Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность налогоообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги с физических лиц как основной источник финансовых ресурсов государства известны со времен возникновения государства и разделения общества на классы. Экономическая сущность налогообложения физических лиц может быть представлена как система отношений между государством и гражданином в процессе обеспечения бюджета финансовыми ресурсами, а население минимальным набором гарантий.

Сбор налогов с населения способствует обеспечению государства финансовыми средствами для решения социально-экономических задач. При этом современная отечественная налоговая система не достаточно эффективно использует потенциальные возможности формирования доходов бюджета за счет источников налогообложения физических лиц. В частности, налогообложение носит общий характер и не учитывает имущественное расслоение населения. В результате современная система налогообложения физических лиц не оказывает должного влияния на процесс перераспределения налогового бремени с бедных слоев населения на богатые. Это не способствует устранению острых социальных проблем и усугубляет тяжелое положение граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума, так как они должны платить налоги на доход в той же пропорции, что и население, получающее сверхдоходы.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что значение и роль налогообложения физических лиц в налоговой системе России достаточно велика. Уплата налогов с физических лиц позволяет регулировать экономический рост всего государства. Налоги, уплачиваемые физическими лицами, занимают существенную долю в образовании доходов бюджета. Среди основных можно выделить налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги.

Налогообложение физических лиц - важная составляющая налоговой системы любого государства. Одни налоги граждане уплачивают самостоятельно на основе уведомлений, которые высылают им налоговые органы, а другие перечисляет в бюджет работодатель, выступая налоговым агентом (налог на доходы физических лиц). Неуплата или нарушение сроков уплаты того или иного налога может привести к привлечению налогоплательщика к административной или даже к уголовной ответственности.

Деятельность налогоплательщиков – физических лиц многовариантна, и имеет существенные различия в их налогообложении. Как известно, помимо налога на доходы физические лица уплачивают и другие федеральные, региональные и местные налоги


Цель курсовой работы - изучить особенности налогообложения физических лиц.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую сущность налогообложения физических лиц;
  • изучить особенности имущественного налогообложения физических лиц;
  • рассмотреть основные аспекты налогообложения доходов физических лиц;
  • проанализировать динамику поступлений имущественных налогов и налогов с дохода физических лиц в консолидированный бюджет;
  • изучить проблемы и перспективы развития налогов с физических лиц в Российской Федерации.

Предметом исследования данной курсовой работы является налоги с физических лиц.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий за 2015-2016 гг.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Экономическая сущность налогообложения физических лиц

Система налогообложения, как юридических лиц, так и физических лиц в России строится на основе двух базовых документов: Конституции РФ и Налогового кодекса РФ и основывается на следующих основных принципах:

а) справедливости, предполагающего всеобщность и равномерность налогообложения населения пропорционально получаемым им доходам;

б) определенности, подразумевающего своевременное и полное информационное обеспечение граждан о величине, порядке расчета, месте и сроках уплаты причитающихся налогов;

в) комфортности, обеспечивающего удобную среду для исполнения гражданином своих налоговых обязанностей в удобной для него форме и в удобное для него время;

г) экономичности, создающего условия для сокращения временных затрат по процедуре исполнения населением своих налоговых обязательств [5, с.134].

Во всех странах применяются различные варианты налогообложения физических лиц, однако эта система строится на идентичных тенденциях налогообложения:

  • всеобщий охват налогами экономически активного населения;
  • активное использование косвенного налогообложения;
  • применение в налогообложении доходов населения прогрессивных либо пропорциональных ставок, которые характеризуют степень комфортности осуществления трудовой деятельности в той или иной стране.

Базисными положениями для обеспечения исполнения населением своих налоговых обязательств являются следующие:

  • к уплате подлежат только законно установленные налоги и сборы, которые не могут иметь дискриминирующих составляющих для отдельных категорий населения;
  • все налоги и сборы, а также дифференциация налоговых ставок должна быть экономически обоснованы и взиматься только законодательно уполномоченными на это государственными органами;
  • любые коллизии налогового законодательства, которые вносят неопределенность в налоговую систему, должны трактоваться в пользу физического лица, уплачивающего налог или сбор [24, с.60].

Система налогообложения физических лиц в России строится на постулате поддержки государства каждым гражданином страны путем перечисления в бюджет экономически обоснованной части полученных им доходов, которые направляются для реализации государством своих социальных обязательств перед населением. При этом экономическая составляющая налоговых взаимоотношений государства и населения складывается на основе денежного изъятия части полученных доходов последнего для формирования бюджетов различного уровня и государственных внебюджетных фондов [6, с.94].

