Файл: Право на товарный знак и знак обслуживания. Понятие товарных знаков (знаков обслуживания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товарный знак следует отличать и от промышленного образца. Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным. Экспертиза в таких случаях должна также проводиться в Государственном реестре промышленных образцов РФ и при выявлении воспроизведения в регистрации товарного знака должно быть отказано.

Являясь одним из объектов гражданских прав, товарный знак активно участвует в гражданском обороте. Так, в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК в имущество предприятия, которое является объектом хозяйственного оборота, входит также и товарный знак.

Кроме официального термина "товарный знак" (знак обслуживания) используются такие понятия как "торговая марка" и "фабричная марка", которые являются буквальными переводами принятых в Парижской конвенции по охране промышленной собственности терминов (une marque de fabrique ou de commerce). В период существования СССР использовался также термин "производственная марка", однако она нигде не регистрировалась, выполняла функции маркировки товара и никакого отношения к объектам интеллектуальной собственности не имела.

В качестве синонима термина "товарный знак" используется термин "знак обслуживания". Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров объектом использования являются услуги. Вместе с тем нередки случаи, когда один знак регистрируется и по классу товаров, и по классу услуг. Согласно п. 2 статьи 1477 ГК правила ГК о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Таким образом, отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров индивидуализируются работы и услуги. Понятие услуги дано в ст. 38 Налогового кодекса РФ[7], согласно которой услугой для целей налогообложения признается деятельность, результат которой не имеет материального выражения, реализуется и потребляется в процессе этой деятельности.


Как будет показано ниже, существует определенная специфика в правовом режиме товарных знаков и знаков обслуживания.

Иногда, применительно к товарным знака можно встретить такие понятия как логотип, слоган (лозунг) и брэнд.

Логотипом принято называть оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов. Слоган - это охраняемое авторским правом произведение, используемое для маркировки товаров и услуг. Иногда в средствах массовой информации можно встретить термин "брэнд", под которым обычно понимается товарный знак, получивший широкую известность.

В определении товарного знака, данного в ст. 1477 ГК не перечисляются признаки товарного знака, однако, путем толкования данного определения можно придти к выводу о том, что основным признаком обозначения, позволяющего зарегистрировать его в качестве товарного знака и отличающего одно от другого, является новизна. Сущность новизны в данном случае состоит в том, что представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки подобного рода изделий.

Необходимо различать товарные знаки и знаки соответствия. При этом последние не могут регистрироваться в качестве товарных знаков. Под знаком соответствия понимается обозначение, служащее для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2 ФЗ от 27.12.2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании"[8]). Национальный орган РФ по стандартизации утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам (п. 1 ст. 14 Закона о техническом регулировании). Знаки соответствия относятся к более широкому понятию сертификационных знаков.

Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным.

Экспертиза в таких случаях должна также проводиться с учетом сведений, содержащихся в Государственном реестре промышленных образцов РФ и при выявлении воспроизведения в товарном знаке промышленного образца в регистрации товарного знака должно быть отказано.


1.2. Источники правового регулирования товарных знаков

Основным источником правового регулирования товарных знаков является гражданский кодекс РФ, с принятием которого утратил силу Закон о товарных знаках. В недавно принятой части 4 ГК РФ глава 76 посвящена товарным знакам.

Кроме того, действует ряд подзаконных ряд подзаконных актов, среди которых важнейшим являются Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам", утвержденные приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в и внесения в нее изменений, утвержденные приказом Роспатента от 03.03.2003 N 27 и некоторые другие.

По вопросу, касающемуся практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак, действует Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.07.1997 N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак"[9].

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации или в силу международных договоров Российской Федерации. Таким образом, какое-либо обозначение приобретает статус товарного знака не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Исключение составляют так называемые общеизвестные товарные знаки, которые охраняются на основании международных соглашений Российской Федерации.

Российская Федерация, как правопреемница СССР, является участником ряда международных соглашений, посвященных охране товарных знаков. Так, с 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.[10] с последующими изменениями. Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г. Указанная конвенция является основным международным соглашением в области товарных знаков, а также знаков обслуживания.


Парижская конвенция закрепила правило конвенционного приоритета. В соответствии с этим правилом приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в стране-члене Парижской конвенции, если заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Кроме того, Парижская конвенция установила так называемый выставочный приоритет.

Парижская конвенция установила правила о независимости товарных знаков в различных странах Парижского союза, о запрещении использования в качестве товарных знаков государственной символики и др. Однако Конвенция не создала механизма международной охраны товарных знаков, так как связывает предоставление охраны с обязательной регистрацией в патентных ведомствах стран-членов Конвенции.

Парижская конвенция установила в ст. 6bis следующее:

Страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним.

Кроме того, Россия участвует в Мадридской конвенции о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г., в Ниццком Соглашении о международной классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г., в Венском договоре о регистрации товарных знаков 1958 г.

Мадридская конвенция позволила упростить процедуру международной регистрации товарных знаков, закрепив возможность получения правовой охраны знака, зарегистрированного в стране происхождения, во всех странах Мадридского союза путем подачи одной типовой заявки в Международной бюро ВОИС. Мадридская конвенция предусматривает охрану товарных знаков во всех странах участницах без регистрации в каждой из них. С этой целью в Женеве создано Международное бюро интеллектуальной собственности, которое осуществляет международную регистрацию знаков, используемых во всех странах-участницах Конвенции. Первоначально заявки на такую регистрацию подаются в национальные патентные ведомства, после чего поступают в Международное бюро, где регистрируются и публикуются в периодическом журнале на основе Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Срок международной регистрации составляет 20 лет.


Ниццким соглашением была учреждена Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), которая ввела четкую систему классов для определения вида товара или услуги, для которых регистрируются товарные знаки и знаки обслуживания. В ее основе лежат три принципа классификации: отраслевой, функциональный и классификация по материалам, из которых изготавливается товар. Данная система упрощает процедуру регистрации обозначений как в национальных, так и в международных ведомствах.

Классификация состоит из перечня классов и алфавитного перечня товаров и услуг, с указанием класса, к которому отнесен каждый товар или услуга.

В свидетельстве на товарный знак и\или в официальной публикации о регистрации знака указываются классы товаров или услуг, на которые распространяется регистрация. Таким образом, для того, чтобы определить, что нарушитель использовал чужой знак для однородных товаров владельца знака, необходимо установить, что наименование товаров или услуг относится к тем же классам, что и у правообладателя.

ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ

г. Бузулук 05 июня 2015 год

ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ

г. Бузулук 05 июня 2015 год

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе:

Председательствующего судьи: Матыциной Е.И.,

при секретаре: Казадаевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криволаповой Н.И. к администрации МО г. Бузулук о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, включении в наследственную массу и признании права на наследуемое имущество и исковому заявлению Кри ПРОТОК ПРОТОКОЛ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ

г. Бузулук 05 июня 2015 год

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе:

Председательствующего судьи: Матыциной Е.И.,

при секретаре: Казадаевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криволаповой Н.И. к администрации МО г. Бузулук о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии, включении в наследственную массу и признании права на наследуемое имущество и исковому заявлению Криволаповой Н.А. к администрации МО г. Бузулук об определении долей в праве общей долевой собственности и признании права собственности,

Судебное заседание открыто в 17 час. 00 минут.

Председательствующий объявляет судебное заседание открытым и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению