Файл: Органы государственного управления (История органов государственной власти в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высшим исполнительным и распорядительным органом является Совет Министров СССР – Правительство.

Совет Министров СССР в пределах своих полномочий может издавать постановления и распоряжения, призван защищать государство и права его граждан, занимается разработкой государственного бюджета и планов развития СССР, принимает меры по государственной безопасности. Правительство СССР осуществляет руководство министерствами СССР и министерствами союзных республик.

В союзных республиках высшим органом власти является Верховный Совет, который создает Президиум Верховного Совета республики и избирает ее Совет Министров – Правительство союзной республики.

В 90 – х годах двадцатого века Совет Министров СССР преобразовывается в Кабинет Министров СССР, который напрямую подчинялся Президенту СССР. В своей деятельности Кабинет Министров руководствовался Законом СССР «О Кабинете Министров СССР».

Кабинет Министров СССР проводил единую финансовую, кредитную и денежную политику, управлял государственными предприятиями, принимал меры по обеспечению государственной безопасности, занимался внешней политикой СССР, обеспечивал охрану окружающей среды и права граждан.

Появился Совет безопасности СССР, который занимался обеспечением обороны страны и ее безопасности и принимал меры по сохранению стабильности и порядку в обществе.

В декабре 1993 года деятельность Верховного Совета упраздняется и вместо него появляется Федеральное Собрание – законодательный и представительный орган.

12 декабря 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, которая закрепила федеративное устройство страны, определила структура власти и закрепила отношения между центральными и местными органами в Российской Федерации.[16]

В Российской Федерации в настоящее время закрепляется принцип разделения властей: органы законодательной власти, исполнительной и судебной. Государственная власть может осуществляться Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством и судами Российской Федерации.

Таким образом, Россия с начала двадцатого века до настоящего времени прошла путь от абсолютной монархии к демократическому и правовому государству. Органы государственной власти в процессе всего пути преобразований менялись, а вместе с ними и их полномочия. Эта деятельность способствовала изменениям в жизни страны и обеспечению выполнению государством своих функций.


1.2 Виды органов государственной власти

В монографии Р.Р. Салимзянова говорится, что «разделение властей в качестве принципа организации государственного механизма было провозглашено в Декларации от 12 июня 1990 г. «О государственной суверенитете РСФСР» и закреплено в ст. 10 Конституции РФ».

К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации, которое состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В процессе реализации своих полномочий данные органы занимаются представлением интересов населений и формируют законодательную базу Российской Федерации.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства и другие органы исполнительной власти. В процессе осуществления своей деятельности органы исполнительной власти призваны осуществлять исполнение законов и иных нормативно – правовых актов на всей территории Российской Федерации, а также реализуют управленческую деятельность. Данные органы образуют единую систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

По порядку формирования органы государственной власти классифицируются на первичные и вторичные органы.

К первичным органам государственной власти относятся те, которые избираются гражданами государства в установленном законодательством порядке. В Российской Федерации к первичным органам относится, например, Государственная Дума. Порядок выборов депутатов Государственную Думу регламентирован федеральным законом от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

К вторичным или производным органам относятся те, которые создаются другими органами государственной власти. В Российской Федерации производным органом является, например, Правительство Российской Федерации. Данный орган исполнительной власти формируется Президентом Российской Федерации.

В коллегиальных органах решение принимается большинством голосов. Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, в котором решения принимаются на его заседаниях.

В единоначальных органах решения принимаются руководителем органа государственной власти. В Министерствах Российской Федерации решение по вопросу, входящему в компетенцию данного органа, принимается Министром.


Органы общей компетенции призваны решать большой перечень вопросов, которые возникают в управлении государства. К таким органам в Российской Федерации относится Правительство Российской Федерации, администрации субъектов Российской Федерации.

Органы специальной компетенции реализуют свои государственно – властные полномочия в одной сфере деятельности. Министерство финансов Российской Федерации является органом специальной компетенции, оно занимается вопросами финансов в стране, а также реализацией финансовой политики.

По объему властных полномочий органы государственной власти классифицируются на федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов.

  1. Федеральные органы государственной власти наделены правом осуществления государственно – властных полномочий на всей территории Российской Федерации. К таким органам относится Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и другие высшие органы власти.
  2. Органы власти субъектов наделены правом осуществления государственно – властных полномочий на территории определенного субъекта Российской Федерации. К таким органам относятся Правительства субъектов Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации и другие органы субъектов.

