Файл: Гендерные различия проявлений профессионального СТРЕССА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субъективные причины возникновения психологического стресс.

Стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют "неосознанными установками", "жизненными принципами" или "родительскими сценариями", и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида. Эти установки могут быть вполне полезными для маленького ребенка, но по мере его взросления и изменения условий жизни они начинают усложнять жизнь, делая поведение неадекватным и вызывая стрессы.

Стресс, обусловленный когнитивным диссонансом и механизмами эмоциональной охраны. Как мы уже обнаружили ранее, источником многочисленных стрессов считаются эмоции человека, которые подстрекают его в неожиданные реакции назло голосу интеллекта, пытающегося тихо и целесообразно поставить ту либо иную обстановку. Но случается и так, будто разум инициирует подыгрывать эмоциям, обретая для оправдания алогичных действий лица "псевдологичные" пояснения. По мере прохождения сферы обитания в сознании любого человека складывается конкретная "условная" картина находящегося вокруг мира, которая обрисовывает и разъясняет все, что проистекает с ним самим и иными людьми, а еще с всей прочей натурой. В случае если ведь действительность входит в возражение с нашим зрелищем о вероятном и подабающей, ведь появляется напряжение, при этом довольно мощный. В первый раз наверное действо обрисовал специалист по психологии Леон Фестннгер, кой использовал мнение когнитивного диссонанса -- противоречия меж 2-мя реальностями - беспристрастной реальностью решетка и условной реальностью нашего сознания, обрисовывающей сфера. Ежели некое явление никак не имеет возможность существовать изображено в порядку имеющихся у лица игр о круге, ведь дьявол очень изредка заменяет образец решетка. Еще почаще лицо либо творит доп системы, усиливающие образец, либо ведь пренебрегает действительность.

Неосуществимость осуществлении важной необходимости. В истиннее момент более знаменитой и в ведь ведь момент обычный схемой, обрисовывающей компанию человечьих необходимостей, считается "фигура" Абрахама Маслоу. В согласовании с "пирамидой Маслоу" отделим надлежащие ее постройке главные неприятности: Физические необходимости, надобность в сохранности, надобность в приспособления, необходимость в почтении, надобность в самореализации.


Надлежит еще обозначить вероятное повреждение типичного взаимодействия полушарий мозга при мощном эмоциональном стрессе в сторону наибольшего доминирования справедливого, "психологического" полушария, и убавление воздействия левосторонной, "закономерной" пятидесяти процентов кожуры огромных полушарий в рассудок лица. Безвыездно названные выше движения никак не лишь считаются расследованием становления эмоционального стресса, однако и мешают его удачному и оперативному позволению, этак будто понижение мыслительного возможности обременяет розыски выхода изо стрессорной ситуации.

Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них:

- неправомерные требования;

- завышенные ожидания;

- негативные предубеждения;

- критика;

- непонимание ведущей мотивации другого.

Неспособность обходиться с временем (напряжение и время). Достаточно часто первопричиной стресса являются чрезвычайно нечёткие временные границы эмоционального состояния. Это бывает в том случае, ежели человек очень большое эмоциональное значение придает прошедшему либо грядущему. В основном случае источником ненормального напряжения и неблагоприятных чувств считается назойливое прошлое о каком-либо психотравмирующем моменте из прошедшего. Иной вариант связан с волнением и переживанием за еще не случившиеся грядущих действий. В данном случае человек также неоднократно проектирует в собственном мозгу характер будущего (при этом нежелательного), заполняя его деталями и "возрождая" по такой степени, будто он инициирует все больше и больше доверять в тот неблагоприятный прогноз, который и создает в личном воображении. Такого типа стресс опасен еще и тем, что нередко он программирует будущие невезения. При этом опасения человека практически подтверждаются, что негативно сказывается в самооценке и убежденности личности.

Объективные причины возникновения психологического стресса:

1. условия жизни и работы (постоянные компоненты существования):

a) локальные - к которым относятся бытовые домашние проблемы (например перебои в водоснабжении, плохое отопление, неработающий лифт и т.д.) тяжелая, изматывающая работа - и транспортные проблемы;

b) глобальные - представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм;

2. взаимодействие с другими людьми:


a) Эмоциональные отношения на примере общения с близкими людьми

b) рациональны отношения, на примере общения в бизнесе

c) ссоры с незнакомыми людьми.

