Файл: Гендерные различия проявлений профессионального СТРЕССА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осмыслив общие механизмы функционирования человека в стрессе и дистрессе, перейдем к рассмотрению исследований направленных на изучение более частных проявлений стресса у людей из различных социальных групп находящихся в тех или иных условиях и подвергающихся воздействию различных стрессоров.

Исследовав особую форму дистресса - организационную, В. Зигерт и Л. Ланг [9; 132 - 139] выделили следующие разновидности его симптоматики:

  1. Страх не справиться с работой.
  2. Страх допустить ошибку.
  3. Страх быть обойдённым другими.
  4. Страх потерять работу.
  5. Страх потерять собственное Я.

О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная [8; 261] исследовали макротравмы у студентов - будущих психологов, показали наличие в их опыте следующих проблем: смена места учёбы (поступление в вуз или смена вуза) - 100 %; проблемы, связанные с установлением любовных отношений, начало сексуальных отношений - 93 %; изменение характера дружеских отношений - 82 %; личностные изменения, связанные с достижениями в различных сферах деятельности, - 71 %; изменение характера отношений с родственниками - 71 %; проблемы, возникающие в ходе своего досуга и быта, - 68 %; изменение места жительства - 57 %; смерть близких - 54 %; приобретение животных - 36 %; проблемы со здоровьем - 32 %.

По определению М.В. Барабановой [8; 132] синдром профессионального выгорания, проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением при работе с людьми. Т.И. Ронгинская отмечает, что симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего - эмоциональной.

Так, разрушая психологические, физиологические, адаптационные возможности человека, стресс, по-видимому, способствует развитию посттравматических стрессовых расстройств. По данным исследователей Германии, Франции и Австрии, у 25% обращающихся к врачу лиц обнаруживают психовегетативные нарушения, функциональные нарушения органов, психосоматические заболевания и депрессивные состояния. Психические стрессоры вызывают более интенсивные реакции: в стадии тревоги одновременно с вегетативными и эндокринными защитными реакциями возникает также психическая готовность к борьбе, предрасполагающая также к реакциям агрессии и страха. Во второй стадии - адаптационного синдрома - многообразие психовегетативных расстройств способствует развитию у некоторых личностей ипохондрических расстройств (уход в свои болезни, не всегда имеющие под собой объективную почву). В третьей стадии - истощения - в зависимости от конституционального предрасположения и иных факторов проявляются заболевания внутренних органов или психические заболевания. Под влиянием хронического или постоянно повторяющегося стресса возникают депрессивные, ипохондрические, тревожные развития личности с возникновением риска развития алкоголизма, лекарственной зависимости, суицидального поведения (вторичные проявления воздействия стресса). Острым или хроническим стрессом могут быть спровоцированы проявления таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и др. У людей пожилого возраста в 90% случаев развивается депрессия [3].


Израильские ученые [13; 457] изучали смертельно больных рабочих-мужчин (16 человек), работавших на заводе электросилы со средним стажем 18,2 года, которые подвергались вредному влиянию асбеста в период с 1946 по 1965 г.г. В 1992 году 4 человека умерло от мезотелиомы, а у остальных обследовали легочную функцию и проводили КТ-сканирование грудной клетки и легких. Все они страдали легочной болезнью, похожей на асбестоз. Исследовались проявления беспокойства и снижение настроения у испытуемых (шкала беспокойства Гамильтона - ВШБ). В результате у 50% испытуемых было выявлено посттравматическое стрессовое нарушение (ПТСН). Те, кто страдал ПТСН, имели высокий уровень беспокойства, а также высокую оценку вторжения и избегания, в то время как те, у кого не было ПТСН, имели по этим показателям низкие оценки. Высокую степень беспокойства авторы объясняют механизмом предупредительного беспокойства, так как знание о будущей смерти травмировало рабочих. Исследователи утверждают, что дистресс связан с уровнем копирования вторжения, а не со специфическим дистрессом [25].

Данные исследования зарубежных и отечественных ученых по процессу возникновения стресса позволяют выяснить причину, факторы его развития, качественное своеобразие стрессора, его степень воздействия на психику человека в различных ситуациях.

2. Особенности проявления психологического стресса

Формы проявления стресса

Психический напряжение имеет возможность обнаруживаться в изменениях разных многофункциональных порядков организма, а напряженность срывов имеет возможность модифицировать с маленького конфигурации психологического настроя по таковых нешуточных болезней, будто рана желудка либо разрыв сердца миокарда. Есть некоторое количество методик систематизации стрессорных ответов, однако про специалистов по психологии более многообещающим считается деление их в поведенческие, умственные, чувственные и физические проявления стресса (при данном к физиологическим проявлениям символически причисляют еще биохимические и гормональные движения). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Nutt D.J. выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности [35; 35]:


  1. настроение (например, волнение);
  2. когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);
  3. физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

поведенческие реакции.

