Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Функции и методы регулирования предпринимательской деятельности

2. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

2.1. Техническое регулирование

2.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития

2.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред.от 03.07.2016) «О валютном регулировании и контроле».

Федеральный закон от 26.12. 2008 г. № 294 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ (ред. от 14.12.2015 г.) «О государственном контроле за осуществлением международных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Введение

Становление системы рыночных отношений в России требуют определенного уровня экономической свободы субъектов экономики, а развитие предпринимательства выступает главным фактором достижения такой свободы. Очевидно, что будущее России во многом зависит от состояния и дальнейшего развития предпринимательской активности общества. Предпринимательская инициатива не может быть реализована в полной мере без активного участия государства в процессе создания благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе не всегда осуществляется на четкой целевой и систематической основе. Устойчивый рост предпринимательства требует разумное воздействие государства, его регулирование и поддержку. Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Следовательно, безопасность предпринимательства понимается как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Становление и развитие предпринимательской деятельности не может быть достаточно динамичным, стабильным и эффективным без активного воздействия государства на условия, влияющие на развитие свободного рынка.

Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования мер государственного воздействия на рыночную экономику, направленного на создание благоприятных условий развития предпринимательства, путем ликвидации дублирующих функций федеральных органов управления и уменьшения избыточности участия государства в ряде сфер предпринимательской деятельности.


Цель работы состоит в исследовании государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • провести анализ эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности в России;
  • рассмотреть основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Объектом исследования являются государственное регулирование государства и предпринимательства в современных условиях.

Предметом исследования является формы и методы государственного регулирования на процесс развития предпринимательства.

Теоретические и практические вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности рассмотрены в работах российских ученых: Агурбаша Н.Г., Бабайцевой И.К., Бинштока Ф.И., Галкиной Л.Н., Герчиковой И.Н., Губина Е.П., Ишутина Р.В., Князевой И.В., Крючковой П.В., Лапусты М.Г., Мау В.А, Мудунова А.С., Нилова К.Н., Перченко А.Н., Прудникова В.М., Шаститко А.Е. и др.

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Место и роль государства в экономике страны определяется эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, благодаря которым решаются различные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это служит общей тенденцией, характерной для стран с развитой экономикой.


Регулирование любой экономики осуществляется системами, которые подразделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы.

Товарно-денежный механизм воздействует через рынок на уровень и структуру производства, при использовании иерархического механизма применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга. Вместе с тем степень соотношения товарно-денежного и иерархического механизмов в отличается в различных странах. В тех странах, в которых в основном используется административно-командная модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенно ограничены.

В промышленно развитых странах широко применяются рыночные механизмы саморегулирования экономики. Доля участия государства в регулировании экономики определяется государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества. Наглядно это видно при рассмотрении процессов приватизации, деприватизации и национализации.

Государство с устойчивой рыночной экономикой использует как рыночные, так и иерархические механизмы управления. Формы государственного воздействия на рыночную экономику включают в себя: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование.

Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода либо поддержания ее в соответствующем состоянии.

Сюда относится государственное регулирование банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно отметить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др. Эти и другие виды регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.

Особое следует отметить направления обеспечения национальной экономической безопасности страны, конкурентоспособности российской экономики, государственно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства), приватизация государственных и муниципальных предприятий, деприватизация и национализация. Также имеет большое значение вопрос о роли государства в регулировании предпринимательства в условиях глобализации.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства [2, ст. 1]. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель допускает государственное вмешательство в экономику, которое основано на законе о государственном регулировании предпринимательской деятельности.

Конституция РФ определяет, что любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью [1, ч. 1 ст. 34]. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона, нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом.

Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Пределы государственного вмешательства в экономику должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее.

Государственное воздействие на экономику можно определить, как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование – более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти. Требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся прежде всего в законах, а не подзаконных нормативных правовых актах. Подзаконные акты могут содержать такие требования, если законом органу исполнительной власти делегировано право принимать соответствующие нормативно-правовые акты. Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, ее субъекты удовлетворяют общественные потребности, но это не является основной целью этой деятельности. Систематическое извлечение прибыли субъектами предпринимательской деятельности обусловливает специфику признаков рационального хозяйствования в субъективном смысле. Таким признаком является, например, минимизация налогов, в том числе путем разработки и применения всевозможных легальных и нелегальных схем.


Необходимо говорить о государственной поддержке не только предпринимательской деятельности, но и в целом хозяйственной деятельности, поскольку государство должно оказывать поддержку не только хозяйствующим субъектам, извлекающим прибыль от своей деятельности (субъектам предпринимательской деятельности), но и хозяйствующим субъектам, которые в определенных случаях и в некоторых сферах экономики, работая убыточно, могут приносить общественную пользу и осуществлять рациональное хозяйствование в объективном смысле.

Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, такое деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Целью государственной поддержки охватывается, в частности, создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.

В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.

В научной юридической литературе имеют место и другие теоретические подходы к определению понятия «государственная поддержка», отграничивающие «государственное нормативное регулирование» от «системы государственной поддержки малого предпринимательства». В первом случае имеется в виду создание на федеральном и региональном уровне законодательной базы для бизнеса, а во втором – о разработке федеральных, региональных, отраслевых, муниципальных программ, методах и направлениях государственной поддержки предприятий, о создании благоприятных условий для их функционирования. Государственная поддержка в таком понимании (более узком, чем приводится выше) в основном сводится к экономическим формам, хотя она может осуществляться также посредством правовых и организационных форм.

Государственную поддержку предпринимательской деятельности необходимо отличать от защиты прав предпринимателей. Цель государственной поддержки – стимулирование хозяйствующих субъектов к рациональному хозяйствованию в объективном смысле, включая реализацию всех его составляющих (производственной, инновационной, экологической и социальной). Целью же защиты прав предпринимателей является восстановление или признание их нарушенных или оспариваемых прав. Кроме того, следует учитывать то, что термин «защита», употребляемый в законодательстве и юридической литературе, часто обозначает именно поддержку, например, когда речь идет о «защите отечественного производителя».