Файл: Индустрия спорта в России, современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последние десятилетия мировой спорт из зрелища и формы досуга пре­вратился в динамично развивающуюся индустрию, продолжая набирать все большую популярность и инвестиционную привлекательность. Масштабы развития спортивной индустрии характеризует стабильное увеличение доходов, что видно из таблицы 1. Статистика свидетельствуют о том, что рост отрасли имеет устойчивый характер даже в условиях неблагоприятного экономического климата и нестабильности экономики. По оценочным данным аналитиков PwC, 2014 и 2015 года станут подтверждением этой тенденции.

Таблица 1- Доходы индустрии спорта в мире (в долларах США)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

(2014)

(2015)

Общий

доход

107516

111934

120750

112489

121391

118690

129929

130154

146469

145341

Согласно исследованиям А.В.Починкина [1, c. 121-124], можно выделить две общие модели финансирования спортивно индустрии: американскую и

европейскую. Первая предполагает минимализацию государственного обеспечения, а вторая - смешанное финансирование с большей долей государственного вмешательства. Российская спортивная индустрия приближена к европейским стандартам, но намечена тенденция сокращения её зависимости от госбюджета из-за острой проблемы выживаемости спортивных организаций при снижении объемов поступающих средств. В такое положение были поставлены футбольные клубы «Факел» (Воронеж), «Сатурн» (Рамен- ское). В то же время, в России появляются спортклубы, успешно адаптировав­шиеся к рыночным условиям. К ним можно отнести, например, ФК Зенит, ПФК ЦСКА, ХК СКА, БК Химки. Эффективно выстроенная организация управления финансовыми потоками и продуманная маркетинговая политика позволяют им аккумулировать большие доходы, приобретать дорогостоящих игроков, ис­пользуя их профессиональные качества для достижения высоких спортивных результатов. Это способствует приросту аудитории болельщиков, что ведет к увеличению продаж билетов и спортивной атрибутики бренда клуба.

Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существова­ния. Это обуславливает конкурентную борьбу между спортклубами за болель­щиков, спонсоров, выгодные условия спортивного бизнеса. [2, c. 140-143]


В подобной ситуации ранее доминирующий сегмент доходов от продажи билетов насыщается, отходя на второй план, а локомотивом дальнейшего роста коммерческого спортивного рынка становятся спонсорство и права на трансля­цию. Наблюдается усиление внимания к спорту крупных компаний и банков, считающие этот рынок качественным каналом продвижения своего бренда.

Таблица 2. Мировой объем доходов от спонсорства, млн. долл. США

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

(2014)

(2015)

Спонсорство

26749

29273

32494

31467

34972

35132

39173

40236

45559

45281

Изменение к предыдуще­му году (%)

14,2

9,4

11

-3,2

11,1

0,5

11,5

2,7

(13,2)

(-0,6)

Темпов роста доходов от спонсорства не выходит за рамки тенденции развития этого сектора (совокупный рост за 9 лет составил 70%). По прогнозам экспертов, показатели 2014-15 годов подтвердят направленность этого процесса. Сегодня в этом секторе особенно заметны телекоммуникационные компании.[3, c.11-15] Иллюстрацией могут служить компания Vodafone, проспонсировавшая проведение гонок Фомулы-1 в 2011 году на $367 млн и «МегаФон», оказавший поддержку российским спортивным федерациям на Олимпиаде-2014 в $130 млн. Конкуренция спорторганизаций за спонсоров становится острее и важность спонсорства будет только возрастать. [4, c.18-22] Еще одним важным сегментом развития бизнеса в отрасли спорта становится реализация прав на трансляцию спортивных мероприятий.

Таблица 3. Мировой объем доходов от продажи прав на трансляцию, млн.долл. США

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

(2014)

(2015)

Продажа прав на трансляцию

24281

23861

27005

24563

29225

29945

32141

30062

37801

35247

Изменение к предыдущему году (%)

19,9

-1,7

13,2

-9

19

-7,8

19,3

-6,5

(25,7)

(-6,8)

Исходя из статистики, представленной в таблице 3, совокупный мировой рост сектора за 9 лет составил 72%, и, по данным PwC, за период 2014-2015 показатели поднимутся еще на 19%. Однако впечатляющие темпы роста скрывают периоды спада и отражают эффект от проведения крупных международных соревнований. Тем не менее, рынок имеет четкую перспективу развития благодаря новым технологиям, внедряемым в формат трансляций: например, BBC с 2011 транслирует многие соревнования в 3D.


Число желающих вложить свои деньги в спорт неуклонно растет: многие крупные российские бизнесмены являются акционерами спортклубов: Геннадий Тимченко ($10,2 млрд. ХК СКА), Леонид Федун ($7,1 млрд. ФК Спартак), Сергей Галицкий ($5,5 млрд, ФК Краснодар), Олег Мкртчан ($1,1 млрд. ФК Кубань).[5] Это является залогом притока новых денежных средств и роста ВВП страны. Дальнейшее расширение инвестиций намечено благодаря динамичному развитию российских клубов, целенаправленной государственной поддержке и политике по привлечению инвесторов. Из недавних событий можно отметить, что 25 марта 2014 года Исполком РФС одобрил документ, согласно которому инвесторы футбольной индустрии могут получать гарантии в виде долгосрочной аренды земель. [6]

Выступлением в качестве инвесторов не исчерпывается роль бизнесменов в спортивной индустрии. Известный политик и миллиардер Михаил Прохоров сегодня возглавляет Союз биатлонистов, рублевый миллиардер Игорь Макаров руководит федерацей велосипедного спорта, а президент ВТБ Андрей Костин имеет должность руководителя федерации спортивной гимнастики. Возможно, подобные назначения продиктованы стремлением поставить во главу спорторганизации человека, с недюжинным опытом в бизнесе, но на данный момент вознкают вопросы по поводу эффективности подобной политики.