Налоги обеспечивают связь экономически активного населения с органами федеральной государственной власти и местного самоуправления и задействуют работающего гражданина в процессе формирования государственных доходов. При этом реализуется важный аспект привлечения экономически активных членов общества в процедуру осуществления общественного контроля за рациональным распределением государственных финансовых ресурсов. Это происходит в результате того, что они формируются, в том числе, за счет изъятия части доходов экономически активного населения, которое помимо участия в формировании бюджетных средств страны получает посыл для осуществления контрольных действий за их эффективным использованием.

Экономическая сущность налогообложения физических лиц выражается в фискальной и регулирующей функциях налогов. Классификацию налогообложения населения следует осуществлять по механизму их формирования – прямые и косвенные, а также по объектам налогообложения – с доходов физического лица, имущественные или денежные сборы, которые взимаются уполномоченными органами за выполнение определенных функций в части обслуживания населения в предусмотренных законодательством размерах (государственная пошлина).


Действующее налоговое законодательство предусматривает налогообложение физических лиц, относящихся к следующим категориям: граждане России; лица, не имеющие гражданства и иностранные граждане, получающие доходы и (или) являющими собственниками имущества на территории и в юрисдикции Российской Федерации, подлежащие налогообложению в соответствии с отечественным законодательством. Именно эти категории плательщиков налогов и составляют понятие физические лица, на которых распространяется действующее национальное налоговое законодательство [6, с.95]. Если они являются участниками экономических отношений, которые попадают в сферу налогообложения, то им предстоит уплата следующих налогов и сборов, в зависимости от видов осуществления экономической деятельность и состава имущества, приобретенного на территории Российской Федерации:

  1. налог на доходы физических лиц;
  2. земельный налог;
  3. налог на имущество физических лиц;
  4. транспортный налог;
  5. государственная пошлина;
  6. отчисления в государственные внебюджетные фонды.

Способы взимания налогов существенно различаются. Например, налог на доходы физических лиц может взиматься как безналичным путем перечисления налога налоговым агентом, являющимся работодателем, так и декларационным способом, когда физическое лицо обязано задекларировать свои доходы, полученные самостоятельно. А вот уплата налога на имущество осуществляется по полученным гражданином налоговым уведомлениям.

Налоги в формировании поступлений государственного бюджета, в которых задействовано население, подразделяются на следующие виды:

  • напрямую взимаемые налоги и сборы с населения, в категорию которых относятся налог на доходы физических лиц, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, таможенная пошлина;
  • косвенные налоги, конечным плательщиком которых является, в том числе, и население (налог на добавленную стоимость и акцизы);
  • отчисления населения по налогу на доходы физических лиц и в государственные внебюджетные фонды как налоговых агентов в случае осуществления не связанной с трудовыми отношениями с юридическими лицами экономической деятельности и найма работников для удовлетворения собственных потребностей, в результате которых физическое лицо выступает в качестве работодателя [6, с.96].

В целом система налогообложения физических лиц в Российской Федерации достаточно сбалансирована, но имеет предпосылки для ее качественного переформатирования.


Основной дискуссионной проблемой является применение в отечественной практике налогообложения пропорциональных ставок в исчислении налога на доходы физических лиц. Хотя в российском налоговом законодательстве предусмотрено значительное количество льгот, учитывающих трудности социально незащищенных слоев населения, но пропорциональные ставки все равно не способствуют принципу социальной справедливости. Доля уплачиваемого налога на доходы физических лиц от получаемых доходов основных, определяющих социальную структуру страны слоев населения, несравнима с категорией населения, относящихся к элите и получающей сверхдоходы, зачастую только в силу своего социального положения. Такое состояние системы налогообложения доходов физических лиц не способствует реализации принципа справедливости в налогообложении и чревато проявлением социальных волнений [6, с.96].

Так, в большинстве экономических стран применяется прогрессивная шкала взимания подоходного налога, которая нивелирует разницу социального положения различных слоев населения, и в тоже время способствует получению более высоких доходов наиболее экономически активным группам населения.

Таким образом, налоговая система обложения населения в Российской Федерации имеет достаточно обоснованную экономическую структуру, но в тоже время обладает некоторыми недостатками, требующими корректировки как в системе законодательного обеспечения, так и в системе налогового администрирования.

1.2. Особенности имущественного налогообложения физических лиц

Широко используемое в современном налоговом законодательстве понятие «имущественные налоги» является, по существу, собирательным, включающим:

  1. налог на имущество физических лиц,
  2. транспортный налог,
  3. земельный налог.

Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в том, что все они принадлежат к числу прямых. Во-вторых, их плательщиками являются лица, владеющие имуществом. В-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не как источник дохода. Источником уплаты имущественных налогов выступает доход физического лица от неимущественных видов доходов, что является существенным недостатком налогов на имущество.

Налоги, взимаемые с отдельных видов имущества, разнообразны во всех странах. Они относятся обычно к компетенции органов местного самоуправления, при том, что общий порядок их взимания регламентируется на федеральном уровне.