Файл: Органы государственного управления (История органов государственной власти в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президент Российской Федерации имеет широкие полномочия во всех сферах жизни государства. Он может использовать согласительные процедуры, если возникают разногласия между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации избирают Президента сроком на 6 лет. Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти, он имеет полномочия, которые можно отнести ко всем трем ветвям. Например, в плане законотворческой работы, глава государства наделен правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты в Государственную Думу.

На федеральном уровне законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое является Парламентом страны и высшим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Представительность данного органа обуславливается тем, что он избирается населением и представляет его интересы.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат. Нижняя палата – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, верхняя палата – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации регламентирован федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Органы исполнительной власти следят за исполнением законодательства на всей территории Российской Федерации и проводят государственную политику во всех сферах жизни общества.

Высшим исполнительным органом в России является Правительство Российской Федерации.

Организация деятельности Правительства Российской Федерации регламентирована федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Органы судебной власти в Российской Федерации осуществляют правосудие. Судебная власть в России осуществляется путем конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Суды в Российской Федерации независимы и подчиняются только законодательству.

Судебная система Российской Федерации включает в себя: Конституционный суд, суды общей юрисдикции (Верховный суд, суды субъектов Российской Федерации), военные и арбитражные суды.

Прокуратура Российской Федерации является независимым правоохранительным органом. Данный орган осуществляет надзорные функции и координирует работу иных правоохранительных органов.


Субъекты Российской Федерации образуют органы государственной власти. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации создаются в соответствии с конституционным строем и общепризнанными принципами деятельности государственных органов.

В Конституции Российской Федерации разграничены предметы ведения федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Все эти органы являются составными частями государственного аппарата Российской Федерации. Таким образом, понятие аппарата государства является многогранным. Государственный аппарат Российской Федерации – это упорядоченная система органов государственной власти, благодаря которым осуществляется государственная власть, и решаются важные вопросы, стоящие перед государством.

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

2.1 Правовой статус Президента РФ

Функции Президента Российской Федерации:

1.Президент Российской Федерации считается гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

2. Президент Российской Федерации реализует охрану суверенитета России и обеспечивает ее целостность.

Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны подробно регламентированы федеральным законом от 31.05.1996 №61-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об обороне». Глава государства устанавливает военную политику страны, закрепляет План обороны и военную доктрину, принимает меры по вооружению Российской Федерации, осуществляет руководство Вооруженными Силами и назначает его высшее руководство, а также вносит предложение о кандидатуре на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

В федеральном конституционном законе от 30.01.2002 №1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» расписаны полномочия Президента Российской Федерации при введении режима военного положения. Глава государства обеспечивает и контролирует процесс реализации данного положения, запрещает проведение забастовок, собраний, митингов, имеет право приостановить деятельность политических партий.

В федеральном конституционном законе от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» говорится, что чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации. В данном подзаконном акте должна содержаться информация о необходимости введения данного положения, границы территории, где будет чрезвычайное положение, а также содержаться конкретный «перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений»36 . Этот указ Президента Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию.


3. Президент Российской Федерации принимает меры по обеспечению согласованной деятельности органов государственной власти и их взаимодействию.

4. Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики Российской Федерации в соответствии с нормативно – правовыми актами Российской Федерации, обстановкой в стране, учитывая интересы политических партий.

5. Глава государства является представителем России во внутренних делах и в международных отношениях. Глава государства занимается вопросами гражданства Российской Федерации, принимает меры по предоставлению политического убежища, имеет право присваивать награды и почетные звания. В международных отношениях Президент Российской Федерации встречается с главами других государств, проводит встречи и имеет право подписывать международные договоры.

Полномочия Президента Российской Федерации в области законодательной власти:

1. Имеет право назначать выборы Государственной Думы Российской Федерации и обладает правом роспуска данного законодательного органа. Порядок выборов Государственной Думы Российской Федерации регламентирован Конституцией Российской Федерацией и федеральным законом от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Наделен правом законодательной инициативы и может вносить проекты законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Глава государства принимает непосредственное участие в законодательном процессе: подписывает и обнародует федеральные законы.

4. Президент Российской Федерации ежегодно обращается с посланиями о политиках государства к Федеральному Собранию Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в сфере законодательной власти.

Полномочия Президента Российской Федерации в области исполнительной власти:

1. Назначает на должность Председателя Правительства Российской Федерации, а также заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

2. Имеет право принимать участие в заседаниях Правительства Российской Федерации и председательствовать на них.

3. Принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.

4. Если акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции Российской Федерации, то Президент Российской Федерации наделен правом приостанавливать их действие.

Полномочия Президента Российской Федерации в области судебной власти:


1.Определяет кандидатуры на должность судей Конституционного и Верховного судов Российской Федерации.

2. Наделен правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и другие суды.

3. Обладает право осуществлять помилование.

2.2 Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Законодательную власть в государстве осуществляет парламент, который является представительным и законодательным органом. В Российской Федерации полномочия парламента осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

Законодательным органом Федеральное Собрание Российской Федерации считается, так как данный орган наделен правом издания федеральных законов и может формировать законодательную базу Российской Федерации.

В Российской Федерации только Федеральное Собрание может принимать федеральные законы – это его исключительное право. Никакой другой государственный орган не наделен данной привилегией. Законы, которые принимаются парламентом Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, которая наделена высшей юридической силой.

Формирование Совета Федерации регулируется федеральным законом от 03.12.2012 №229-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Совет Федерации включает в свой состав по два представителя от субъекта Российской Федерации, один из которых относится к законодательному органу, а другой – к исполнительному. Помимо представителей от субъектов в состав Совета Федерации входят представители Российской Федерации, которые назначаются Президентом Российской Федерации.

Кандидат в члены Совета Федерации для наделения его полномочиями предоставляет органу государственной власти субъекта Российской Федерации документы, в которых содержится информация о его доходах и доходах его семьи, об имуществе, об отсутствии счетов в иностранных банках и сведения о расходах.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может стать гражданин Российской Федерации, который достиг возраста 21 год и не ограничен в участии в выборах.


Президент Российской Федерации назначает выборы в Государственную Думу. Итоги голосования обнародуются Центральной Избирательной Комиссией Российской Федерации не позднее трех недель после дня выборов в депутаты Государственной Думы.

Внутренняя организация деятельности палат Парламента Российской Федерации регулируется их регламентами: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 №2134- II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Статус должностных лиц Федерального собрания раскрывается в федеральном законе от 08.05.1994 №3-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

К государственно – властным полномочиям Совета Федерации относятся:

1.Одобряет изменение границ между субъектами Российской Федерации.

2.Утверждение чрезвычайного и военного положений, введенного Президентом Российской Федерации.

3. Одобрение применения Вооруженных Сил Российской Федерации вне ее пределов. Данная норма регулируется федеральным законом от 23.06.1995 №93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

4. Установление следующих выборов Президента Российской Федерации и процедура отрешения его от должности.

5. «Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации». Президент Российской Федерации предоставляет кандидатур на вышеназванные должности, а Совет Федерации утверждает их.

6. Утверждение кандидатур на должность Генерального прокурора и его заместителей, Председателя Счетной палаты и ее аудиторов, а также процедура освобождения их от должности.

К государственно – властным полномочиям Государственной Думы относятся:

1.Одобрение кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. Данная процедура происходит путем тайного или открытого голосования.

2. Выражение доверия Правительству Российской Федерации.

3. «Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой».