Файл: Право на товарный знак и знак обслуживания. Понятие товарных знаков (знаков обслуживания).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности
1.1. Понятие товарных знаков (знаков обслуживания)
1.2. Источники правового регулирования товарных знаков
2. Возникновение и прекращение права на товарный знак и знак обслуживания
2.1. Возникновение права на товарный знак
2.2. Прекращение права на товарный знак
Введение
Определение товарного знака содержится в п. 1 ст. 1477 части четвертой ГК РФ - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Что касается знаков обслуживания, то они используются для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ и оказываемых услуг (п. 2 ст. 1477 ГК РФ). В указанной норме также сказано, что правила ГК о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. То есть товарные знаки и знаки обслуживания объединены в один объект[1]. Поэтому для удобства термин "товарные знаки" используется законодателем и в отношении знаков обслуживания[2].
Отношения, связанные с использованием товарного знака, в Российской Федерации регулируются в первую очередь Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Российская Федерация является также участницей различных международных соглашений, касающихся правовой охраны товарных знаков[3].
Товарный знак служит средством индивидуализации производимых товаров. Основной функцией товарного знака является отличительная функция, которая позволяет покупателю отождествлять маркированный товар с конкретным производителем, вызывает определенное представление о качестве продукции. Реклама выпускаемых изделий также относится к числу важнейших функций товарного знака[4].
Товарный знак приравнивается, в числе прочих средств индивидуализации, к результатам интеллектуальной деятельности и является объектом интеллектуальной собственности.
Здесь очень важно понимать, что результаты интеллектуальной деятельности сами по себе не являются материальными объектами. Основой их создания служит духовная, творческая деятельность человека, поэтому они являются объектами "идеальными"[5]. В силу своей природы результаты интеллектуальной деятельности не могут участвовать в гражданском обороте. Однако они могут быть выражены в объективной (материальной) форме (аудиозапись, изображение, рукопись и т.д.). Именно с этого момента их можно рассматривать в качестве объектов интеллектуальной собственности[6].
Овеществленное выражение товарного знака может представлять собой словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения и их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).
В новой редакции ст. 128 ГК РФ говорится, что "к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага". В части четвертой ГК РФ законодатель отказался от использования термина "интеллектуальная собственность" (он встречается всего один раз в ст. 1225). Вместо него используются термины "интеллектуальные права" и "права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации". Важной новацией является ст. 1226, в которой дается определение интеллектуальных прав. В ней, в частности, сказано, что исключительное право является имущественным правом. А п. 2 ст. 1233 содержит положение о том, что к договорам о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе к договорам об отчуждении исключительного права, применяются общие положения об обязательствах и о договоре.
Таким образом, право на товарный знак - это исключительное право, которое также является имущественным правом и позволяет правообладателю использовать его любым не противоречащим закону способом (ст. 1484 ГК РФ).
В настоящее время общие вопросы правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, а также ее оценки содержатся в работах В. В. Белова, И. А. Близнеца, Г. В. Бромберга, М. А. Верхолетова, Г. В. Виталиева, Э. П. Гаврилова, С. П. Гришаева, О. М. Горелик, О. А. Городова, Ю. Т. Гульбина, Е. А. Данилиной, Г. М. Денисова, В. А. Дозорцева, В. И. Еременко, В. О. Калятина, Н. М. Коршунова, С. В. Матюшенко, В. М. Мельникова, П. Б. Мэггс, А. М. Орехова, В. В. Орловой, А. П. Сергеева, В. М. Сергеева, С. Г. Симагиной, Л. Н. Симанович, В. В. Хурматуллина, И. В. Цветкова, В. Д. Шалынина и других исследователей.
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового режима товарных знаков.
Предметом исследования выступают нормы гражданского законодательства, регулирующие правовой режим товарных знаков и практика их применения, научные разработки в сфере правового режима товарных знаков.
Цель курсового исследования состоит в раскрытии правового режима товарных знаков по современному гражданскому законодательству РФ, через анализ законодательства, теоретических и практических проблем связанных с правовым режимом товарных знаков в РФ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: проанализировать нормативно-правовую базу и практику ее применения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, арбитражными судами, выявить пробелы гражданского законодательства по исследуемой теме; определить сущность и сформулировать понятие товарного знака; провести анализ различных видов товарных знаков, выявить их особенности и различие; изучить и выявить теоретические и практические проблемы содержание исключительного права на товарный знак (порядок государственной регистрации, использование исключительного права на товарный знак, распоряжение товарным знаком, защита исключительного права от незаконного использования); выработать предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию действующего законодательства РФ, связанного с правовым режимом товарных знаков.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
1. Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности
1.1. Понятие товарных знаков (знаков обслуживания)
Согласно п. 1 ст. 1477 ГК под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
В условиях многообразия форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает этот товар (услугу) либо нет. Товарный знак призван помочь покупателю сделать свой выбор и впоследствии придерживаться его. Популярный товарный знак вызывает у покупателя определенные представления о качестве товара и в связи с этим приобретает значительную экономическую ценность.
