ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2020

Просмотров: 849

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.2 Темы контрольных работ (рефератов)

  1. «Великое переселение народов» и проблема миграции восточных славян.

  2. Общественный идеал в Древней Руси.

  3. Дискуссии о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.

  4. Владимир Святой и проблема выбора монорелигии.

  5. Русь и Степь: проблема взаимовлияния.

  6. Эволюция политического строя Руси в период ига.

  7. Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.: общее и особенное.

  8. Центры объединения Руси: проблема лидерства.

  9. Причины обострения конфликта боярской оппозиции и великокняжеской власти в середине XVI в.

  10. Альтернативы политического развития России при Иване Грозном.

  11. Сословно-представительная монархия в России XVI в.

  12. Опричнина Ивана Грозного: объективные и субъективные предпосылки, сущность, последствия.

  13. Крепостное право в России: этапы формирования, сущность, последствия.

  14. Социальная структура российского общества в XVII в.

  15. Социальный конфликт начала XVII в.: причины, проявления, последствия.

  16. Эволюция политической власти в России в XVII в.: причины, сущность, последствия.

  17. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.

  18. Социальные конфликты XVII в.: причины, проявления, последствия.

  19. «Великое посольство» и его роль в формировании идеологии реформ Петра I.

  20. Реформы Петра I и российское общество.

  21. Россия и Запад в XVIII веке: взаимосвязь и взаимовлияние.

  22. Альтернативы развития послепетровской России.

  23. «Золотой век» российского дворянства.

  24. «Просвещенный абсолютизм»: предпосылки, содержание, противоречия.

  25. Россия в системе европейских взаимоотношений в конце XVIII – начале XIX вв.

  26. Отечественная война 1812г.

  27. Восточный вопрос во внешней политики России первой половины XIX в.

  28. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева

  29. Крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в.

  30. Буржуазное реформирование Российской империи.

  31. Революционное народничество.

  32. Города России во второй половине XIX в.

  33. Общественно-политическое движение и общественная мысль в России во второй половине XIX века.

  34. Революционный кризис 1905-1907 гг.: предпосылки, характер, последствия.

  35. Предпосылки и особенности формирования российской многопартийности.

  36. Россия в 1917 г.: альтернативность развития, установление власти большевиков.

  37. Учредительное собрание в России.

  38. Гражданская война в России: причины, основные этапы.

  39. Формирование однопартийной политической системы: предпосылки, особенности, последствия.

  40. «Белый» и «красный» террор в годы гражданской войны.


  1. Кризисы НЭПа: предпосылки, сущность, последствия.

  2. Эволюция советской политической системы в 20-е годы ХХ века.

  3. Образование СССР. Замыслы и реальность.

  4. Совестская власть и церковь в 20-30-е годы.

  5. Коллективизация в СССР и судьбы крестьянства.

  6. Власть и культура в 30-е годы ХХ века.

  7. Политика «большого скачка» в СССР 30-х годов: попытка анализа причин, степени обоснованности, итогов и значения.

  8. Советская модель тоталитаризма: становление, особенности, истоки.

  9. Сталинский режим: проблема типологизации.

  10. Тоталитарные режимы СССР и Германии: сравнительный анализ.

  11. Политические судебные процессы в 30-е годы.

  12. ГУЛАГ: создание, роль, масштабы.

  13. Пакт Молотова – Риббентропа: единственно возможная альтернатива, трагическая ошибка или историческое преступление?

  14. Власть и общество в годы Великой Отечественной войны.

  15. Проблема цены победы советского народа в Великой Отечественной войне в современной научной, публицистической литературе.

  16. Народ и власть в послевоенный период (1945-1953 гг.)

  17. «Холодная война»: дискуссия о причинах и «виновниках».

  18. Политические альтернативы 1953 г.

  19. Н.С. Хрущев и попытка либерализации тоталитарной системы в СССР.

  20. Феномен «оттепели» в общественно-политическом развитии СССР в 1953-1964 гг.

  21. Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

  22. Диссидентское движение в 70-80-е гг.: цели, представители, действия, значение.



5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

5.1 Общие методические рекомендации

Учебный курс призван дать студентам систематическое представление об узловых проблемах отечественного исторического процесса. Курс предусматривает и ознакомление студентов с алгоритмом исторического исследования: основными принципами сбора информации и работы с источниками, обобщения эмпирических данных и их концептуальному оформлению, ориентации на дискуссионном поле современной исторической науки. Студенты, прослушавшие курс и успешно справившиеся с его требованиями, должны быть в состоянии при необходимости провести самостоятельное исследование.

Изучение отечественной истории в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Может показаться, что студентам приходится просто повторять материал, уже знакомый по школе. В действительности целью изучения данной дисциплины в вузах является не только закреплении в памяти студентов знания исторических фактов, но и углубленного понимания прошлого нашей страны, систематизации курса отечественной истории. В отличие от школьных аналогов в данном курсе предполагается качественно более высокий уровень обобщений. Обучение в вузе призвано помочь каждому будущему специалисту овладеть навыками исторического анализа, умением проникать в сущность исторических явлений, событий.

Основой обучения являются современные вузовские учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники документов и материалов, специальная литература. Выбор учебников жестко не регламентируется. Список рекомендуемой литературы приведен к каждому разделу рабочей программы. Следует активно работать в читальном зале библиотеки филиала. Кроме того, необходимо использовать фонд методического кабинета кафедры общественных дисциплин, который располагает необходимой литературой подобранной и сгруппированной в методические папки по соответствующим разделам рабочей программы.

Изучайте каждый раздел, руководствуясь программой, по выбранному вами учебнику. Программа помогает определить приоритетность проблематики, намечает круг основной литературы. В процессе работы вам предстоит решить несколько основных учебных задач.

Усвоение фактического материала: постарайтесь выделить наиболее существенные для характеристики исторического процесса события, явления, даты, имена. Лучшему усвоению материала будет способствовать конспектирование, хронологические выписки, сведение фактов в тематические подборки, использование карт, иллюстративных приложений. Составив по каждому разделу сводку основных событий, имен, дат, не ограничивайтесь этим. Усвоение общей картины происходивших в определенный период событий требует активного осмысления. Если постоянно иметь в виду связь изучаемых фактов с предшествующими явлениями, степень важности для развития общества, обобщать и сопоставлять факты, то не только быстрее и прочнее запомните их, но и глубже проникните в понимание истории эпохи. Этому будет способствовать также фиксирование внимания на новых явлениях, тенденциях развития, времени их возникновения.


Освоение теоретического материала: системы новых понятий, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития. Вы должны стараться в равной степени свободно постигать смысл отдельных терминов и ориентироваться в тех гипотезах и концепциях, которые касаются истории нашей страны на отдельных этапах ее развития и излагаются в специальной и учебной литературе. Поэтому при ознакомлении с монографическими работами и научными статьями необходимо обращать внимание на позицию авторов, сравнивать взгляды различных исследователей по одной и той же проблеме, пытаться понять, чем вызваны различные толкования, как аргументирует каждый из авторов свои вывод. В научных трудах, как правило, присутствует историографический обзор, который поможет сориентироваться в том, каков спектр мнений в науке по той или иной проблеме.

Работа с историческими источникам: знакомство с источниками целесообразно и полезно, так как позволяет лучше понять конкретный материал, прочувствовать дух эпохи. Работа с источниками должна вестись параллельно с изучением соответствующего раздела учебного курса. Старайтесь получить представление о комплексе ведущих источников по определенному хронологическому периоду. Важной является работа с источниками при выполнении письменных контрольных заданий, поскольку все факты и положения в них должны основываться на источниках и ссылка на них обязательна.


5.2 Методические рекомендации по написанию контрольных работ

Контрольная работа – это научная студенческая работа, подготовленная на основе исторических источников и научной литературы по определенной проблеме. Основная цель контрольной работы – приобщить студентов к самостоятельному изучению источников и исторической литературы, содействовать расширению знаний и лучшему освоению учебного курса. В процессе подготовки контрольной работы формируется навык самостоятельного анализа источников и научной литературы, практический опыт, усваивается значение методологии, студент учится обосновывать свои выводы и обобщения, технически правильно оформлять текст, излагать его литературным научным языком.

Прежде всего, необходимо внимательно подойти к выбору темы. Произвольный выбор темы, выходящей за пределы предложенного списка, или изменение ее без согласования с преподавателем не допускается. Нарушение данного правила влечет за собой отклонение контрольной работы и ее незачет. При выборе темы следует исходить не только из интереса к теме, но оценить также степень обеспечения нужными источниками и литературой. Важна и своевременность избрания темы, так как для написания, корректирования и оформления работы потребуется продолжительное время.

Объем работы зависит от темы, но недопустимы работы в 5-6 страниц, ни обширные сочинения в 50 и более страниц. Оптимальный объем контрольной работы 18-20 машинописных страниц.


Работа над контрольной работой должна состоять из нескольких этапов. Первый из них заключается в составлении библиографии и сборе материалов по теме. В зависимости от конкретных обстоятельств необходимо использовать библиотечные каталоги, библиографические справочники, пристатейные ссылки. В то же время работа над темой не исключает привлечения литературы, выявленной студентом самостоятельно. Это касается, прежде всего, научных статей, публикуемых в журналах. Объем привлеченной литературы и источников должен быть достаточным для раскрытия темы и отражения современного уровня исследования избранной темы.

Начитанность и осведомленность в материале позволяют перейти к новому этапу работы – составлению плана. Студент разрабатывает его самостоятельно. Структура контрольной работы обязательно содержит введение, основную часть изложения, заключение и список использованных источников и литературы.

Введение предусматривает определение значения избранной темы, анализ использованных автором научной литературы, краткую характеристику привлеченных источников и четкую постановку цели контрольной работы. Студент имеет право отказаться от использования исторических источников только в двух случаях: если тема носит историографический характер, т.е. когда в ее формулировке содержится указание о рассмотрении проблемы на основе литературы, или в силу отсутствия письменных документов по избранной теме. Письменные источники широко представлены в хрестоматиях, материалах для семинарских занятий, практикумах, сборниках документов. Частичная ориентация на них содержится в указаниях к темам рабочей программы. Автор может сосредоточить внимание не на всей теме, а на отдельных ее аспектах, обосновав во введении необходимость такого подхода и сформулировав в соответствии с ним цель контрольной работы.

Основная часть, которая в плане корректируется, раскрывает содержание темы. Изложение должно быть доказательным, подтверждаться фактами и раскрывать основные вопросы и узловые проблемы. Но работу не следует перегружать фактами. Нужно не только и не столько фиксировать факты, события, сколько давать им объяснения, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

В заключении формулируются основные выводы, к которым пришел автор в результате изучения исторической проблемы. Они являются показателем степени достижения сформулированной во введении цели и должны вытекать из содержания основной части. Введение и заключение – важнейшие составляющие контрольной работы, где студент может проявить наибольшую самостоятельность. Поэтому при проверке на них обращается особое внимание.

При написании контрольной работы студент должен большое внимание уделять стилистической, орфографической и синтаксической грамотности, а также логике изложения. Излишне перегружать работу прямыми цитатами из используемой литературы. Цитирование требует разумного подхода. Уместно привести выдержку, если возникает необходимость критики какого-либо утверждения или подтверждения какого-либо положения. Приводимые цитаты должны быть абсолютно точными. Недопустимо использование чужого текста без ссылки на источник. Работа, написанная с помощью такого приема, оценивается отрицательно.


Необходимое условие – правильное оформление подстрочных примечаний или отсылочных нумерованных сносок. Ссылки должны содержать фамилию, инициалы автора статьи, монографии, публикации, их полное название и выходные данные. Сноски на использованную литературу и источники даются по действующим библиографическим правилам.