Файл: Система вознаграждения персонала (На примере ОАО «МТС»)(Система вознаграждения персонала на предприятии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важнейшим ресурсом и основным фактором производства любой организации является ее персонал. В рыночной системе персонал предприятий выполняет основные функции посредством продажи организации собственной рабочей силы.

Денежная оценка оказываемых хозяйствующему субъекту услуг со стороны работника проявляется в форме вознаграждения за те или иные физические или интеллектуальные усилия. Для организации степень полезного эффекта от использования трудовых ресурсов зависит от множества факторов, среди которых - уровень образования и квалификации сотрудников, удовлетворенность условиями труда и психологическим климатом в коллективе, осознание корпоративных интересов и стратегических целей компании. Однако главным стимулирующим рычагом, является размер и периодичность выплаты вознаграждения, адекватно отражающего трудозатраты работников.

Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также меры стимулирование и различные формы вознаграждения работников.

Установление вознаграждения работников, также как и заработная плата, представляют собой один из самых центральных финансовых векторов в управлении персоналом. Соглашаясь выполнять определенный объем работы для предприятия, работник в тоже время соглашается и на получение определенного вознаграждения за это.

Каждый управленец, целью которого является эффективная деятельность своих подчинённых, должен помнить о наличии для них стимулов трудиться. По умолчанию принято считать, что если работа сотрудника оплачивается, то у него есть мотивация качественно трудиться. В случае плохого отношения к служебным обязанностям его можно уволить. Значит, стимулы у него есть.

Материальное вознаграждение хотя и играет основополагающую роль в мотивации, но без учета других факторов не достигает всех целей. Оно должно сочетаться с социально-психологическими и организационно-административными факторами: признанием коллектива, участием в принятии управленческих решений, властью, привилегиями, интересной работой, продвижением по службе, комфортными условиями труда и т.д.

Под системой вознаграждения мы понимаем набор правил или процедур для определения заработной платы и других видов вознаграждений, которые должен получать каждый сотрудник.


Каждый человек стремится к успеху. Успех – это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не будет, если менеджер владеет достаточными знаниями в области мотивации персонала и успешно применяет их на практике.

Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Ввиду того, что понятия ценности у людей специфичны, различна и оценка вознаграждения, относительность его ценности.

Вознаграждение персонала является основой повышения качества трудовых ресурсов и значительной частью издержек производства. В условиях рыночной экономики существенно возрастает научно обоснованное планирование средств на вознаграждение, которые в последующем подлежат строгому контролю и аудиту эффективности их использования..

Материальное поощрение может выступать в виде зарплаты, премии и продвижения по службе, а для руководящих работников - в форме признания их заслуг. Моральное поощрение вытекает из самого процесса работы - это удовлетворение достигнутым результатом и ощущение смысла происходящего. В целях усиления этого стимулирующего фактора руководство должно стараться постоянно улучшать условия работы. В этих целях в передовых компаниях часто осуществляется реорганизация трудового процесса с целью повышения ответственности работника за порученное дело 7.

Вышеизложенные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является отдел по работе с партнерами Тверского филиала ОАО «МТС».

Предметом исследования является мотивация персонала в ОРП Тверского филиала ОАО «МТС».

Целью настоящей курсовой работы является анализ текущего состояния системы мотивации и разработка системы мотивации, обеспечивающей эффективную деятельность персонала ОРП.

Для достижения поставленной цели требуется решение определенных задач.

1. рассмотреть понятие и виды вознаграждения персонала предприятия.

2. изучить классификацию систем вознаграждения.

3. рассмотреть кадровую политику в системе вознаграждения.

5. Дать общую характеристику исследуемому предприятию ОАО «МТС», рассмотреть структуру управления предприятия, положение о премировании работников предприятия.

6. Разработать мероприятия по совершенствованию системы вознаграждения персонала ОАО «МТС».

Изучить литературу, раскрывающую суть настоящего исследования, проводимого в рамках курсовой работы.