Прообраз товарного знака известен с древних времен. Использование людьми специальных символов для обозначения своей собственности на производимые им товары началось довольно давно, Так, уже в средние века использовались особые клейма для того, чтобы отличить продукцию одного производителя от другого. Данные обозначения - прообразы товарных знаков выполняли свою основную функцию - отличительную, однако практически не пользовались какой-либо правовой охраной.
У тюрков, татар, башкир и некоторых других народов существовал специальный знак - тамга. Слово тамгa имело несколько значений - "тавро", "клеймо", "знак". Этот знак наносился на собственность и символизировал ее принадлежность конкретному владельцу. В дальнейшем тамга использовалась для обозначения уплаты таможенной пошлины путем проставления соответствующего клейма на товарах ("прикладывание тамги").
В российском законодательстве клейма впервые упоминаются в 17-ом веке в крупнейшем правовом акте того времени - Новоторговом уставе 1667 г. Клеймо являлось своеобразной гербовой маркой, использовавшейся для различения русских и иностранных товаров. В 1830 г. был принят закон "О товарных клеймах", обязывающий некоторых производителей (шляп, бумаги, сукна и др.) иметь свои клейма, отличающие их продукцию.
Термин "товарный знак" впервые был введен с принятием Закона Российской Империи от 26 февраля 1896 года "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". Именно этот закон достаточно подробно регламентировал отношения по регистрации и использовании товарных знаков в России в дореволюционное время.
До принятия ч. 4 ГК РФ основополагающим нормативным актом, предоставлявшим правовую охрану товарным знаком был Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, который в настоящее время утратил силу.
Товарный знак - это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара. Товарный знак необходим исключительно для коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Он теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.
Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационную (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламную (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).
Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые в отличие от первых призваны отличать одного производителя от другого (а не производимые товары или услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае не воспроизводится, как правило, полное фирменное наименование (не указывается организационно-правовая форма юридического лица).
По общему правилу должно соблюдаться правило о запрете регистрации словесных обозначений в качестве товарных знаков, сходных до степени смешения с фирменными наименованиями зарегистрированных юридических лиц. Однако осуществить это на практике достаточно сложно. Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц не предусматривает обязательной проверки совпадения фирменного наименования регистрируемого юридического лица с фирменными наименованиями других лиц, а также с зарегистрированными товарными знаками.
Фирменные наименования и товарные знаки отличаются по условиям возникновения и прекращения правовой охраны, порядке регистрации прав, правомочиях правообладателей. Однако существующие различия не позволяют в достаточной степени решать коллизии, возникающие при реализации прав на фирменное наименование и товарный знак. Возникновение таких коллизий обусловлено тем, что по своей правовой природе оба этих права являются абсолютными и исключительными. При этом действующее законодательство допускает, что одно и то же словесное обозначение может получить правовую охрану и в качестве товарного знака и фирменного наименования. А в качестве субъектов права на них могут одновременно выступать лица, занимающиеся сходной или даже одинаковой деятельностью. Отсутствие единого государственного реестра фирменных наименований затрудняет применение указанного основания для отказа в охране.
Таким образом, возникает вероятность смешения правообладателей и обозначений. Соответственно возникает риск введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара. Так, в 1996 году арбитражным судом г. Москвы рассматривался спор о праве на товарный знак "PLATINUM" по иску банка "Платина" к "Платинум-банку". Суть его заключалась в том, что указанный знак был зарегистрирован на имя истца. Ответчик возражал против иска, указывая на то, что наименование "Платинум-банк" еще до регистрации товарного знака истцом было зарегистрировано в Центральном банке в качестве фирменного наименования, и поэтому, в силу принадлежности ответчику права на фирменное наименование в соответствии с законом "О товарных знаках" в регистрации товарного знака "PLATINUM" истцу должны были отказать. Однако суд принял решение в пользу истца. Президиум ВАС РФ решение нижестоящих инстанций отменил и направил дело на новое рассмотрение, отметив, что для признания действий ответчика правонарушением необходимо установить, что спорное обозначение использовалось им при оказании тех услуг, для которых истец зарегистрировал знак.