Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Функции и методы регулирования предпринимательской деятельности

2. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

2.1. Техническое регулирование

2.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

2.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред.от 03.07.2016) «О валютном регулировании и контроле».

Федеральный закон от 26.12. 2008 г. № 294 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015 г.) «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Технический регламент – это документ, который принят международным договором России, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Требования технических регламентов не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей.

Законодательством предусмотрено принятие технических регламентов двух видов:

1. общие технические регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

2. специальные технические регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов объектов технического регулирования. Они принимаются только в тех случаях, когда с помощью общих регламентов не могут быть достигнуты определенные для технических регламентов цели.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений Закона о техническом регулировании [3, п.9 ст. 7]. Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Под стандартизацией закон понимает деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Среди целей стандартизации закон называет повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействие соблюдению требований технических регламентов. Одним из принципов стандартизации является добровольное применение стандартов [11, С .644].


Стандарт — это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

К документам в области стандартизации, используемым на территории России, относят:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Утверждению национального стандарта должны предшествовать публичное обсуждение его проекта и экспертиза. Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования, полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия);
  • обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Система добровольной сертификации, как совокупность соответствующих правил, может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.


Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе в порядке, установленном национальным органом по сертификации.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов проводится работниками Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.

2.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

Прогнозирование и программирование служат специфическими формами планирования социально-экономического развития государства.

В основе индикативного планирования лежат государственное регулирование экономическими мерами, направленными на поощрение подъема производства, сочетание публичных и частных интересов. Индикативное планирование должно носить стимулирующий, рекомендательный и консультативный характер, помогать предприятиям и предпринимателям использовать передовые достижения науки, международный опыт, данные о конъюнктуре, о состоянии спроса и предложения в стране и за рубежом.

В Российской Федерации система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [4]. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.


Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На основе данного прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ, обычно содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год. Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе ФС РФ итоги социально-экономического развития России за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики [10, С.431].

Конкретные задачи социально-экономического развития предусматриваются в федеральных целевых программах. На основании этих программ осуществляется поставка продукции для федеральных государственных нужд. Государственные заказчики программ указываются в перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета. Государственный заказ – это также одна из экономических форм государственного регулирования экономики. Размещение государственных заказов осуществляется на конкурсной основе.

Что касается планирования деятельности большинства предприятий и предпринимателей, то они самостоятельно разрабатывают и утверждают бизнес-планы, в которых определяются основные показатели их деятельности, прогнозируются возможные проблемы и пути их преодоления.


Значительно повышена роль бизнес-планов в регулировании предпринимательских отношений (Закон об особых экономических зонах) [5]. Так, согласно данному закону, бизнес-план назван среди документов, прилагаемых к заявке на заключение соглашения о ведении деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне [5, ст.13]. Форма бизнес-плана устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Помимо самого бизнес плана заявитель (а это может быть только коммерческая организация, за исключением унитарных предприятий) должен приложить к заявке и положительное заключение на представленный бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией. Несоответствие бизнес-плана условиям, указанным в заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, является одним из оснований отказа в заключении такого соглашения.

2.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства со стороны субъектов хозяйственной деятельности является организационной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности и представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти.

Наука административного права выделяет два вида контрольной деятельности: контроль и надзор. Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации функций органов исполнительной власти. Государственный надзор есть особый вид государственного контроля. Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России существует три типа надзора: а) судебный; б) прокурорский; в) административный.

Государственный контроль (надзор) – это проведение компетентным государственным органом проверки выполнения субъектом предпринимательской деятельности (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) обязательных требований к условиям осуществления предпринимательской деятельности и ее результатам (товарам, работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также правовых предписаний индивидуального характера (например, об устранении нарушений, выявленных при предыдущей проверке).