Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии (ОАО «Орелоблхлеб»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) малое предпринимательство недостаточно привлекательно для развития и максимально привлекательно для слияния и поглощения;

2) привлечение ресурсов роста от стратегических и институциональных инвесторов в текущем периоде означает увеличение потока выходящих финансовых ресурсов в будущих периодах.

Последний аспект, учитывая сложности прогнозирования роста предпринимательских структур, может стать причиной критического снижения прибыльности и ухода предприятия с рынка деятельности. Поэтому привлечение стратегических и институциональных инвесторов для обеспечения роста и наращивания или максимизации потока входящих финансовых ресурсов может использоваться только после качественного и всестороннего анализа возможностей и угроз внешней среды, что при специфике деятельности малого предприятия не всегда возможно реализовать. В свою очередь внутренние резервы роста могут базироваться на привлечении средств учредителей либо за счет увеличения объемов производства, в том числе с повышением цен на продукцию предприятия, изменением политики сбыта (системы договоренностей с дебиторами – покупателями и заказчиками).

Варианты внутренних резервов роста малого предприятия, а соответственно наращивание и максимизация входящих финансовых ресурсов имеют следующие ограничения, которые рассматриваются ниже.

Рис. 5. Схема оптимизации выходных финансовых ресурсов

Во-первых, это предел производственных возможностей, т.е. любое оборудование, используемое для производства продукции, имеет максимально возможную установленную мощность. После прохождения точки максимальной мощности оборудование подвергается быстрому износу, а значит, могут возрасти объемы выходящих финансовых ресурсов на фоне роста потребителей в ремонтных фондах.

Во-вторых, рынок сбыта, на котором действует малое предприятие, может быть насыщен товарами (услугами, работами) аналогами или субститутами, что приведет не к увеличению потока входящих финансовых ресурсов, а к их иммобилизации (отсутствие спроса и рост запасов готовой продукции – иммобилизация ресурсов в запасах и дебиторской задолженности). Либо это может привести к дополнительному снижению потока входящих финансовых ресурсов (демпинговые цены). Этот же аспект необходимо учитывать при повышении цен на продукцию.

Также в данном ракурсе можно рассмотреть и снижение дебиторской задолженности путем ужесточения требований к покупателям и заказчикам, поскольку, как уже было показано выше, прирост дебиторской задолженности означает иммобилизацию финансовых ресурсов и сокращает поток входящих финансовых ресурсов. Но с другой стороны, увеличение требований к дебиторам может кардинальным образом изменить рыночные позиции малого предприятия, поэтому для реализации такого решения оно должно иметь достаточно высокие характеристики конкурентоспособности.


В-третьих, у учредителей малого предприятия возможности реинвестирования также ограничены, поскольку доходы учредителя напрямую зависят от прибыли, получаемой предприятием. В том случае, если у учредителя имеется возможность реинвестирования собственных финансовых ресурсов в малое предприятие, необходимо учитывать его требования к отдаче вложений – экономическая добавленная стоимость, и соответственно прибыльность должны неизменно прирастать. Кроме этого учредитель, при неблагоприятных обстоятельствах может изъять реинвестированные финансовые ресурсы, что приведет к трансформации в производственном и сбытовом процессах, а значит, увеличится поток выходящих финансовых ресурсов. В свою очередь малое предприятие, не имеющее возможностей для дополнительной поддержки потока входящих финансовых ресурсов, может стать убыточным.

Рис. 6. Агрегированная схема управления финансовыми ресурсами предприятия

В данной схеме предусмотрены два возможных решения по оптимизации потока выходящих финансовых ресурсов, которые могут быть подвергнуты дальнейшей декомпозиции и детализации с учетом специфики деятельности отдельно взятого малого предприятия.

Все два перечисленных варианта могут оказывать существенное негативное влияние на управление финансовыми ресурсами малого предприятия. Как правило, малым предприятием управляет не наемный менеджер, но собственники (учредители), которые не только имеют субъективные ограниченные представления о моделях и принципах развития рынков, но и переносят собственные представления на модели поведения иных рыночных агентов, не принимая во внимание сильные или слабые сигналы внешней и внутренней среды. Это приводит к тому, что субъект малого предпринимательства, с одной стороны, функционирует как сложная открытая динамическая система, с другой – обладает высокой информационной изоляцией. Таким образом, принимаемые одновременно решения по наращиванию потока входящих финансовых ресурсов и оптимизации выходящих финансовых ресурсов, могут привести к критической трансформации потоков финансовых ресурсов, что в условиях ограниченного обладания качественными трудовыми ресурсами приводит в совокупности к детерминированному хаосу в финансовом управлении.

В соответствии с разработанным алгоритмом, процесс управления финансовыми ресурсами малого предприятия включает четыре последовательных расчетно-аналитических этапа:


• анализ расходов по видам затрат (постоянные и переменные), а также по основным статьям затрат в структуре и динамике предыдущих периодов. Принимаются решения по снижению или сокращению отдельных видов или статей затрат.

• расчет точки безубыточности и производственного левериджа с учетом изменений статей постоянных и/или переменных затрат.

• формирование, как минимум, трех прогнозов (планов) производства и сбыта продукции: базовый план объемов производства и сбыта; план с повышением объемов производства и сбыта; план с понижением объемов производства и сбыта. Кроме этого, оценивается порог безопасности (риск получения убытков) в каждом прогнозе.

• расчет потоков входящих и выходящих финансовых ресурсов в каждом прогнозе.