Для раскрытия темы курсовой работы использованы научные труды Анисимова О.С., В. Врума, Давыдова А.В., Зайцевой О.А., Радугина А.А., Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., Кабушкина Н.И., Комиссаровой Т.И., Леонтьева А.Н., Лехина И.В., Милковича Д., Минцберга Г., Михайлиной Г.И., Подопригоры М.Г., Руденко В.И., Румянцевой З.П., Сагоматина Н.А., Травина В.В., Дятлова В.А., Фринцевича А.С., Фролова С.С., Цветаева В.М.

1. Система вознаграждения персонала на предприятии

1.1 Понятие и виды вознаграждения

Статья 7 Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует каждому право на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации 1.

Положения статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации, определяя цель политики заработной платы исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, вводит понятие «справедливая заработная плата», т.е. заработная плата, обеспечивающая достойное существование работника и членов его семьи 2.

В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности организации. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не будет состоять из профессионалов, преданных своему делу. Для повышения эффективности функционирования организации смещение акцентов происходит в сторону конкретного человека.

Под вознаграждением персонала понимают все затраты, которые несет работодатель на основании трудового соглашения. Соотношение общих расходов работодателя, не связанных с затратами труда работников и их доходом 3.

Процесс определения материального вознаграждения работника должен, с одной стороны, учитывать деятельность работника, а с другой - мотивировать его на достижение желаемого уровня деятельности. Одним из важных является вопрос разумного сочетания материального и морального стимулирования в рамках единой системы.

Под организацией вознаграждения персонала следует понимать регулирование и дифференциацию выплат по категориям персонала в зависимости от сложности и условий выполняемых работ, индивидуальных результатов работника на основе соблюдения законодательных актов, выявления рыночных ставок заработной платы с учетом внутрифирменной кадровой политики, стратегии мотивации персонала в соответствии с миссией организации 7.


Материальное поощрение может выступать в виде зарплаты, премии и продвижения по службе, а для руководящих работников - в форме признания их заслуг. Моральное поощрение вытекает из самого процесса работы - это удовлетворение достигнутым результатом и ощущение смысла происходящего. В целях усиления этого стимулирующего фактора руководство должно стараться постоянно улучшать условия работы. В этих целях в передовых компаниях часто осуществляется реорганизация трудового процесса с целью повышения ответственности работника за порученное дело 4.

Согласно ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации элементами заработной платы являются выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Они способствуют более полной оценке труда с учетом его интенсивности, сложности, условий, важности и срочности выполняемой работы. Трудовой кодекс раскрывает сущность данных понятий. Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера. Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Кроме заработной платы к материальным мотиваторам относятся так называемые дополнительные льготы - отпуск, оплачиваемый отпуск по болезни, пенсионное и социальное обеспечение, время для отдыха, время для обеда и др. Все виды доплат, надбавок и выплат можно разделить на две группы: стимулирующие и компенсационные.

К стимулирующим относятся выплаты, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в улучшении производственных результатов:

- премии, надбавки (рабочим - к тарифным ставкам за профессиональное мастерство, руководителям подразделений, специалистам и служащим - к должностным окладам за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы на срок ее проведения и т.п.);

- вознаграждение за общие результаты работы предприятия по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (единовременное вознаграждение за непрерывный стаж работы на предприятии);

- другие выплаты стимулирующего характера за достижение работниками высоких производственных результатов, как действующие на предприятии, так и устанавливаемые им вновь.

Стимулирующие выплаты определяются предприятиями самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств. Размеры и условия их выплат определяются в коллективных договорах. В настоящее время все виды компенсационных доплат и надбавок можно разделить на две большие группы 5.


Во-первых, это доплаты и надбавки, не имеющие ограничений по сферам трудовой деятельности. Как правило, они обязательны для предприятии всех форм собственности.

Во-вторых, доплаты и надбавки, применяемые в определенных сферах приложения труда.

