Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте (Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень занятий для проведения в старшей группе зимой

Беседа о зимующих и перелетных птицах

(формирование обобщенного представления)

Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений). Учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, скворец, стриж) на основе установлении связи между характером корма и возможностями его добывания Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Обучение новым способам ухода за комнатными растениями

Цель. Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введений слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умения работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

Беседа о том, кто как зимует

Цель. Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Так, медведь и ёж зимой спят; у зайца и белки изменяются окраска и густота шерсти; зимующие птицы приближаются к жилью человека; синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, в щели и подвалы домов; рыбы опустились на дно рек, озер и там спят. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменениях условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помогать в трудных условиях.

Экскурсия в парк

Цель. Уточнять и расширить зияние о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный. колючий; люди тепло одеты; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят). Закреплять умения находить и узнавать зимующих птиц в природе (воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря), учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в различении деревьев по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.


Беседа о домашних животных (формирование понятия)

Цель. Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные» Учить устанавливать существенные признаки дли обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умения насыщать обобщенные существенные признаки конкретным содержанием, отряжать ход размышлений в речи. Воспитывать умение дополнить ответы сверстников.

Обобщающая беседа о зиме

Цель. Конкретизировать и углублять представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности образа жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона Развивать связную речь, умение говорить последовательно, логично, с использованием эпитетов, сравнений. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте зимнего пейзажа.

Перечень занятий для проведения в старшей группе весной

Наблюдение за живородящими рыбками и их мальками

Цель. Расширять представление о живородящих рыбках. Познакомить с меченосцами, научить узнавать их по характерным признакам. Сравнить мальков с детенышами зверей: они умеют плавать, самостоятельно питаются, прячутся от взрослых рыб. Уточнить представление об условиях, необходимых для размножения меченосцев, роста мальков: чаще включать грелку, отсаживать мальков, кормить их. Обогащать словарь путем введения слов: мальки, размножение, условия. Воспитывать интерес к жизни аквариумных рыбок, желание заботиться о них.

Посадка семян гороха

Цель. Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли, Закрепить знание об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горошину, присыпать землей, полить из лейки с ситечком. Обогащать словарь путем введения слов: семена, горох, фасоль, растение. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

Рассматривание живородящих комнатных растений

(бриофиллюм, хлорофитум)

Цель. Научить узнавать бриофиллюм и хлорофитум по характерным признакам (особенностям листьев, стеблей). Дать знания о размножении растений детками, научить находить их у растений, сравнивать между собой. Дать знания об укоренении деток, показать приемы посадки. Воспитывать интерес к жизни растений.


Экскурсия на водоем (в период таяния льда)

Цель. Уточнить представление о состоянии водоема весной (лед тает, начинается ледоход, вода мутная, темная). Выяснить причины ледохода. Учить устанавливать связь между изменением температуры и состоянием воды. Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Беседа о том, кто где живет

Цель. Систематизировать представление о местах обитания диких зверей, насекомых, домашних животных (живут там, где есть пища, удобно выращивать детенышей и спасаться от врагов). Учить применять конкретные знания о поведении, потребностях, повадках животных для доказательства. Воспитывать умения рассуждать, отражать суждения в развернутой речи.

Рассматривание веток тополя, березы, ели

Цель. Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разнообразные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь путем введения слив: почки, кора, липкие, пахучие, клейкие, душистые. Воспитывать учебные умения: точно следовать плану наблюдения, находить ответ на вопрос воспитателя в собственных наблюдениях.

Обобщающая беседа об уходе за комнатными растениями

Цель. Обобщить представление об уходе за комнатными растениями. Закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.

Обобщающая беседа о весне

Цель. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ого льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.

Два основных сенсомоторных метода – обследование и сравнение – являются основой формирования сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны являются своеобразными чувственными мерками, служащими для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребёнка, формирования нравственных и эстетических чувств. С другой стороны, ведущую роль в познании ребёнком мира играет комплекс его сенсорных ощущений – зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания. Именно поэтому особый интерес представляет эколого-педагогическая деятельность как средство развития восприятия.

