Файл: Индустрия спорта в России, современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

доходы от концессионных соглашений в отношении продуктов питания.

За последние десятилетия мировой спорт из зрелища и формы досуга превратился в дина­мично развивающуюся индустрию, продолжая набирать все большую популярность и инве­стиционную привлекательность. Масштабы раз­вития спортивной индустрии характеризует стабильное увеличение доходов (рис. 2) [2].

Рис. 2. Совокупный доход, млн. долл

Из рисунка можно сделать вывод, что увеличение совокупного дохода в 2014 году от спортив­ной индустрии произошел благодаря проведению Олимпиады в Сочи.

Рис. 3. Изменение совокупного дохода в процентах к предыдущему году

На рис. 3 представлен общий рост доходов от спортивной индустрии в России в промежу­ток с 2006 по 2015 годы. Прирост совокупного дохода составил примерно 217 %. Резкий взлет в 2014 году обусловлен проведением Олимпиады, однако, по оценкам аналитиков PwC, в 2015 го­ду наблюдалось закономерное падение.

Российские спортивные организации стано­вятся полноценными коммерческими предпри­ятиями, развивая систему внешнеэкономиче­ских связей. Демонстрирует успешное развитие и спортивная индустрия в целом: проведение крупных спортивных мероприятий способству­ет ускоренному росту отрасли [2].

Индустрия спорта в советский период имела большую поддержку со стороны государства. Лишаясь государственного финансирования, рос­сийский спортивный рынок был вынужден адап­тироваться к рыночным условиям. С одной сто­роны, государственная поддержка индустрии спорта позволяет снизить количество правона­рушений и противозаконных деяний в спорте. Однако, с другой стороны, уменьшается прибыль от спортивных соревнований.

Основные факторы, способствующие разви­тию индустрии спорта:

поиск инвесторами новых проектов для вло­жения свободных денежных средств;

престижность владения спортивной ко­мандой;

потенциально ничем не ограниченные рын­ки сбыта, интернациональность спорта и воз­можность выхода на рынки других стран;

создание позитивного имиджа и увеличе­ние числа клиентов [7];

наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клу­бов, доказывающих, что спорт может высту­пать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;

серьезная диверсификация источников до­хода, способствующая снижению рисков;


внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортив­ных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в разви­тии сопутствующей инфраструктуры и вложе­нии существенных денежных средств

В таблице представлено сравнение спосо­бов финансирования индустрии спорта.

Таблица 5- Сравнение способов финансирования индустрии спорта

Показатели

Государственное финансирование

Самостоятельное

финансирование

Бизнес-инвесторы

Плюсы

Защита спортивной отрасли со стороны государства, уменьшение случаев выявле­ния допинга у спортсменов;

контроль подготовки про­фессиональных тренеров

и спортсменов

Инновации в спортивной ин­дустрии;

развитие спортивной медици­ны и рынка развлечений;

прирост числа болельщиков;

развитие маркетинговых ком­муникаций и рекламы спортив­ного рынка

Прирост числа болельщиков;

развитие маркетинговых ком­муникаций и рекламы спортив­ного рынка;

реализация корпоративной со­циальной ответственности ком­мерческими предприятиями

Минусы

Отсутствие инноваций в спортивной индустрии;

отсутствие прироста ауди­тории болельщиков

- Увеличение числа случаев вы­явления допинга у спортсменов

Зависимость спорта от дохо­дов предприятий;

увеличение числа случаев вы­явления допинга у спортсменов

Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существования. Это обусловливает кон­курентную борьбу между спортклубами за бо­лельщиков, спонсоров, выгодные условия спор­тивного бизнеса.

Таким образом, наибольший эффект будет в том случае, если государство и бизнес-структуры будут иметь небольшое влияние на индуст­рию спорта. Спортивный рынок получает доходы благодаря спонсорской поддержке и размещению брендов предприятий на соревнованиях.

Заключение

Исходя из анализа литературы и материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:


В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие при­были. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огром­ные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструк­туры. В европейских странах спорт является важной сферой предприниматель­ской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной инду­стрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Разви­тие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсме­нов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры

Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало ком­плекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей состав­ляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально ком­мерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отноше­ниях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:

  1. создание новой национальной системы физкультурно-спортивного вос­питания населения;
  2. разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической куль­туры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  3. модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессиональ­ного образования;
  4. совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортив­ного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсме­нов и тренеров;
  5. развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методиче­ского, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно­спортивной деятельности;
  6. развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совер­шенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельно­сти;
  7. создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями

Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.


Рынок спортивных товаров:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации.

Рынок спортивных услуг:

  • потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
  • производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерче­ские физкультурно-спортивные организации (секции и др.).

Предпринимательская деятельность в инду­стрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.

Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных ме­роприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя яр­ким зрелищем, престижем планируемого мероприя­тия, положительными впечатлениями и, самое глав­ное, спортивными результатами. Целевой аудитори­ей в индустрии спорта являются: зрители и болель­щики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных меро­приятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический резуль­тат

Основные факторы, способствующие разви­тию индустрии спорта:

поиск инвесторами новых проектов для вло­жения свободных денежных средств;

престижность владения спортивной ко­мандой;

потенциально ничем не ограниченные рын­ки сбыта, интернациональность спорта и воз­можность выхода на рынки других стран;

создание позитивного имиджа и увеличе­ние числа клиентов;

наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клу­бов, доказывающих, что спорт может высту­пать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;

серьезная диверсификация источников до­хода, способствующая снижению рисков;

внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортив­ных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в разви­тии сопутствующей инфраструктуры и вложе­нии существенных денежных средств

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, N 50, ст. 6242
  2. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федера­ции на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009. №1101-р. С. 1-16.
  3. Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2016 – 320 с.
  4. Гостев Г.Р., Лотонешо А.В., Струк П.П. Физическая культура в субъектах Российской Федерации. —М.: Теория и практика физической культуры, 2014.- 360 с.
  5. Гостев Р.Г. Спорт и законодательство.—М.:НИЦ «Еврошкола», 2011. - 438 с.
  6. Гуськов С.И. Государство и спорт. — М.:МЦНТИ, 2016. - 176 с.
  7. Жукова А.Б. Медиапроект "СПОРТ И ПРАВО" как информационно-аналитический ресурс спортивной индустрии России // Четвертая международная научно-практическая конференция "Спортивное право: перспективы развития": материалы конференции. - М., 2014. - С. 32-35
  8. Золотов М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России. // Физкультура и спорт. №2,- 2009.- С.-19-23.
  9. Иванюженков Б. В. и др. Рыночные механизмы стратегического управления физической культурой и спортом в Российской Федерации. –М.: Советский спорт, 2007. – 236 с.
  10. Исаев А. А.. Спортивная политика России: монография. – М.: Советский спорт, 2015. – 512 с.
  11. Леднев В. Роль бизнеса в индустрии спорта // Спорт и право. 2015. - №3 (5). - С. 7-9.
  12. Леднев В. Роль бизнеса в развитии индустрии спорта.// Спорт и право. № 3 (5) 2011, 01 июля 2011. С.7-9.
  13. Леонтюк А.М. Спорт как социокультурный феномен: дис. канд. филос. наук. – СПб., 2006. -140 с.
  14. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2014. –№ 1. – С. 2–5.
  15. Рожков П.А. Совершенствование экономического механизма функционирования физической культуры и спорта. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 254 с.
  16. Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной эконо­мики// Экономические и социальные перемены: факты, тенден­ции, прогноз. - 2012. - №6 (24). - С. 1-13.