Файл: Право на товарный знак и знак обслуживания. Понятие товарных знаков (знаков обслуживания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос об объеме использования товарного знака, достаточном для поддержания его регистрации в силе, представляется достаточно сложным. В законодательстве он прямо не решен. В литературе предлагается различать две его стороны - количественную и качественную. В частности, применение товарного знака на одном или очень ограниченном числе изделий может быть признано достаточным использованием, если товарным знаком обозначаются какие-либо уникальные приборы или оборудование либо изделия, пользующиеся ограниченным спросом. Напротив, если товарный знак был предназначен для обозначения серийно выпускаемых изделий, но фактически применен лишь при выпуске опытных образцов, это может быть квалифицировано как недостаточное его использование.

Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака обычно связывается с оценкой соответствия перечня товаров, указанного при регистрации, и того перечня товаров, для обозначения которых товарный знак фактически применяется. Согласно общему правилу эти перечни должны друг с другом совпадать.

На практике, однако, от этого встречаются отступления двоякого рода. С одной стороны, товарным знаком могут обозначаться товары, не указанные в перечне при регистрации. Такое использование товарного знака является неправомерным и соответственно не учитывается как исполнение обязанности по применению товарного знака. Правда, нередко возникает ситуация, когда знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне, но охватываемых одним из терминов регистрационного перечня как родовым понятием. В этом случае использование знака может быть признано правомерным.

С другой стороны, товарный знак часто фактически используется для обозначения более узкого круга товаров, чем это указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня товаров тех объектов, которые фактически не производятся владельцем товарного знака и (или) по каким-либо причинам просто не маркируются товарным знаком.

Что касается места использования товарного знака, то им считается территория Российской Федерации. Поэтому маркировка товарным знаком товаров, предназначенных исключительно для продажи за рубежом, является недостаточной для того, чтобы товарный знак считался использованным.


2.2. Прекращение права на товарный знак

Правовая охрана товарного знака прекращается по одному из следующих оснований. Во-первых, это может произойти в связи с прекращением срока действия регистрации, если владелец знака своевременно не позаботился о продлении срока охраны. Заявление о продлении срока регистрации подается владельцем в последний год ее действия. Если этот срок им пропущен, ему может быть предоставлен дополнительный шестимесячный срок для подачи заявления о продлении срока регистрации при условии уплаты специальной пошлины. Сведения о продлении срока действия регистрации вносятся в Государственный реестр и свидетельство, а также публикуются для всеобщего сведения в официальном бюллетене Патентного ведомства.

Во-вторых, основанием для аннулирования регистрации товарного знака служит решение суда о досрочном прекращении ее действия по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

В-третьих, охрана товарного знака может прекратиться досрочно, если знак не используется без уважительных причин в течение трех лет. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по данному основанию может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам при условии, если товарный знак не используется на дату подачи такого заявления. При решении данного вопроса могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам. Такими обстоятельствами могут быть, например, стихийное бедствие, отсутствие необходимого сырья, изменение профиля деятельности предприятия и т.п.

В случае непредставления правообладателем доказательств использования товарного знака или уважительных причин его неиспользования его правовая охрана прекращается в отношении всех или части товаров. Решение, принятое палатой по патентным спорам, может быть обжаловано в суде.

В-четвертых, регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если при регистрации товарного знака имелись закрепленные пп. 1-5, 8 и 9 ст. 1483 ГК основания для отказа в регистрации, или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене Патентного ведомства, если при регистрации были нарушены пп. 6 и 7 ст. 1483 ГК. В обоих случаях речь идет о товарных знаках, при регистрации которых были нарушены предъявляемые к ним требования, в частности о различительной способности и новизне. Кроме того, независимо от времени регистрации товарного знака его правовая охрана может быть аннулирована, если она была предоставлена с нарушением требований, предъявляемых к владельцу товарного знака (ст. 1478 ГК), или на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции, с нарушением требований, установленных данной Конвенцией (подп. 5 п. 2 ст. 1512 ГК).


В-пятых, правовая охрана товарного знака прекращается в случае ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица, которые являлись правообладателями товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака по данному основанию регламентировано специальными Правилами. Заявление о прекращении правовой охраны товарного знака подается любым заинтересованным лицом, которое должно представить документ, подтверждающий факт ликвидации юридического лица - владельца товарного знака или факт прекращения предпринимательской деятельности физического лица-правообладателя. В течение десяти дней с даты поступления заявления Патентное ведомство уведомляет владельца товарного знака о поступлении заявления с предложением подтвердить или опровергнуть указанную в заявлении информацию. Заявление рассматривается в течение четырех месяцев с даты его поступления в Патентное ведомство. Если представленные материалы соответствуют действительности, регистрация товарного знака аннулируется, о чем вносятся соответствующие сведения в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ и производится публикация в официальном бюллетене Патентного ведомства. Правовая охрана товарного знака считается прекратившейся с даты внесения соответствующих сведений в Реестр.