Основной задачей обучения на занятиях является формирование у детей 5 – 6 лет обобщенных знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Вместе с тем, накопление конкретных представлений о природе по-прежнему составляет существенное звено в этой работе. Другая, не менее важная задача – развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование ее способов. Особое внимание необходимо уделять развитию умений целенаправленно наблюдать и анализировать природные явления, сравнивать объекты природы, устанавливать более глубокие связи между ними, делать обобщения.

Учитывая необходимость подготовки детей к школе, в старшей группе на занятиях по ознакомлению с природой должны решаться задачи формирования важных учебных умений. Поэтому обучая детей на занятиях, следует развивать умения принимать познавательную задачу, отбирать и использовать адекватные способы ее решения, доводить начатое дело до конца, объективно оценивать полученный результат.

Разносторонность и усложнение усваиваемых детьми в старшей группе знаний о природе, умений и навыков требует включения в занятия разнообразных методов обучения: наглядных, практических и словесных. По-прежнему широко используется наблюдение, которое теперь существенно усложняется. Усложняются и задачи, которые могут быть решены с помощью этого метода.


Усвоение обобщенных знаний о связях между объектами и явлениями природы успешно осуществляется посредством простейших опытов, моделирования, элементарной поисковой деятельности дошкольников.

Значительное место в обобщении и систематизации знаний о природе занимают беседы. При проведении бесед с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо обеспечить высокую умственную и речевую активность детей. Это возможно при использовании разнообразных приемов: вопросов поискового, проблемного характера, работы с моделями, сравнений, упражнений в обобщениях и доказательствах.

В практической части работы мы охарактеризовали занятия, проводимые со старшими дошкольниками в осенний, зимний и весенний периоды и направленные на развитие сенсорного воспитания средствами окружающей природы. Важную роль в обучении играют беседы о состоянии природы и живых существ в различные времена года, наблюдение за сезонным трудом людей, рассматривание животных, птиц, рыб и растений, приобретение навыков ухода за живыми существами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология. – М.: Медицинское информ. Агентство. - 2007

  1. Андреева, Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Орел, 1999. – 228 с.
  2. Афанасьева С. М. Воспитание сенсорной культуры в ДОУ // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 7
  3. Беспанская-Павленко Е.Д. Развитие ведущих психических функций в дошкольном и млад-шем школьном возрасте : учебное пособие / Е.Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2008. – 200 с.
  4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. — М., 1988
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1986. - № 6. – С. 26 – 32
  6. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. – М.: Академия, 2007
  7. Дидактическая игра в практике учителя – логопеда общеобразовательного учреждения: сборник методических разработок коррекционных и развивающих занятий с использованием авторских дидактических материалов учителей-логопедов школ и дошкольных образовательных учреждений района.- Ивня, РМК 2013. – 35 с.
  8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под. Ред. С. Л. Новосёловой.—4-е изд. , прераб.—М.: Просвещение, 1985.—144 с.
  9. Загрудняк М.А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 9
  10. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анциферовой. - М., 1978
  11. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: МПСИ, 2000
  12. Запорожец А.В., Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: Академия педагогических наук. –1963
  13. Иванников В.А. Познавательная сфера личности: Курс лекций. 2-е изд. – АСОУ, 2011. – 88 с.
  14. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М. Ф. Шабаев, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев и др.; Под ред. Л. В. Литвинова. – М.: Просвещение, 1989. – 352с.
  15. Карелина И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.
  16. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
  17. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
  18. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: ГНОМ и Д, 2000
  19. Никандров В. В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 480с.
  20. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3.
  21. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Макаровой. – М.: Просвещение, 1980. – 272с.
  22. Павелко Р.В. Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ / Р.В. Павелко, О.П. Цигипало - М.: Академ, 2011-373 с.
  23. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 2007. – 479с.
  24. Поддъяков Н.Н. Развитие комбинаторных способностей //Дошкольное воспитание, 2001 - 310 - С.90-99.
  25. Пороцкая Е. Л. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание.- 1995.- №2.- С.42 – 46
  26. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций) / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 448с.
  27. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина.—М.: Просвещение, 1982.—96 с.
  28. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005. — 672 с.
  29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
  30. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 2005 – 215 с.