Файл: Индустрия спорта в России, современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на пери­од до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направле­ний социальной политики государства. Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой ча­стью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государ­ством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельно­сти, которая обеспечивает, с одной стороны, заня­тость многих людей в отраслях спортивной инду­стрии, с другой стороны, указанные отрасли пред­принимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позво­ляет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спор­тивных мероприятий. В этой системе находятся зна­чительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресур­сов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традици­онная коммерческая сфера деятельности и организа­ция бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет за­рабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта [2].

Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.

Рынок спортивных товаров:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации.

Рынок спортивных услуг:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерче­ские физкультурно-спортивные организации (секции и др.).

Предпринимательская деятельность в инду­стрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.

Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных ме­роприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя яр­ким зрелищем, престижем планируемого мероприя­тия, положительными впечатлениями и, самое глав­ное, спортивными результатами. Целевой аудитори­ей в индустрии спорта являются: зрители и болель­щики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных меро­приятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический резуль­тат [15, с. 143].


Основным потребителем в индустрии спор­тивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хо­тя, безусловно, самый желанный клиент для спор­тивных организаций - это тот, кто приходит непо­средственно на стадион. Именно этот зритель поку­пает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными серви­сами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной кар­тинки. Привлечь такого потребителя - значит иметь возможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, ко­торая приглашает его посмотреть спортивное сорев­нование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособно­сти спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.) [2, с. 59].

В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся ра­ботать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потре­бителей индустрии спорта.

Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, про­изводители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии. Само же государство, по­средством ответственных структур, является актив­ным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2013 год были достигнуты основные запланированные результаты.

Привлечено к систематическим занятиям фи­зической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограни­ченными возможностями здоровья [14, с. 1].

До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортив­ных сооружений, доступных для различных катего­рий и групп населения, 18 % из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов. Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек.

Обеспечены успешная подготовка и проведе­ние следующих мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации:

  • чемпионаты мира и Европы 2013 года;
  • XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казань;
  • XIV чемпионат мира ИААФ по легкой атле­тике в г. Москва;
  • VI Кубок мира по регби-7 в г. Москва;
  • II Всемирные Игры боевых искусств в г. Санкт-Петербург.

Разработан и принят Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в

Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план его реализации [5, с. 32].

Достигнутые результаты позволили достичь следующих показателей:

  • доля граждан Российской Федерации, систе­матически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения - 27,1 %;
  • уровень обеспеченности населения спортив­ными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта - 26,2 %;
  • доля спортивных объектов, подлежащих к использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Все­мирной летней универсиады 2013 года в г. Казань, в общем количестве спортивных объектов XXVII Все­мирной летней универсиады 2013 года в г. Казань - 100 %.

Анализ данных о финансировании физической культуры и спорта в России показал, что наибольших затрат требует заработная плата работ­ников физической культуры и спорта (33,7 %), а также инвестиции на реконструкцию и строитель­ство спортивных сооружений (20,3 %).

Меньших затрат требуют капитальный ре­монт спортсооружений (3,2 %) и приобретение спор­тивного оборудования и инвентаря (5 %).

Рынок же спортивных услуг менее резко реа­гирует на бюджет Министерства спорта РФ.

Во многом успех коммерческого предприятия индустрии спорта зависит от рекламной компании того или иного вида спорта, качества предоставляе­мых услуг, а также общей экономической ситуации в стране [].

В эту отрасль входят многочисленные школы, студии, фитнес-центры и прочие организации, ока­зывающие подобные услуги [10, с. 97].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значи­тельной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государ­ства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.

1.3 Характеристика профессионального спорта как экономического фактора спортивной индустрии


Профессиональный спорт, как и всякая элитная группа, составляет малую величину от основной массы спортсменов и физкультурников и не превышает обычно отметку в 0,1-0,5 %. В то же время по своей затратности и объему обращающихся денежных средств он, как правило, многократно превосходит любительский спорт и составляет ныне весомую часть мировой экономики. Как отрасль экономической деятельности, профессиональный спорт производит для потребителей продукт в виде зрелищных услуг. Зрители получают психологическое удовлетворение от потребления спортивно-зрелищных услуг и потому готовы оплачивать их. При этом, чем выше качество предоставляемых услуг (что выражается в престиже соревнований), тем выше их цена.

