Файл: Гендерные различия проявлений профессионального СТРЕССА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области психологии, и касается изучения профессионального стресса с разделением по гендерному признаку. Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день проявления профессионального стресса все меньше и меньше подразделяется на женский или мужской, не ставя во внимания, что некоторые типичные черты характера имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания и предпосылки. Другой необходимостью исследования является проблема современного общества, в котором существует тенденция к непроизвольному накапливанию большого количества стресса и ничтожным возможностям избавления от него.

Учитывая различия, биологический детерминизм, социально-биологические факторы, половой диморфизм, воздействие со стороны культуры и практики социализации, я постараюсь выяснить, какое влияние оказывают гендерные различия и как они проявляются на специфике профессионального стресса.

Объектом исследования являются различия в проявлении стресса у женщин и мужчин. Предметом исследования: гендерные особенности стресса.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении гендерных особенностей проявления стрессовых состояний в профессиональном аспекте. Задачами курсовой работы с связи с указанной целью являются:

  1. Изучение научных работ исследователей с рассмотрением научной литературы на изучаемую тему;
  2. Использование методики Сандры Бем для определения психологического пола;
  3. Использование специализированных методик для определения подверженности к стрессовым состояниям мужчины и женщины;
  4. Выявление особенностей проявлений профессионального стресса по гендерному признаку;
  5. Написания анализа результатов проведенного исследования;

В проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что мужчины меньше подвержены профессиональному стрессу, чем женщины при условии одинакового возраста.

Методы исследования:

- анализ литературы, а именно анализ научных разработок по психологии относительно исследуемого вопроса;

- системный анализ;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- синтез;

- беседа;

- сравнение;

- интервьюирование;

- обобщение;

- методика Сандры Бем

- методы математической статистики.


1. Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в отечественной и зарубежной психологии.

Понятие «стресс» и основные проблемы в разработках.

Термин «стресс» используется в ряде дисциплин для обозначения довольно широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия и экстремальные ситуации. Изначально это понятие возникло в физиологии для обозначения «неспецифической реакции организма» в ответ на негативные воздействия среды - так называемый «общий адаптационный синдром» Г. Селье, который подчёркивал, что «слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно прочно вошло в нашу обыденную речь [24, c.424].» Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется дистрессом, положительные эмоции - эустрессом [32; 25 - 28]. Впeрвыe эти тepмины в научный тезаурус ввел сoздатель концепции стрeсса, канадский физиолог Ганс Селье. Автор показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействий или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми разными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию [32; 28]. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, хoлoд, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка др. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимости решения сложной задачи.

В согласовании с 2-мя видами стрессоров распознают стресс физический и психический. Крайний подразделяют на информативный и возбудимый. Информационный стресс появляется в ситуации информационных перегрузок, как скоро человек никак не справляется с задачей, никак не успевает воспринимать надежные решения в требуемом темпе при высочайшей ответственности из-за результаты принятых решений. Разбирая слова, решая те либо остальные задачки, человек перерабатывает информацию и заканчивается данный процесс принятием решения. Размер перерабатываемой инфы, ее сложность, надобность нередко воспринимать решения - все наверное и сочиняет информационную нагрузку. Ежели она превышает способности человека при его высочайшей интереса в исполнении предоставленной работы, то молвят о информационной перегрузке. Возбудимый стресс как личный вариант эмоционального стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он возникает в ситуации опасности, обиды и др., а еще в критериях, этак именуемых конфликтных обстановок, в каких человек долгое время никак не имеют все шансы удовлетворить собственные либо общественные необходимости.


В данный момент (полагается разговаривать о стрессе будто о своеобразном многофункциональном пребывании, коим индивидуум откликается в крайное действие, несущее в себе опасность физиологическому благосостоянию, наличию человека либо его психическому статусу. Подобным способом, стресс появляется будто отклик организма, обхватывающая ансамбль перемен в поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом степенях, а равным образом в психическом, в том числе индивидуальные чувственные треволнения [14; 334]. Биологическая ведь цель стресса - приспособление. Он назначен с целью предохранения организма с грозящих, разламывающих влияний будто материальных, так и психических. Потому возникновение стресса обозначает, будто лицо подсоединяется в установленный вид работы, обращенной в оппозиционность небезопасным действиям, коим он подвергается. Данному виду работы подходит особенное физическое положение и комплекс разных физических и эмоциональных ответов. В соответствии с границе того как стресс формируется, модифицируются физическое положение и реакции организма. В цельном, напряжение, наверное обычное событие в здоровом организме, что содействует мобилизации личных ресурсов про преодоления появившихся проблем. Наверное предохранительный устройство биологического порядка [14; 334]. В момент стресса может быть умножаться степень злости, внушаемости, нарушаться восприятие времени, а еще могут возникнуть галлюцинации и меняются динамические свойства психических действий.

Иную теорию стресса спроектировал в 1966 годку Р. Лазарус [30; 864 - 869]. Им была предложена когнитивная концепция стресса и копинга. В соответствии с понятию создателя, в источнике регуляции взаимодействия среды и личности лежат "изначальная" и "вторичная" когнитивные оценки переделки. Индивидум сначало систематизирует ее будто изменяющуюся либо грозящую, а потом - в связи с ступени улавливаемой опасности, параметров стрессора и личных эмоциональных необыкновенностей описывает методы преодоления стресса. В итоге взаимодействия данных 2-ух действий, будто думает создатель, создаются конкретные стать копинг-действия. Необходимыми причинами в их становлении и индивидуализации считаются негативная либо позитивная чувственная отзыв в протест в напряженное действие, а еще модификация данной ответа в конкретную стратегию преодоления. Результатом изучений Р.Лазаруса появилась принцип мнения копинга, что дьявол определил будто рвение к выводу заморочек, что показывает индивидум в переделки, обладающей обстоятельства про активизации адаптационных способностей, с мишенью хранения физиологического, личного и общественного благоденствия. В базе общепринятой дефиниции копинга имелсь предложена трехфакторная образец копинг-устройств, заключающаяся изо копинг-стратегий, копинг-ресурсов и копинг-действия. Копинг-стратегии - наверное важные решения персоны в улавливаемую опасность, метод управления стрессором.


