтобы более рационально спланировать сроки их реализации, а соответственно, и источники финансирования. Так, прибыль от своевременного и эффективно внедренного проекта может быть реинвестирована в другие проекты.


Многие предприятия стараются осуществить все необходимые инвестиции не последовательно, даже если это возможно, а одновременно, и при ограниченных собственных источниках привлекают заемные средства, затем с большим трудом возвращая долги. После ранжирования инвестиционных проектов по их значимости, условиям осуществления необходимо рассмотреть их влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности в следующем финансовом году. [23]

Это можно сделать, используя бюджет конкретного предприятия. Кроме того, бюджет позволит определить, будет ли предприятие с разработанной стратегией и принятыми к реализации инвестиционными проектами эффективнее развиваться в планируемом периоде.

До настоящего времени существует множество подходов к определению не только функций бизнес-плана, но и его структуры. Например, в Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций), утвержденных приказом Министерства экономики России от 01.10.1997 г. № 118, долгосрочный бизнес- план отождествляется со стратегией развития предприятия.

Ряд авторов считают бизнес-план планом текущей деятельности предприятия. Однако большинство исследователей правомерно рассматривают бизнес-план как план обоснования инвестиций. На наш взгляд, это и является основной функцией данного документа.

Бизнес-план, составляемый для привлечения инвестиций, должен включать в себя такие основные разделы, как маркетинг, организация производства и фиансовые данные [24]

Основными его разделами являются: анализ положения дел в отрасли; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план. [25]

В первую очередь необходимо осветить проблемы маркетинга, т.е. показать существующую потребность в продукте или услуге предприятия.

Затем следуют разделы, описывающие наращивание производственных мощностей, план производства, риски и в завершение – финансовый план.

Обеспечить логику планирования, т.е. связь стратегического и оперативного планирования, может структура бизнес- плана инвестиционного проекта.

Бизнес-план составляют только для обоснования эффективности инвестиционных проектов и только после разработки политики и стратегии предприятий, в результате которой выявляются направления и суммы инвестиций.

Кроме того, бизнес- планы инвестиционных проектов разрабатываются только для развития стратегических полей деятельности, находящихся в секторах с высокой инвестиционной привлекательностью. Если при предварительном анализе обнаружится, что инвестиции планируется вкладывать в СПД с низкими показателя- ми привлекательности рынка и конкурентоспособности, то такие проекты необходимо срочно отклонить.


Представим, что собственники и менеджеры предприятия, не разработав политику и стратегию, принимают решение об инвестициях в расширение деятельности. В этом случае у них отсутствуют инструмент и возможность проверки обоснованности маркетинговых исследований по проекту на основе разработанной стратегии, в частности, позиционирования СПД в целевой матрице.

Можно отметить, что маркетинговые риски таких инвестиционных проектов очень высоки, т.е. велика возможность недополучения планируемого объема выручки от продаж. Кроме того, политика и стратегия дают четкую позицию по принципам и условиям принятия управленческих решений об инвестиционной деятельности, т.е. внутренней норме доходности, динамическому сроку окупаемости и прочим показателям.

Более того, бизнес-план является инструментом оперативного (тактического) планирования и поэтому не может применяться без предварительно разработанной политики и стратегии. Таким образом, базой для разработки бизнес-плана инвестиционного проекта служат принятая политика и стратегия предприятия. [26]

Сегодня существует тенденция объединения всех экономических задач в рамках бухгалтерии. Это в первую очередь касается предприятий, появившихся на рубеже 90-х гг. XX в., с зарождением рыночной экономики в России. Однако такая ситуация наносит ущерб предприятию в области подготовки управленческих решений с точки зрения экономического обоснования. [27]

В заключение первого раздела описывается сущность инвестиционного проекта с указанием новых возможностей, которые предприятие получит от его внедрения.

При составлении второго раздела «План маркетинга» за базовую принимается информация, содержащаяся в разработанной стратегии. Это сведения о позиции предприятия на рынке, клиентах и продукте (услуге) компании, поскольку именно они формируют СПД. [28]

Дополнительно проводится изучение конкурентов, обосновывается продажная цена, позиция предприятия на рынке и каналы продвижения продукта (услуги). Результатом плана маркетинга должна стать выручка от реализации продукции на период окупаемости проекта. Объем планируемой выручки от продаж должен уточнить прогноз, данный стратегией. Зная потребность рынка в продукте (услуге), можно составлять третий раздел «План производства».

Он включает в себя описание «технологической цепочки», обоснование потребности в основном, оборотном капитале и рабочей силе, а также затраты предприятия на производство и реализацию продукции. «Технологическая цепочка» представляет собой описание всех процессов – от приобретения сырья до выпуска готовой продукции.