В первую группу входят доплаты:

за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время;

несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;

рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда (разница между тарифной ставкой рабочего, исходя из присвоенного ему разряда, и ставкой по выполняемой работе);

при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника;

до среднего заработка в условиях, предусмотренных законодательством; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы.

Все остальные виды надбавок имеют ограниченную сферу применения. Это ограничения разного рода. Одни из них устанавливаются в целях компенсации дополнительной работы, не связанной непосредственно с основными функциями работника (например, работник выполняет функции руководителя, но не освобождается от основной работы). Другие виды надбавок охватывают сферу работ с неблагоприятными условиями труда. Третьи обусловлены особым характером выполняемой работы.

Таким образом, основная цель вознаграждения - обеспечение реализации стратегических целей организации за счет привлечения, сохранения и стимулирования персонала.

1.2 Классификация вознаграждения персонала

В современной научной и учебной литературе представлены разнообразные группировки вознаграждения персонала, в том числе и заработной платы 5.

Система вознаграждения предусматривает ее дифференциацию по агентским группам не только по размеру выплат, но и по видам. Могут разрабатываться различные схемы вознаграждений для управленческого персонала, занятого сбытом, рабочих, рядовых сотрудников (Таблица 1).

Таблица 1

Классификация вознаграждения

Признак классификации

Виды вознаграждений

Характеристика

По источнику формирования: расходы по обычным видам деятельности; внереализационные расходы, операционные расходы; расходы будущих периодов; чрезвычайные расходы;     резервы предстоящих расходов; вложении в оборотные активы; вложения во внеоборотные активы; чистая прибыль

Все виды выплат, входящие в систему оплаты труда

Начисляются работникам: занятым в процессе изготовления и продажи продукции (работ, услуг), общехозяйственного и общепроизводственного персонала; непроизводственных подразделений; занятым в процессе получения операционных доходов; за работы, входящие в состав расходов будущих периодов, связанных, например, с внедрением в производство новых видов продукции; ликвидирующим последствия чрезвычайных ситуаций; для равномерного включения в расходы на производство продукции; занятым в процессе приобретения материалов; занятым в процессе приобретения, модернизации или реконструкции внеоборотных активов; по решению общего собрания участников (учредителей) или акционеров

По агентским группам: собственники, менеджеры, рабочие, специалисты

Все виды выплат, входящие в систему оплаты труда

Эффективная система вознаграждения предусматривает ее дифференциацию по агентским группам не только по размеру выплат, но и по видам. Могут разрабатываться различные схемы вознаграждений для управленческого персонала, занятого сбытом, рабочих, рядовых сотрудников. Работающий на своем предприятии собственник, состоящий в списочном составе, наряду с предпринимательским доходом (прибылью) получает соответствующие формы вознаграждения, как и прочие сотрудники

По видам вознаграждений

Базовая заработная плата     Надбавки и доплаты     Гарантированные законодательством социальные выплаты   Премии   Социальные выплаты и льготы, гарантируемые организацией     Материальная помощь   Бонусы   Программы участия работников в капитале

Отражает зависимость вознаграждения от квалификации работника, обеспечивает стабильный доход   Контролируют особые и сложные условия труда работников и увеличивают базовую заработную плату   Выплаты производятся, как правило, за неотработанное время, например оплата очередных отпусков     Денежные выплаты стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда, и поощрительные (разовые) премии; обеспечивают реализацию работниками приоритетных задач.   Включают оплату некоторых финансовых затрат и расходов работников с целью их привлечения и удержания, а также повышения конкурентоспособности в отрасли.   Гуманитарная часть стратегии организации в системе вознаграждения.   Дополнительные единовременные вознаграждения (премии) высшему руководству из чистой прибыли.   Способствуют объединению экономических интересов собственников и персонала организации