При реорганизации юридического лица, а также в случае смерти физического лица - владельца товарного знака права и обязанности, связанные с товарным знаком, переходят к их правопреемникам.

В-шестых, предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным "полностью или частично в течение всего срока действия правовой охраны, если связанные с государственной регистрацией товарного знака действия правообладателя признаны в установленном порядке злоупотреблением правом либо недобросовестной конкуренцией". Данное основание для аннулирования регистрации товарного знака появилось в российском законодательстве относительно недавно (2002 г.) и рассчитано на ситуацию, когда регистрация товарного знака произведена формально в полном соответствии с законом, но в целях недобросовестной конкуренции. В частности, регистрация товарного знака могла быть направлена на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, неосновательное обогащение, создания препятствий для доступа на рынок конкурентов, причинение убытков другим хозяйствующим субъектам, нанесение ущерба их деловой репутации и т.п.


Типичным примером такой недобросовестной конкуренции является регистрация некоторыми коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями на свое имя товарных знаков, которыми давно пользуются иные хозяйствующие субъекты, в частности зарубежные фирмы, но которые не успели своевременно зарегистрировать их в Российской Федерации на свое имя. При этом регистрация соответствующих обозначений в качестве товарных знаков производится не в целях индивидуализации товаров, работ или услуг, а для предотвращения доступа на рынок продукции конкурентов, маркированной данным знаком, либо для того, чтобы продать хозяйствующим субъектам, в сущности, их собственные товарные знаки.

Подобная практика получила в свое время широкое распространение в некоторых странах, в частности в Латинской Америке. К таким же недобросовестным действиям начали с середины 90-х гг. прибегать и некоторые российские предприниматели. После некоторых колебаний суды стали применять для борьбы с подобными недобросовестными действиями ст. 10 ГК, квалифицируя их в качестве одной из форм злоупотребления правом. В настоящее время в российском законодательстве имеется самостоятельное основание для борьбы с этими и подобными им действиями.

В-седьмых, правовая охрана товарного знака может быть прекращена на основании решения палаты по патентным спорам в случае превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида. В данном случае товарный знак благодаря своему широкому и зачастую неконтролируемому использованию утрачивает свои различительные свойства, которыми он обладал на момент регистрации или в начале использования (для общеизвестных знаков). Поэтому в отличие от признания регистрации недействительной в данном случае регистрация прекращается лишь на будущее время.

В-восьмых, правовая охрана товарного знака прекращается в случае отказа от нее владельца товарного знака. Подобный отказ оформляется в виде письменного заявления, которое направляется в Патентное ведомство. Обычно к нему прибегают достаточно редко, в основном тогда, когда хотят избежать конфликтной ситуации.

Заключение

Под товарным знаком в российском праве традиционно понимается условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и является произвольным по отношению к данной продукции, т.е. не выступает для последней в качестве необходимого названия, общепринятого термина или описательного понятия. Иными словами, товарный знак - это своего рода символ, который предназначен для индивидуализации продукции конкретных производителей и ее отличия от аналогичной продукции других товаропроизводителей.


Легальное определение товарного знака за последние годы несколько раз уточнялось, однако изменения не носили существенного характера. Если прежде при определении товарного знака акцент делался на способности обозначения отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц, то в настоящее время законодатель ограничивается указанием на то, что товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК).

Наряду с товарным знаком, предназначенным для индивидуализации товаров, российское законодательство выделяет знак обслуживания, который служит для индивидуализации работ и услуг. К знакам обслуживания предъявляются точно такие же требования, что и к товарным знакам. Не имеет отличий и их правовой режим. С учетом того что между товарными знаками и знаками обслуживания в российском законодательстве нет никаких принципиальных различий, в дальнейшем для их обозначения в настоящей главе будет использоваться единый термин "товарный знак".

Таким образом, приведенные определение товарного знака и знака обслуживания в ст. 1477 ГК РФ, на наш взгляд, не позволяют однозначно идентифицировать товарные знаки среди прочих используемых в гражданском обороте обозначений, в связи с чем предлагается следующее определение товарного знака и знака обслуживания:

товарный знак – обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинации), индивидуализирующее (выделяющее) товары одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от однородных товаров других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и пользующееся правовой охраной;

знак обслуживания – обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинации), индивидуализирующее (выделяющее) выполняемые работы, оказываемые услуги одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от однородных выполняемых работ, оказываемых услуг других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и пользующееся правовой охраной.

Предлагаем установить ответственность заявителя за подачу ложного заявления о неиспользовании товарного знака и возложении на него обязанности по возмещению убытков, причиненных правообладателю подачей такого заявления. Это позволит защитить правообладателей от злоупотреблений, связанных с досрочным прекращением правовой охраны товарных знаков.