Исходя из представлений П.К. Анохина, стрессовые ситуации с наиболее мощными психосоматическими последствиями возникают на основе оборонительного возбуждения и произвольного подавления его моторных проявлений, что принципиально сходно с неотреагированными эмоциями человека, и что понятие "стресс" включает всю сумму реакций организма на нанесение чрезвычайного раздражения.

Ю.А.Александровский [1; 71-79] утверждает, «что анализ психофизиологической сущности развития эмоционально-стрессовых и невротических состояний свидетельствует об их принципиальной общности. В обоих случаях начальным звеном является конфликтная ситуация с ее психологическим эквивалентом (субъективное состояние типа страха - тревоги). Определяющим фактором являются не сила стрессора, не объективная качественная (физическая) характеристика негативно-подкрепляющего воздействия, не реальные ситуации окружающей среды, а психологическая оценка сигнала, воздействия как негативных, отвергаемых (аверсивных) при невозможности управлений ситуацией, отсутствии способов ее избегания или преодоления. В целом, по мнению автора, развитие невротических и эмоционально-стрессовых состояний у человека связано с нарушением функциональной активности барьера психической адаптации. Это проявляется функциональной неполноценностью процессов восприятия, поиска и переработки информации, нарушением личностного отношения к получаемой информации (т.е. эмоциональным реагированием), изменением социально-психологических контактов. Перенапряжение механизмов психической адаптации ведет к нарушению процессов управления и регулирования.»

Г. Селье [32;. 36] отмечает, что ответ на экстремальную ситуацию у каждого человека разный (неспецифический), то есть у одного поднимается давление, у другого открывается старая язва, третий дает психическую реакцию с переходами всей гаммы эмоций от нормальной поведенческой до фиксированной патологической. Под одинаковой нагрузкой у каждого человека рвется слабейшее звено в цепи его организма. Вначале эмоциональная реакция формируется как гнев или страх, способствуя, соответственно, крайнему поведению - нападению или бегству. Однако такое поведение может и отвергаться, если оценивается сознанием как нецелесообразное. Однако при действии стрессогенных факторов у всех людей одинаково разовьются стадии стресса, но внешнее поведение может быть разным. Одни капитулируют перед трудностями, другие мобилизуют все свои физические и духовные возможности, чтобы противостоять им. Первая стадия стресса по Г. Селье - реакция тревоги (фаза шока), выражается в мобилизации всех ресурсов организма, и в первую очередь сложных физиологических и биохимических, способствующих быстрому проявлению оборонительной реакции "реакции борьбы и бегства". Эта реакция была сильно развита у наших предков и при малейшей угрозе обеспечивала им максимальную быстроту мобилизации сил, необходимых для борьбы с врагом, стихийными бедствиями или бегства от них.


Е.Черепанова [34] полагает, будто в данной формации лицо распологается в "предстартовой готовности", физически и психологически ощущает себя приподнято. В данной фазе нередко психосоматические болезни (гастриты, колиты, язвы, мигрени, аллергии) будто б проходят, однако к третьей формации возвращаются с тройной мощью. В свойстве образца автор ссылается в действия 1992 - 1993 гг., как скоро наше сообщество было стрессировано очень стремительными соц, финансовыми, общественно-политическими сменами. Конкретно в данный момент клиники и поликлиники опустели, этак будто общество обязано было воодушевить все существующие в их распоряжении адаптационные ресурсы, резерв каких никак не безграничен, в выживанье в трудных критериях.

2-ая ступень - привыкания, либо противодействия, как скоро организму получается из-за кредит предыдушей мобилизации удачно совладать с вредными причинами. В данный момент имеет возможность отслеживаться поднятие стрессоустойчивости, что проистекает маршрутом глубочайшей адаптационной перестройки гомеостатических устройств организма. Открытые в 1 формации адаптационные запасы продолжают работать, лицо получает эксперимент стойкости и убежденности в собственной мощи и деяниях.Еще изучения В. Кэннона [13; 112 - 128] проявили, будто индивидуум устремляется постоянно снабдить упрямство и баланс состава собственной внутренней круга и значений функционирования целых порядков. Однако как скоро организму предъявляются новейшие запросы, проистекает пертурбация, коия чрез линия преображений воскрешает бывшее баланс, однако теснее в другом ватерпасе. Около данном дьявол выделил, будто новейшие обстоятельства имеют все шансы складываться никак не лишь физиологическими раздражителями, однако и психическими факторами. Ежели ведь никак не получается остановить деяние стрессогенных причин, начинается 3-я ступень стресса.

Третья ступень - истощения. Приспособительные возможности организма снижаются, накапливается усталость. В этот период он хуже сопротивляется воздействию новых стрессоров, увеличивается опасность заболеваний. Вновь возникают сигналы тревоги, как в первой стадии, но теперь уже "внутри" на фоне истощения адаптационной энергии. В это время необходима помощь "извне": либо поддержка систем адаптации (психологическая и психотерапевтическая), либо устранение стрессоров. При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию организма личности дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы.