Файл: Индустрия спорта в России, современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Спорт в России— один из наиболее востребованных россиянами видов деятельности.

Современный спорт очень многогранен и многолик, он представляет собой очень сложное и противоречивое экономическое и социальное явление.

Спорт сегодня представляет собой одновременно:

- национальное достояние и предмет национальной гордости,

- весомый политический капитал и эффективный инструмент политической жизни,

- важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень экономического развития страны и воспроизводство носителей рабочей силы, а также способный создавать специфические продукты,

- новую и особую сферу экономических и деловых отношений.

В настоящее время разработка научных основ подготовки спортивного резерва, развитие индустрии спорта являет­ся одной из ключевых проблем спорта высших достижений.

Актуальность данной проблемы обусловлена следующими основными факто­рами:

организация системы отбора юных спортсменов и учебно-тренировочного процес­са практически не учитывает достижения спортивной науки и новейших информацион­ных технологий;

построение программ многолетней спортивной подготовки до настоящего времени лишено персонифицированного подхода, учи­тывающего генетические психофизические особенности юных спортсменов;

недостаточен по качеству и опера­тивности контроль за психофизическим со­стоянием юных спортсменов, что является причиной большого процента отчислений по состоянию здоровья и прекращению роста спортивных результатов.

Вышеуказанные факторы, снижающие качество подготовки спортивного резерва и негативно влияющие на здоровье и результа­тивность юных спортсменов, могут быть во многом преодолены за счёт развития индустрии спорта в целом.

Цель исследования: провести анализ развития индустрии спорта в России.

Задачи:

-Рассмотреть общая характеристику индустрии спорта в РФ

-провести анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта,

-представлены тенденции развития индустрии спорта в РФ

Объектом исследования является спорт, рассматриваемый как социальный феномен, элемент культуры, как специфический социальный институт в динамике, а также процессы и изменения, происходящие в отношении к спорту в современном обществе.

Предмет исследования – индустрия спорта как метод управления различными социальными объектами и процессами общественной практики.


Методологическая основа. Для решения поставленных при написании данной работы задач была использована литература по физической культуре и спорту. Учитывая комплексный характер проблем, составивших предмет настоящего исследования, привлекалась также литература экономического характера. При изучении были использованы как общенаучные, так и частные методы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящем исследовании предпринята попытка рассмотреть индустрию спорта как важнейший институт российского общества.

Структура работы определяется целями и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Глава 1. Общая характеристика индустрии спорта в России

1.1 Развитие индустрии спорта в России

В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие при­были. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огром­ные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструк­туры. В европейских странах спорт является важной сферой предприниматель­ской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной инду­стрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Разви­тие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсме­нов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры.[8, C. 20]

В России индустрия спорта только вступает в фазу своего развития, но сде­лано многое. В нашей стране спорт был действительно зрелищным, массовым видом, доступный каждому человеку. Понятия «спорт» и «здоровый образ жизни» неразрывно связаны, все занимались спортом, чтобы быть здоровыми. Но времена меняются, меняется и отношение к спорту. В конце XX века модер­низация охватила и российский спорт, нам нужно было шагать в ногу со време­нем, ибо после распада СССР в спорте образовалась огромная брешь: отъезд спортсменов, тренеров, потеря спортивных сооружений, ликвидация спортив­ных учреждений и многое другое. С распадом СССР рушились многолетние связи с бывшими советскими республиками, необходимо было фактически за­ново строить спортивный мир нашего нового государства России. После олим­пиады 1992 года в Барселоне, где в последний раз выступала объединённая сбор­ная СНГ, наша страна оказалась в незавидном положении, необходимо предпри­нимать какие-то управленческие действия, выводить спорт на более качествен­ный уровень.


В 90-е годы XX века важную роль стало играть телевидение, где массово пропагандировались различные спортивные проекты, которые относились к сек­тору досуга и развлечений, не играя при этом существенной роли. Позиции спор­тивных достижений нашей страны в эти годы оказались за пределами «призовой тройки». Для этого существовали объективные и субъективные причины. Одной из важных причин стало отсутствие мотивации со стороны государства, которое фактически пустило на самотёк развитие российского спорта: небольшой поток инвестиций, отсутствие профессиональных управленческих кадров, роль сыг­рало и падение международного авторитета страны.

