Файл: Органы государственного управления (История органов государственной власти в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Утверждение кандидатур на должности Председателей Центрального Банка, Счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека и проведения процедуры отзыва у них полномочий.

5. Объявление амнистии.

6. Вынесение обвинения против Президента Российской Федерации.

Совет Федерации в обязательном порядке должен рассматривать федеральные законы, которые касаются вопросов:

1.Федерального бюджета.

2. Налогообложения.

3. «Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

4. Утверждения или денонсации международных договоров.

5. Государственной границы России.

6. Войны и мира.

Президент Российской Федерации наделен правом роспуска Государственной Думы Российской Федерации, если произошли случаи, которые описаны в статьях 111 и 117 Конституции Российской Федерации. В статье 111 Конституции Российской Федерации говорится, что Президент Российской Федерации может распустить Государственную Думу и назначить выборы, если палата Парламента отклонила кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации три раза. В статье 117 Конституции Российской Федерации говорится, что «Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу».

2.3 Правовой статус Правительства Российской Федерации

В Российской Федерации исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, которое возглавляют данную ветвь власти, и иные органы, подчиненные Правительству РФ.

Данное положение вещей является обычным для современных правопорядков, например, по Конституции Франции Правительство также является исполнительным органов и закреплено, что «Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы, а также оно несет ответственность перед Парламентом».


Деятельность Правительства Российской Федерации регламентируется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации», Регламентом Правительства Российской Федерации и иными нормативно – правовыми актами.

Правительство Российской Федерации имеет право заниматься правотворческой деятельностью и в пределах своего ведения может издавать постановления и распоряжения, которые подписывает Председатель Правительства Российской Федерации. Данные нормативно – правовые акты имеют силу на всей территории Российской Федерации. Если акты Правительства Российской Федерации противоречат федеральному законодательству, то они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации говорится, что «Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».

В соответствии с федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ (ред. от 03.03.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» должностные лица Правительства Российской Федерации должны подавать сведения о своих расходах и доходах, а также доходах и расходах своей семьи.

Кандидат в Председатели Правительства Российской Федерации должен быть гражданином Российской Федерации и не иметь гражданства другого государства. «Выбор и назначение руководителя данного органа государственной власти – исключительная прерогатива главы государства, установленная Конституцией страны».

Председатель Правительства осуществляет руководство Правительством Российской Федерации и призван организовать его работу. Он реализует следующие государственно – властные полномочия:

1.Опираясь на законодательство Российской Федерации, разрабатывает направления деятельности Правительства Российской Федерации.

2. Является представителем Правительства Российской Федерации как на территории страны, так и вне ее пределов.

3. Имеет решающий голос на заседаниях Правительства Российской Федерации, а также проводит данное мероприятие.

4. В рамках правотворческой деятельности подписывает нормативно – правовые акты Правительства Российской Федерации – постановления и распоряжения.

5. Регулирует работу Правительства Российской Федерации, путем распределения обязанностей между его должностными лицами.


6. Председатель Правительства Российской Федерации разрабатывает структуру федеральных органов исполнительной власти и выбирает кандидатов на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Данные действия он имеет право осуществлять с согласия Президента Российской Федерации.

7. Имеет право дисциплинарно наказывать или поощрять членов Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Правительства Российской Федерации осуществляют следующие государственно – властные полномочия:

1. «Участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации, в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации».

2. Принимают участие в осуществлении правотворческой деятельности Правительства Российской Федерации, а также обеспечивают исполнение нормативно – правовых актов Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации анализируют проекты актов Правительства Российской Федерации.

3. Осуществляют руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

4. Могут осуществлять иные государственно – властные полномочия, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральные министры руководят одним из федеральных министерств Российской Федерации и осуществляют следующие государственно – властные полномочия:

1.Имеют право участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации, на которых имеют решающий голос.

2.Являются участниками разработки основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

3. Участвуют в правотворческой деятельности Правительства Российской Федерации – разрабатывают постановления и распоряжения.

4. Осуществляют общее руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые подотчетны федеральным министерствам.

На заседаниях Правительства Российской Федерации рассматриваются следующие вопросы:

1.Связанные с федеральным бюджетом Российской Федерации.

2. О финансовой поддержке, если сумма превышает сто тысяч рублей.

3. Внесения законопроектов в Государственную Думу Российской Федерации.

4. Разрабатываются положения о федеральных органах исполнительной власти.

5. Разрабатывает Регламент Правительства Российской Федерации.

6. Связанные с Президиумом Правительства Российской Федерации.


7. Связанные с ежегодным отчетом о проделанной работе Правительства Российской Федерации и другие вопросы в установленном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В области экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1.Управляет федеральной собственностью.

2. «Осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации регулирование экономических процессов».

3. Регулирует таможенное дело.

4. Разрабатывает меры по поддержке отечественного производителя.

5. «Разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества».

6. Анализирует социально – экономическое развитие России и делает прогнозы в этой области.

7. Правительство Российской Федерации в сфере экономики может осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В области бюджетной, кредитной, финансовой и денежной политик Правительство Российской Федерации реализовывает следующие государственно – властные полномочия: 1. Проводит вышеназванные политики. 2. Разрабатывает проект федерального бюджета Российской Федерации, представляет его Государственной Думе, а также отчет о его исполнении. 3. Регулирует внутренний и внешний долг России. 4. Разрабатывает единую ценовую политику. 5. Обеспечивает реализацию бюджетной и налоговой политик. 6. Анализирует рынок ценных бумаг. 7. Призвано осуществлять валютный контроль. 8. «Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношения Российской Федерации с иностранными государствами» и имеет право осуществлять иные государственно – властные полномочий, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В социальной сфере Правительство Российской Федерации осуществляет следующие государственно – властные полномочия:

1. «Обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности». 2. Охраняет трудовые права граждан Российской Федерации, принимает меры по уменьшению безработицы. 3. Проводит миграционную и молодежную политики. 4. Охраняет права граждан на охрану здоровья. 5. Принимает действия по совершенствованию спорта и туризма и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в области социального обеспечения.


Правительство Российской Федерации в области науки, культуры и образования осуществляет следующие государственно – властные полномочия:

1. «Обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования».

2. Принимает меры по поддержке в развитии науки.

3. Принимает меры по развитию культуры и обеспечивает сохранность культурного наследия, а также может осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органом, оно наделено большим объемом полномочий, регулирующих все сферы жизни российского общества.

3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЙ ПОЛНОМОЧИЦ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Разграничений полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами предусматривает определение спорных полномочий, установление их объема и процесса реализации.

В статьях 71 – 72 Конституции Российской Федерации закреплены основные правила разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. В данных статьях определены полномочия, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении с субъектами Российской Федерации.

В 71 статье Конституции Российской Федерации установлены предметы ведения Российской Федерации, к которым относятся охрана и защита суверенитета, неприкосновенность территории и другие важнейшие аспекты государственного управления, которые невозможно передать на уровень субъекта Федерации.

В 72 статье Конституции Российской Федерации определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К ним отнесены вопросы, которые невозможно решить лишь на уровне Российской Федерации. Например, «защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон».

Вышеназванные государственные органы и Президент Российской Федерации (при применении согласительных процедур, для решения споров между органами власти) имеют право подать ходатайство в Конституционный Суд Российской Федерации. В статье 93 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» прописаны условия подачи ходатайства. «Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации установленного Конституцией Российской Федерацией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».