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

Изменение поведенческих реакций при профессиональном стрессе.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные помехи имеют все шансы проявляться в повышении количества погрешностей при исполнении обычных мероприятий в труде, в постоянный недостатку медли, в невысокой продуктивности проф деловитости. Усугубляется слаженность перемещений, их пунктуальность, соизмеримость необходимых напряжений.

Помехи социально-ролевых функций при стрессе проявляются в сокращении времени, которое уделяется в обращение с недалёкими и приятелями, увеличении конфликтности, понижении сензитивности в момент общения, выходе в свет разных показателей антисоциального действия. Около данном лицо, окружающий в продолжительном стрессе, не в такой мере предусматривает общественные общепризнанных мерок и стереотипы, будто имеет возможность обнаруживаться в утрате интереса к собственному наружному варианту. Стресс негативно воздействует и в соц взаимосвязях персоны с иными людами. В момент треволнения глубочайшего стресса имеют все шансы существенно ухудшаться взаимоотношения с ближними людьми и сотрудниками по службе вплоть до абсолютного разрыва, при этом главная неувязка остается незаконченной, а у людишек появляются тяжкие треволнения пики и безысходности. Учащиеся-специалисты по психологии, расценивавшие поведенческие симптомы стресса, стимулированного интенсивной обучением, более проявленным проявлением стресса окрестили понижение трудоспособности и завышенную астеничность. К нехорошим результатам тренировочного стресса имелись еще определены срыва дремы и спешность, стимулированная неизменной недостатком медли. Срыва соц контактов и трудности в общении отмечались студентами в количестве результатов тренировочного стресса, но эксплицированность данных явлений имелась никак не совсем великий. Около данном ступень понижения трудоспособности и становления утомления около стрессе зависела от определенных беспристрастных и необъективных причин.


Изменение интеллектуальных процессов при профессиональном стрессе.

При профессиональном стрессе обыкновенно испытывают страдания постоянно стороны умственной деятельности, в этом количестве эти базовые характеристики разума, (как) будто воспоминания и внимание. Повреждение характеристик интереса в 1-ый очередность обуславливается тем вот, будто в коре больших полушарий человека создается стрессорная доминанта, около которой создаются постоянно идеи и треволнения. Около данном сосредоточение случайного интереса в остальных темах затруднена и обозначается высокая отвлекаемость.

В некоторое количество наименьшей ступени мучается цель памяти. Тем вот никак не наименее, неизменная занятость рассудки обсуждением обстоятельств стресса и розыском выхода изо него понижает вместимость своевременной памяти, а модифицированный около стрессе гормонный дворянин записывает срыва в течение отображения нужного сведения.

Необходимо еще обозначить вероятное повреждение типичного взаимодействия полушарий мозга при большом эмоциональном стрессе в сторону наибольшего доминирования справедливого, "психологического" полушария, и убавление воздействия левой, "логической" половины коры больших полушарий на понимание человека. Всё названные выше течения никак не считаются расследованием становления эмоционального стресса, однако и мешают его удачному и оперативному позволению, так будто понижение мыслительного возможности усложняет отыскивание выхода из стрессорной ситуации.

В. Л. Маршцук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний.

Изменение физиологических процессов при профессиональном стрессе.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека - пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:


- повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

- повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

- снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:

- боли в сердце и других органах;

- затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;

- неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Эмоциональные проявления стресса на работе.

Эмоциональные проявления стресса в труде затрагивают разные края психики. В основную очередность это затрагивает характеристики всеобщего чувственного фона, который обретает неблагоприятный, безрадостный, печальный оттенок. При долгом стрессе на работе индивид становится наиболее беспокойным по сравнению с его обычным состоянием, утрачивает веру в достижение и в случае особенно долгого стресса имеет возможность впасть в депрессию. На фоне этого перемененного настроения у человека, ощущающего перенапряжение, отмечаются более большие эмоциональные вспышки, чаще всего отрицательного характера. Это могут быть эмоциональные отклики раздражительности, бешенства, злости, вплоть до аффективных состояний.

Протяженный или циклический временный стресс имеет возможность приносить к изменению только характера человека, в котором возникают свежие черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, тенденция к самообвинениям, преуменьшенная самомнение, недоверчивость, враждебность и т. д.

При наличии конкретных предпосылок всего вышеописанного- перемены выходят за границы психологической общепризнанных мерок и получают черты психопатологии, которые больше только обнаруживаются в типе всяких неврозов (астенического, невроза беспокойного надежды и т. д.). Негативные чувственные состояния (ужас, беспокойство, мрачность, отношение, завышенная злость) сразу считаются и следствиями и посылами становления стрессов. Свидетельство свойств учебных стрессов продемонстрировало, будто испуг перед грядущим (как причина, вызывающий происхождение напряженных состоянии) способствовал вырабатыванию таких проявлений стресса, будто повышенная беспокойность, нерешительность в себя, подавленное состояние, назойливые неблагоприятные мысли и чувство беспомощности.