Поскольку ранее мы установили, что для малого предприятия операционные доходы являются основой формирования потока входящих финансовых ресурсов, а соответственно операционные расходы – основой потока выходящих финансовых ресурсов, то совершенствование управления ими должно быть агрегированным, т.е. необходимо укрупнениеэкономическихпоказателейпосредствомихобъединениявединуюгруппу. Такой подход учитывает возможности и ограничения выше представленной схеме.С учетом вышеизложенного была разработана агрегированная схема управления финансовыми ресурсами малого предприятия, которая представлена на рисунок 2.

В рамках оптимизации выходящих финансовых ресурсов устанавливаются точки контроля наиболее значимых статей постоянных и переменных затрат, формирующих операционные расходы, которые позволяют учитывать не только структуру и динамику отдельных статей затрат, но и анализировать причины их изменения за определенный период и принимать решения об их снижении или полном сокращении, в случае их непроизводительности.

Заключение

Современные коммерческие организации функционируют в сложных экономических условиях, характеризующихся высокой внутренней конкуренцией, ограниченным доступом к финансовым ресурсам, сложными взаимоотношениями с бюджетными и внебюджетными фондами, акционерами, потенциальными инвесторами. Формируемые в такой внутренней и внешней среде финансовые отношения требуют совершенствования имеющегося инструментария обоснования принятия финансовых решений для осуществления бесперебойного производственного процесса, реализации инвестиционных программ, проведения социальной политики.


Финансовое положение компании является важной характеристикой его деловой активности и надежности. Финансовое положение любого предприятия определяется, прежде всего, совокупностью таких показателей как финансовая устойчивость и платежеспособность, а также ликвидностью баланса и оборачиваемостью активов.

Осуществление политики финансирования, которая предназначена для достаточного обеспечения финансовыми ресурсами всех видов затрат должно быть сфокусировано на определении объема и структуры собственных и заемных денежных средств, направленных на обеспечение текущего финансирования деятельности предприятия, а также его финансовое обеспечение в долгосрочной перспективе. Реализовать такой подход на практике возможно с использованием инструментов бюджетирования, что позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов, обеспечить финансовую стабилизацию предприятий.

Объектом исследования данной работы выступает Открытое Акционерное Общество «Орелоблхлеб» (филиал – Ливенский хлебокомбинат). Это предприятие пищевой промышленности, занимающееся выпуском и реализацией хлебобулочных изделий. Как и большинство бывших государственных предприятий ОАО «Орелоблхлеб», в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении, связанном с усилением конкуренции, устареванием материально-технической базы, неразумной налоговой политикой государства. Это проявляется в снижении практически всех основных показателей деятельности предприятия.

Для утверждения решения о принятии мер по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, сначала необходимо провести полный анализ этих ресурсов. Необходимо оценить динамику, состав, структуру финансовых ресурсов. Также необходимо проанализировать их источники. Данные операции производятся для того, чтобы выявить слабые стороны в управлении финансовыми ресурсами, и понять, где именно нужно повышать эффективность.

После анализа финансовых ресурсов предполагается создание системы управления ликвидностью предприятия, которая включает в себя следующие составляющие:

1. Планирование денежных потоков. Для этого разрабатывается так называемый платёжный календарь, в котором график денежных потоков формируется на краткосрочный период, и планируется на долгосрочный период таким образом, чтобы гарантированно выполнить все платежи и выполнить их в срок; как можно сильнее снизить излишки денежных средств на счетах, и избежать кассовых разрывов.


По мере того, как планируемый долгосрочный период становится краткосрочным, график денежных потоков корректируется в соответствии с новыми условиями работы с контрагентами, если таковые не удалось спланировать ранее.

В краткосрочном платёжном календаре необходимо спрогнозировать платежи по неделям и дням. И тогда, по истечению периода будет понятно, нужно ли принимать поправки во внутренние бизнес-процессы, регламенты, финансовую дисциплину предприятия, или нет. Потому что проблемной эта сфера финансового управления считается уже при количестве внеплановых, или произведенных с нарушением внутреннего порядка платежей более 5 процентов.

2. Управление дебиторской задолженностью. При формировании кредитной политики предприятия, или её корректировке, необходимо определить или проанализировать максимально допустимую дебиторскую задолженность как в целом для компании, так и для каждого контрагента персонально. Рассчитывая или анализируя эти показатели, предприятие в первую очередь ориентируется на стратегию удержания своей доли рынка и аккумулирования свободных денежных средств. Так делается потому, что эта стратегия требует меньшего кредитного лимита, нежели стратегия увеличения доли на рынке. При этом много внимания уделяется поддержанию достаточной ликвидности предприятия и учёту кредитного риска.

Для контроля за всем вышеперечисленным разрабатывается реестр старения. Он представляет собой таблицу, в которой все неоплаченные суммы счетов группируются по периодам просрочки платежа. Составляется исходя из политики предприятия в сфере кредитования контрагентов.

3. Эффективное использование денежных средств. Так как денежные средства представляют собой частный случай инвестирования в материальные ценности, к ним применимы общие правила.

4. Гибкость структуры капитала предприятия. Структура капитала предприятия может способствовать или препятствовать увеличению доли активов предприятия. В этой сфере управления финансами важно достигнуть требуемого соотношения между собственным и заёмным капиталом, и держать их под жестким контролем. Преобладание собственного капитала над заёмным, положительно влияет на показатели рентабельности производства, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия. Высокая доля заёмных средств, и соответственно, долговых выплат — весьма рискованный случай. Предприятие с преобладанием заёмного капитала, при недостаточном и некачественном контроле, рискует оказаться банкротом.