В схематичном виде Органы власти делятся на:

Рис.1.Органы власти

Виды органов государственной власти по классификации подразделяются:

Таблица 1

Виды государственных органов

Признак

Классификация

По принципу разделения властей

Законодательные

Исполнительные

Судебные

По иерархии

Федеральные

Республиканские

Местные

По срокам полномочий

Постоянные

Временные

По порядку осуществления компетенции

Коллегиальные

Едино начальные

По характеру компетенции

Органы общей компетенции

Органы специальной компетенции

По срокам полномочий выделяются органы государственной власти постоянные и временные.

  1. Постоянные органы государственной власти осуществляют свою деятельность без ограничения срока. Президент Российской Федерации является постоянным органом власти.
  2. Временные органы государственной власти создаются при необходимости достижения срочных задач. Чрезвычайные комитеты являются временными органами власти.

В соответствии с правовыми формами деятельности принято выделять правотворческие, правоприменительные и правоохранительные органы государственной власти.

К правотворческим органам государственной власти относится Федеральное собрание Российской Федерации, так как оно наделено исключительным правом издания федерального законодательства.

К правоприменительным органам государственной власти относится Правительство Российской Федерации, так как оно призвано следить за исполнением законодательства Российской Федерации.

К правоохранительным органам государственной власти относятся суды Российской Федерации и органы внутренних дел, так как они призваны охранять законность и правовой порядок.

Таким образом, существует большое количество органов государственной власти, которые классифицируются по разным основаниям. Несмотря на разнообразие органов государственной власти, все они призваны осуществлять управление делами государства и следить за исполнением его функций.

1.3 Государственный аппарат Российской Федерации

Механизм государства обладает следующими признаками:

1.Имеет определенную систему, которая включает в себя связанные между собой элементы – органы государственной власти, организации и учреждения.

2. Перед элементами (органы государственной власти, организации, учреждения) механизма государства стоят общие цели и задачи.

3. Центральное место в системе механизма государства занимает орган государственной власти.

4. Благодаря государственному механизму, государство осуществляет свое управление и воплощает в жизнь государственные политики.

В учебной литературе существует несколько точек зрения по поводу соотношения понятий «механизм государства» и «государственный аппарат.

Первая точка зрения предполагает, что механизм государства и государственный аппарат равны между собой. В.Н. Хропанюк отождествляет данные понятия и считает, что «механизм (аппарат) государства – это органы и учреждения через которые происходит управление государством».

Другие авторы полагают, что государственный аппарат и механизм государства не идентичные понятия. Государственный аппарат представляет собой единую систему государственных органов, а механизм государства кроме государственных органов включает в себя государственные учреждения и организации. Исходя из данной точки зрения, можно сделать вывод, что государственный аппарат – часть механизма государства.


«Механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов и организаций».

Анализируя данные точки зрения, государственный аппарат – это органы государственной власти и их система, через которые происходит государственное управление, и достигаются цели государства.

Основное место в структуре аппарата государства занимают органы государственной власти.

Строение государственного аппарата, его структура и деятельность определяются факторами, которые стоят в основе реализации государственного аппарата. Данные факторы следят за соблюдением единства системы органов государственной власти.

Принципы деятельности аппарата государства:

Таблица 2

Принципы деятельности аппарата государства

Принцип

Описание

1.Принцип демократизма.

Принцип демократизма заключается в осуществлении участия народа в государственном управлении и в действиях органов власти, которые осуществляют свои полномочия в интересах населения.

2. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.

При коллегиальном управлении решение принимается на общем совещании должностными лицами органа государственной власти. Например, Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом и решения принимаются на заседаниях Правительства.

3. Принцип сочетания выборности и назначаемости.

В Российской Федерации существуют как органы государственной власти, который избираются на свой пост (депутаты Государственной Думы) и так назначаются (министры).

4. Принцип иерархичности.

Иерархичность предполагает наличие уровней соподчиненности в системе государственного аппарата. Данный принцип подразумевает, что органы государственной власти, входящие в аппарат государства, имеют разные уровни, то есть одни органы являются вышестоящими, а другие – нижестоящими.

5. Принцип профессионализма.

В осуществлении деятельности аппарата государства принимают участие только квалифицированные специалисты, которые решают задачи, стоящие перед государством на высоком уровне.

Структура государственного аппарата Российской Федерации включает в себя: Президента Российской Федерации, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти и Прокуратуру Российской Федерации.