3. политические и экономические факторы:

a) экономические - низкие доходы и высокие расходы;

b) политические - невыгодное экономическое законодательство и неэффективная политическая власть.

4. чрезвычайные обстоятельства

a) природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации;

b) криминал - экономический ущерб и ущерб здоровью и достоинству;

c) болезни

3. Гендерные особенности проявления профессионального стресса

Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебежением к гендерным особенностям проявления стресса.

Понятие "гендер" впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин "гендер", заимствованный из лингвистики (gender -- род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола -- совокупности биологических характеристик -- генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия "гендер" было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [6; 11 - 16].

Гендер - это:

a) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;

b) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.

В социальной психологии термин "гендер" используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "гендер", а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "женским" исследованиям.


Одно из подобных всеобъемлющим исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии "Линзы тендера", которая издана в 1993 году подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае - это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития.

Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза). Основная идея заключалось в том понимании того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование тендерных подходов: "изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не тендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискованных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями -- через богатых партнеров", - С. Бем [6; 17 -25].

«В соответствии в теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно -- оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Мы не просто один к одному отражаем окружающие нас предметы и явления в различных репрезентативных системах зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса то есть объяснением того, что это все естественно, то есть "по природе" [6; 11 - 19]»»

Теория линз объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры "мужского" или "женского" есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая вписаны в детские умы с детства, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол. Они также сами затрудняются назвать критерии пола. Оказывается, это самая загадочная и табуированная тема. Удивительно, что половые различия так и остаются загадкой для некоторых детей и даже подростков. Бем предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или "разрушительную" схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса. Позже Бем расширила эту теорию, когда писала "Линзы тендера" и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. Основа последней -- это то, что нам важно знать процесс становления гендерно конвенциальной личности это частный случай становления субъекта, усвоившего культуру в своем контексте. В эту теорию входят два соответственных теоретических представления:


· Первое - это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.

· Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре. То, что они автоматически (как часть процесса окультуривания) усвоены этими детьми, и, в конечном итоге, раз эти культурные линзы были усвоены, ребенок начинает видеть, думать, чувствовать и оценивать виртуально все культурно-специфическим способом. Как результат этого, он/она конструирует свое "я", которое согласуется с культурными линзами и поэтому участвует в социальном воспроизводстве культурной системы. Когда усвоенные характеристики стали продуцировать различия и неравенство между мужчинами и женщинами -- на уровне психологической идентичности и как наша культурная система полового неравенства требует этого неравенства для своего воспроизводства [6; 22].

Таким образом, теория "Линз тендера" Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.

Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа:

1. мускулинный тип - типично мужественные черты личности;

2. феминный тип - типично женственные черты личности;

3. андрогинный тип - смешанные черты женского и мужского.

Эти исследования показывают на то, что индивиды с андрогинным видом, имеющие сразу феминными и маскулинными свойства, стрессоустойчивее, так как наименее агрессивно следуют полоролевых общепризнанных мерок, беспрепятственнее переходят от традиционно дамских работ к мужеским и т. д. При этом оказалось, что наибольшее соотношение конструкций и ответов полоролевому стандарту, т. е. высочайшая мускулинность у парней и высочайшая феминность у представительниц слабого пола, абсолютно никак не считается залогом психического благополучия. Высочайшая феминность у представительниц слабого пола нередко коррелирует с высокой тревожностью и пониженным самоуважением - эти черты также вступают в набор феминности. Высокомаскулинные мальчишки-дети ощущали огромную убежденность в себя и довольство собственным расположением посреди ровесников, однако опосля 30 парение данные представители сильного пола очутились наиболее беспокойными наименее убежденными в себя и наименее даровитыми к лидерству. Высокофеминные дамы и высокомаскулинные представители сильного пола ужаснее управляются с деловитостью, никак не схожей с классическими общепризнанными мерками полоролевой дифференциации. Дети, поступки которых взыскательнее только подходит потребностям их физиологический значения, нередко различаются наиболее невысоким разумом и наименьшими креативными возможностями. Против, индивиды, условно вольные с твёрдой физиологический типизации, владеют наиболее состоятельным поведенческим репертуаром и психологически наиболее благоприятны.