Исключительность продукта профессионального спорта в экономике заключается в следующих специфических чертах: в элементах постоянной новизны (спортивные соревнования - всегда новое зрелище, которое практически никогда не повторяет предыдущее); в элементах сохраняемости услуги (принято считать, что услуга не может сохраняться, то есть момент ее оказания, и потребления совпадают во времени); в массовости, коллективности потребления (соревнования профессиональных спортсменов практически всегда проходят в присутствии множества болельщиков, привлекают повышенное внимание электронных и печатных СМИ).

В силу своей высокой внутренней конкурентности, требующей постоянных высоких результатов и нагрузок, время пребывания спортсменов в системе профессионального спорта ограничено. Средний возраст выхода спортсменов из профессионального спорта существенно варьируется в зависимости от видов спорта, но в среднем не превышает 35-37 лет. Это обстоятельство имеет для экономики профессионального спорта существенное значение, так как при достижении возрастного порога спортсмен снижает свои скоростные и силовые показатели, а вместе с ними снижается и качество предоставляемой спортсменом услуги. Уход из профессионального спорта связан для спортсмена с потерей источника доходов и утратой привычных условий жизни. А это обстоятельство влечет за собой следующие выгоды:

  1. Спортсмен-профессионал должен за относительно непродолжительный период активных выступлений накопить достаточный капитал, чтобы после завершения спортивной карьеры не снижать уровня благосостояния.
  2. Государству следует учитывать специфику труда спортсменов- профессионалов и обеспечивать или социальное страхование.
  3. Работодатели обязаны принимать во внимание относительную краткосрочность работы спортсмена в профессиональном спорте и закладывать издержки и риски в зарплату и социальный пакет.

Рассматривая экономические отношения в сфере профессионального спорта, необходимо отметить особую систему трудовых отношений, существующих на рынке труда спортсменов-профессионалов, которая не имеет аналогов для иных профессий и рынков.

К основным характерным чертам рынка труда профессиональных спортсменов относятся: особый вид товара, особая система отбора и найма профессиональных спортсменов, специальная система ценообразования, особая система посредничества. Агенты на рынках труда профессиональных спортсменов выполняют такие функции, как поиск новых работодателей, спонсоров и рекламодателей, обговаривают со сторонами условия заключения контрактов, сроки трудовых соглашений.

Таким образом, агенты на современном рынке труда спортсменов- профессионалов представляют необходимый элемент «перелива» трудовых ресурсов от одних работодателей к другим. Спорт - это одна из немногих отраслей, где Россия все еще конкурентоспособна. И сегодня физическая культура, спорт, профилактика и реабилитация - это как раз и есть те понятия, которые тесно увязаны с успехами любого современного общества.

Глава 2 Анализ тенденций развития индустрии спорта в РФ

2.1 Характеристика индустрии спорта в мире и в России как нового источника экономического роста

В условиях интенсивных структурных преобразований, сопровождающих развитие переходной экономической системы России, оформление рыночных отношений наблюдается в принципиально новых звеньях народного хозяйства. Так, под воздействием фактора сокращения государственного финансирования спортивные организации столкнулись с проблемой поиска источников финан­совых ресурсов, что обуславливает внедрение инноваций в экономическую сто­рону их существования и постановку деятельности на рельсы рыночной эко­номики. Кроме того, учитывая углубление коммерциализации спортивных ме­роприятий и усиленно развивающуюся инфраструктуру спорта, можно сказать, что индустрия спорта становится полноценной отраслью экономики. Актуаль­ность исследования существующих тенденций не вызывает сомнений, так как трансформация экономики России требует свежего взгляда на сущность отрас­лей народного хозяйства. Понимание модернизации отношений в области спор­та необходимо для выяснения вопроса о перспективах спортивной индустрии в обеспечении эффективного развития российского экономического комплекса.