Файл: Воспитание сенсорной культуры в раннем и младшем дошкольном возрасте (Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем [25]. Сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие педагоги и психологи, такие как А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

Многочисленные исследования психологов и педагогов (JI.A. Венгер, Н.П. Сакулина, В.И. Логинова и др.) дают основание утверждать, что дети дошкольного возраста, используя системы сенсорных эталонов, способны составить представление о предмете, включающее самые разнообразные качественные характеристики: цвет, форму, величину, пропорции частей, свойства материала. В ходе организованных взрослым наблюдений дети выделяют в объектах существенные качества и свойства (Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, А.И. Васильева и др.). Все эти эталоны, по мнению специалистов, ребенок осваивает в практической деятельности, чаще всего в изобразительной, конструктивной и игровой [26].

В соответствии с модернизацией образования, принятием Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обусловлена необходимость важных изме­нений в определении содержания и способов организации педагогического про­цесса в детском саду.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образо­вания «Детство» в соответствии с ФГОС ДО определяет содержание и организа­цию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и лич­ностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи воспитания по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста конкретизируются с учетом различных видов деятельно­сти в разных образовательных областях программы и режимных моментах. Все образовательные области программы тесно интегрируются друг с другом. За счет этого достигается развитие сенсорной культуры, накопление сенсорного опыта детей.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего ум­ственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошколь­ного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Г лавное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной куль­турой.


Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности, игрушек и других предметов домашнего оби­хода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспи­тания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит сти­хийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко ока­зывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сен­сорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Важное значение имеет стиль взаимодействия взрослого с ребенком в раз­личных видах деятельности. Оптимальная позиция, которую должен занимать взрослый - партнерская, основанная на понимании, признании и принятии лич­ности ребенка в любых ситуациях, даже когда у него что-то не получается, и он дает неверный ответ. Прежде всего, важно обеспечить малышу на занятиях чув­ство внутреннего комфорта, радости существования, бесстрашия перед сложной задачей. Не нужно подгонять развитие ребенка, если он не справляется с зада­нием, следует вернуться к более простому варианту.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограни­чивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - это во­все не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры, анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктив­ные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного, природного, геометрического матери­ала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и исполь­зуемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные зада­ния, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, ве­личина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается ор­ганизация систематического усвоения им сенсорной культуры.


Ознакомившись с работами Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгиной «Воспитание сен­сорной культуры ребенка», О.С. Жуковой «Школа раннего развития», используя творческий подход при применении элементов данных методик, были изготов­лен и разработан дидактический материал и игры из прищепок, пуговиц, природ­ного материала, бросового материала, который имеется в каждом доме (пласти­ковые бутылки, пробки, упаковки и т. д.). В процессе изготовления этих игр дети принимали пассивное участие: они видели, как изготавливаются игры, из какого материала, какого цвета, видели конечный результат, что для них было уже иг­рой. Дети с интересом играют в игры: «Веселая геометрия»; «Засели домик»; «Теремок»; «Башмачок»; «Веселый клоун»; «Змейка»; «Забавные прищепки»; «Мозаика» (магнитная, геометрическая, пластилиновая); «Поделки из природ­ного материала».

Таким образом, сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении обеспечивает решение таких задач:

  • развитие внимания, речи;
  • становление интеллекта и логического мышления;
  • усвоение и закрепление основных навыков счета;
  • развитие представлений о цвете, форме, величине;
  • знание названий геометрических фигур;
  • развитие сенсорно-аналитической деятельности;
  • обучение действовать по образцу и словесной инструкции;
  • развитие мелкой моторики.

Процесс развития - творческий процесс, и задача педагогов - поддержать и развить в ребенке интерес к познанию, исследованию, полноценному восприя­тию окружающего мира, создать для этого необходимые условия.

Система сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях

Видные теоретики дошкольного воспитания в прошлом (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) предлагали определённые системы сенсорного воспитания. Проблемами сенсорного воспитания занимались Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А. Венгер и его ученики и последователи.

В исследованиях И.М. Сеченова, а затем в работах С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, З.И. Барбашевой и др. подчёркивается, что в основе психической деятельности лежит чувственный, в том числе двигательный опыт, приобретаемый ребёнком. Отмечается связь между зрительным, двигательным и осязательным анализаторами. Существенное значение в развитии восприятия имеет выделение детьми формы предмета как его основного опознавательного признака (Н.Х. Швачкин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, З.В. Денисова и др.). Особая роль в формировании восприятия отводится слову (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Н.М. Аксарина и др.) [30]. Уровень развития восприятия связан с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими.


Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

Уже в ранних и младших возрастных степенях в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей. Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Основное содержание игр - лечение кукол и игрушечных зверей, поездки на транспорте, игры со строительным материалом, игры с песком. Для этого возраста характерны игры, возникающие по ассоциации. Игры детей 2-4 лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек и игровых образов.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования [3].

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Основные задачи сенсорного воспитания, которые необходимо решать в ДОУ:

- создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);


- обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

- составить перспективное планирование комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста.

Для решения данных задач необходимо соблюдение следующих принципов:

  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
  • принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей дошкольного возраста [22].

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

В настоящее время существует большое количество разнообразных методических разработок по сенсорному воспитанию детей, которые активно используются в ДОУ. В процессе игровой деятельности – ведущей деятельности дошкольного возраста – ребенок быстро научается выделять тот или иной признак предмета и различать его в числе остальных свойств. Традиционные сенсорные уголки есть практически в каждой группе, но они не дают желаемого результата, так как дети, быстро достигнув успеха, теряют к знакомым играм интерес, а пространство группы, к сожалению, не позволяет накапливать большое количество материала. Поэтому необходимо уделять внимание сенсорному развитию в повседневной деятельности и на занятиях.

Очень полезно заниматься детским творчеством - лепкой из пластилина, рисованием разноцветными карандашами и красками, созданием поделок из бисера и простых поделок соленого теста. Овладевая навыками и способностями в творческом самовыражении, дети концентрируют свое внимание на внешних и внутренних свойствах предметов. Кроме того творческие занятия и создание поделок своими руками способствует развитию мелкой моторики детей.

Детей следует учить смотреть на предмет и копировать его во время рисования или лепки – дети должны научиться как можно точнее улавливать особенности его формы, цвета и материала. Соотнося свойства копируемого предмета со свойствами материала, ребенок учится понимать взаимоотношение разных частей в пространстве. Ребенок получает представление и о математических свойствах вещей, сравнивая объекты и части предмета по величине, знакомясь с геометрическими фигурами и их разновидностями. Во время прогулки следует обсуждать с детьми все, что их окружает - цвет и форму домов, скамеек, деревьев, цветов; обращать внимание на звуки рядом с детьми или доносящиеся из далека; попросить детей описать ощущения от прикосновения к холодной и шершавой стене или сыпучему, нагретому под лучами солнца, песку.