Помимо интересов частных инвесторов к спорту нельзя не отметить роль государства. Согласно концепции долгосрочного развития РФ [7], совершен­ствование спортивной инфраструктуры - одна из стратегических целей гос. по­литики. Свидетельством этого может быть возведение спортивных объектов при подготовке к Олимпиаде в Сочи (2014), ЧМ по футболу (2018). Эти турни­ры оказывают мультипликативное влияние на отрасли экономики, обеспечива­ют повышение уровня занятости, рост основного капитала и доходов.

Однако стоит учесть, что согласно статистике [8, c.21], прибыльность спортивных мероприятий во многом зависит от привлечения к финансирова­нию частных инвесторов: чем меньше доля гос. средств, тем выше вероятность,

что соревнования окупятся. К примеру, проведение олимпиад в США при почти отсутствующих средствах из федерального правительства, обернулось фи­нансовым успехом, в отличие от Канады и СССР, где монополистом финанси­рования выступало государство. Чрезмерное вмешательство госструктур в спортивную индустрию неэффективно: их роль должна заключаться в создании институциональных предпосылок для привлечения частного бизнеса в спорт.


Сегодняшнее экономическое развитие спортивных организаций наглядно демонстрирует статистика совокупного дохода спортивной отрасли России.

Таблица 4. Индустрия спорта в России (млн. долл. США)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

(2015)

Совокупный доход

666

762

749

702

697

715

741

778

2246

871

Изменение в % к предыдущему году

11,4

14,4

-1,7

-6,3

-0,7

2,6

3,6

5

188,7

(-61,2)

Из таблицы следует, что общий рост за промежуток с 2006 по 2014 год составит, по прогнозам, примерно 217%. Резкий взлет в 2014 будет обусловлен проведением Олимпиады, но, по оценкам аналитиков PwC, тенденция к росту не будет нивелирована закономерным падением в 2015 году. По данным СпортБизнесКонсалтинга, средний темп роста отрасли в странах БРИК значительно опережает (7,7%) среднемировой (3,4%). Прогнозы экспертов говорят о том, что эта тенденция сохранится минимум до 2018 г. [9, c.42-43]

В свете вышесказанного можно сделать вывод о том, что сегодня российские спортивные организации становятся полноценными

коммерческими предприятиями, развивая систему внешнеэкономических связей. Демонстрирует успешное развитие и спортивная индустрия в целом: проведение крупных спортивных мероприятий способствует ускоренному росту отрасли. Но стоит учитывать, что сохранение главенствующей роли государства в финансировании отрасли в перспективе может стать тормозящим фактором, о чем свидетельствет мировой опыт. Однако при правильном пони­мании происходящих процессов и своевременном принятии необходимых мер по их модернизации, спортивная индустрия сможет стать отраслью, из которой экономика России будет черпать источники для дальнейшего роста.

2.3 Специфика развития индустрии спорта в России

В настоящее время спортивная индустрия имеет серьезную государственную поддержку. Государственная стратегия развития отрасли включает 57 программ на сумму порядка 8 мил­лиардов рублей, прежде всего направленных на поддержку перспективных спортсменов. Спорт сегодня представляет собой одновременно:


национальное достояние и предмет наци­ональной гордости, весомый политический ка­питал и эффективный инструмент политиче­ской жизни,

важнейший экономический ресурс, суще­ственно влияющий на уровень экономического развития страны и воспроизводство носителей рабочей силы, а также способный создавать специфические продукты,

- новую и особую сферу экономических и де­ловых отношений.

Благодаря развитию индустрии спорта стали развиваться технологии восстановления спорт­сменов, реабилитации, медицинской помощи, новые медицинские технологии. Спортивная индустрия тесно связана с индустрией развле­чений. Данные индустрии получают свое раз­витие благодаря совершенствованию новых технологий и техники (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие индустрии спорта с медицинской индустрией и индустрией развлечений

С одной стороны, взаимодействие различных индустрий, взаимовыгодное

сотрудничество и развитие являются положительной тенденцией. Однако, с другой стороны, участились случаи выявления допинга у спортсменов России. Также для увеличения рейтинга стали целенаправленно формировать скандальные ситуации, освещать конфликты и т. д. Сейчас спорт является объек­том рыночных отношений. Он рассматривается

как самостоятельный и эффективно функциони­рующий институт рынка. Поэтому подробно ис­следуются субъекты и объекты индустрии спор­та, выявляются экономические интересы и по­требности всех основных субъектов этих рыноч­ных отношений.

Предлагается рассмотреть понятие «инду­стрия спорта», или «рынок спорта». Индустрия спорта включает в себя несколько аспектов:

спонсорство, в том числе выплаты за то, чтобы та или иная продукция ассоциировалась с командой, лигой или спортивным соревновани­ем, а также права на фирменное наименование;

доходы от продажи билетов на спортив­ные соревнования;

доходы от продажи прав на трансляцию спортивных соревнований по вещательным и ка­бельным телевизионным сетям, с помощью теле­визионных станций, наземных и спутниковых ра­диостанций, Интернета и мобильных устройств;

мерчандайзинг, в том числе продажа ли­цензионных товаров с логотипами команды или лиги и изображениями игроков, а также других видов интеллектуальной собственности;

подготовка специалистов - тренеров, спортсменов, спортивных менеджеров разных уровней и функциональных направлений;

спортивная медицина;

строительство и оборудование стадионов, спортивных комплексов и залов;