По форме оплаты

Денежные выплаты   Натуральные выплаты Акции Опционы

Денежные выплаты в вознаграждении являются основными.   Натуральные выплаты ограничены законодательно в пределах 20% от общей суммы заработной платы

По восприятию агент­скими груп­пами

Плата за труд     Издержки производства

Наемные работники считают оценку их труда в большей или меньшей степени справедливой. Для высшего руководства и собственников организации заработная плата и другие выплаты в пользу работников всегда являются издержками, уменьшающими прибыль

По отношению к налогообложению

Вознаграждения, подлежащие нало­гообложению Вознаграждения, освобожденные от налоговой нагрузки

В соответствии с главами 23 и 24 НК. РФ.     В соответствии с Налоговым кодексом РФ отдельные выплаты в пользу персонала не включаются в налоговую базу по ЕСН и в совокупный доход работников для удержания налога на доходы физических лиц

По времени выплат

Текущие выплаты   Отложенные выплаты

Вознаграждения работникам, подлежащие выплате в полном объеме в течение двенадцати месяцев после окончания периода, в котором работники выполняли соответствующие работы.   Отложенные выплаты - это возможность конвертации вознаграждений в денежной форме в пакеты ограниченных в обращении акций или опционов, а также выплаты денежные или в виде оказания услуг (например, медицинское обслу­живание) после выхода работника на пенсию

По доступно­сти информа­ции

Публичное   Конфиден­циальное

Раскрываемая в финансовой и налоговой отчетности информация о вознаграждениях является открытой для внешних пользователей. Полнота внутренней информации зависит от степени ее востребованности акционерами, менеджерами, работниками организации

По стадиям жизненного цикла компании

Выплаты во вновь созданных ор­ганизациях     Выплаты на стадии роста Выплаты на стадии максимального успеха (зрелости) организации Выплаты на стадии упадка   Выплаты на стадии обновления

Базовая заработная плата ниже конкурентной, умеренное текущее премирование, высокие вы платы по долгосрочному премированию.   Базовая заработная плата конкурентоспособна; повышенное текущее и долгосрочное премирование Базовая заработная плата ветше конкурентоспо­собного уровня; умеренное текущее премирование; умеренный уровень долгосрочных выплат.     Конкурентоспособный уровень базовой заработной платы; умеренное текущее премирование и низкие долгосрочные выплаты. Сохраняется конкурентоспособный уровень базовой заработной платы; умеренные текущие выплаты и рост долгосрочных выплат

По степени традиционности выплат

Традиционные     Вновь вводимые

Заработная плата сдельная и повременная, окладная оплата, вознаграждения за выслугу лет и др. Нововведения в области вознаграждения персонала связаны с появлением и распространением впервые разработанных видов и моделей вознаграждения

По соответствию деловой стратегии организации

Согласованные   Противоречивые

Элементы вознаграждения персонала требуют сбалансированности и соответствия обшей корпоративной стратегии. Менеджеры организации должны четко осознавать, какую заработную плату необходимо платить и за какую работу. В противном случае даже высокий уровень выплат, но не соответствующий бизнес-целям организации или интересам работ пиков, не приведет к желаемому результату

По соответствию результатов деятельности организации уровню вознаграждения

Оптимальное   Неоправданно за­вышенное Заниженное

Экономически неоправданное занижение или завышение вознаграждений персонала приведет к ослаблению мотивации работников. Стабильный рост заработной платы, соответствующий росту прибыли на одного работника, даст оптимальное соотношение с точки зрения интересов персонала и эффективности затрат на воз­награждение

По степени стабильности

Постоянные     Переменные

Базовая часть заработной платы, зафиксированная в трудовом договоре (контракте), определяется в абсолютной сумме в расчете на год и является основой финансового благополучия работников. Премии из различных источников, различные доплаты, дивиденды и пр.

По степени монетизации

Прямые выплаты   Косвенные выплаты

Любые денежные выплаты, увеличивающие доход работников. Косвенно финансовое положение работников улучшают социальные льготы