Ситуация коренным образом начала меняться в начале XXI века. И здесь большую роль сыграло государство, в последние годы сделан большой прорыв в развитии индустрии спорта. Согласно «Стратегии развития физической куль­туры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физи­ческой культуры и спорта является одним из приоритетных направлений соци­альной политики государства [12, с. 7].

Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало ком­плекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей состав­ляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально ком­мерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отноше­ниях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:

  1. создание новой национальной системы физкультурно-спортивного вос­питания населения;
  2. разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической куль­туры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  3. модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессиональ­ного образования;
  4. совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортив­ного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсме­нов и тренеров;
  5. развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методиче­ского, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно­спортивной деятельности;
  6. развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совер­шенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельно­сти;
  7. создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями [2, с. 2].

Развитие индустрии спорта началось ещё в начале 80-х годов, когда Между­народный Олимпийский комитет (МОК) возглавил Х.А. Самаранч. Именно при его участии МОК разработал и внедрил маркетинговую программу, которая направлена на привлечение крупного бизнеса к олимпийским соревнованиям. Это время и стало точкой отсчёта коммерциализации профессионального спорта [10, с. 98]. Индустрия спорта включает так называемые основные сегменты. Основ­ными сегментами для нашей индустрии спорта являются: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт. Большое внимание сейчас уделяется спорту для лиц с ограниченными возможностями, оздорови­тельному спорту. Есть проблемы у таких сегментов, как школьный, дворовый спорт, спорт ветеранов. Государство делает всё необходимое для привлечения инвестиций бизнеса в данные сегменты, но проблем здесь хватает.

Давая характеристику индустрии спорта, необходимо отметить и различные формы её проявления, к которым относится: вид профессиональной трудовой де­ятельности (для спортсменов, тренеров и менеджеров);важнейший экономиче­ский ресурс, влияющий на уровень и динамику экономического развития страны; бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);эффек- тивный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спон­соров и рекламодателей);возможность формирования позитивного и привлека­тельного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях) [12, с. 7]. В нашей стране из предложенных форм проявления инду­стрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны нахо­диться. У нас не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потре­бителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения.

Нельзя не отметить источники доходов мировой индустрии спорта, кото­рые, по сути, делают эту сферу полноценным сектором экономики. К ним отно­сят: доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования; спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов; продажа прав на телетрансляции; мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары) [14, с. 5]. В России данные источники доходов работают не в полной мере. У нас нет культуры потребления спорта как товара. В этом направления российская индустрия спорта делает фак­тически первые шаги, но результаты уже есть. Благодаря государственной под­держке, отечественный спорт вышел на более качественный уровень своего раз­вития. Подтверждение этому Олимпиада в Сочи, которая наглядно продемон­стрировала всему миру, что индустрия спорта в нашей стране есть и будет дальше развиваться.


Современная индустрия спорта - это довольно динамичная система эконо­мических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой ин­дустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осу­ществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте [3, с. 10].

Партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и биз­неса может помочь создать смешанные каналы финансирования российского спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства. Государство на современном этапе заинтересовано в том, чтобы в стране рабо­тала пропаганда здорового образа жизни, ибо здоровье нации в конечном итоге влияет и на престиж страны на международной арене, и на повышение экономи­ческого потенциала страны. Необходимо начинать с создания благоприятных условий и сопутствующей инфраструктуры в развитии детского, массового и оздоровительного спорта.

Примером может служить Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» и другие спортивные мероприятия, проводимые каждым регионом страны. В Челябинской области в каждом муниципальном районе проводится ежегодно школьная Спартакиада, представленная несколькими видами спорта. Особое внимание уделяется греко-римской борьбе, самбо, дзюдо. Не случайно наш регион принимал в этом году чемпионат мира по дзюдо.

Государство сегодня активно привлекает такие крупные госкорпорации, как «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие для привлечения капиталовложений в ин­дустрию спорта. Спорт является самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых покупателей, а также фор­мирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия реклами­руемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения [15, с. 91].

Условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организа­ций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных мене­джеров. Таких специалистов, к сожалению, мало, но это является стимулом для развития отечественного спорта. Ведь не только государство должно продвигать интересы спорта на рынке, сами спортивные федерации, клубы, лиги, ДЮСШ во главе с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. Таким об­разом, работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устой­чивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных орга­низаций.