Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность налогоообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очень значимым моментом налога на доходы физических лиц можно считать тот факт, что объектом налогообложения по этому налогу является непосредственно доход, реально полученный физическим лицом от его какой-либо деятельности [18, с.202].

Еще одним достоинством налога на доходы физических лиц можно назвать то, что его уплачивает большая часть трудоспособного населения страны и поэтому его поступления могут зачисляться непосредственно как в бюджет села, так и в федеральный бюджет без дополнительного перераспределения. Этот налог вполне стабильный и устойчивый источник доходов бюджетов, зачисляясь сразу в бюджеты муниципальных образований, из него можно финансировать социальное обеспечение населения. Также преимущество налога на физических лиц заключается в том, что его легко можно контролировать налоговым органам, так как в основном он зачисляется из заработной платы, поэтому от него практически невозможно уклониться нерадивым налогоплательщикам.

В налоге на доходы физических лиц ярко реализуются главнейшие принципы построения налоговой системы, такие как всеобщность, однородность и равномерность налогового бремени.

Данные особенности конкретного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любого государства большую экономическую и социальную ответственность за создание шкалы налога, установление процента необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов. В теперешних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал первым в налоговой системе РФ. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по количеству поступлений в бюджет он вышел на второе место [28].

Налог на доходы физических лиц может приносить значительные поступления только за счет обложения всего населения, которое должно иметь высокие доходы. Кроме того, этот налог основан на декларировании личных доходов граждан. А, соответственно, налог предполагает выработанное отношение к его уплате как к исполнению общественного долга и соответствующее понимание социальной справедливости.

В заключение следует отметить, что налог на доходы физических лиц в настоящее время является единственным значимым прямым налогом, взимаемым непосредственно с доходов физических лиц, и именно этот налог должен обеспечивать справедливое перераспределение доходов и стать базой для осуществления социальной поддержи нуждающихся слоев населения и реализации социальной политики государства в целом. Роль в реализации социальной политики государства заключается в использовании элементов данного налога в процессе распределения национального дохода с целью достижения социальной стабильности общества, реализации конституционных прав граждан.


2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Анализ поступлений в консолидированный бюджет налогов с физических лиц

Для того чтобы определить рост или снижение пополняемости консолидированного бюджета субъектов РФ, необходимо рассмотреть динамику поступления доходов по налогам с физических лиц. Используя Отчет по форме № 1-НМ (https://www.nalog.ru/), представим данные по поступлениям за 2013-2015 гг. в таблице 1, рассчитаем структуру.

Таблица 1

Анализ структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ

Поступления в консолидированный бюджет

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Изменения, млрд. руб. 2015 г. к 2013 г.

Темп роста, % 2015 г. к 2013 г.

млрд. руб.

в %

млрд. руб.

в %

млрд. руб.

в %

Всего поступило в консолидированный бюджет

5959,2

100

6455,6

100

6907,9

100

948,7

115,92

из них:

НДФЛ

2497,8

41,92

2679,5

41,51

2806,5

40,63

308,7

112,36

Налог на имущество физических лиц

22,2

0,37

27,1

0,42

30,3

0,44

8,1

136,49

Земельный налог (физические лица)

29,9

0,50

37,1

0,57

36,2

0,52

6,3

121,07

Транспортный налог (физические лица)

81,3

1,36

90,3

1,40

109,8

1,59

28,5

135,06


По итогам 2015 года в целом по России объем налоговых поступлений по имущественным налогам составил 176,3 миллиардов рублей, то есть всего 2,55% всех доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (таблица 1).

В 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. наблюдается положительная динамика: поступления увеличились на 948,8 млрд.руб. с 5959,2 до 6907,8 млрд. руб. (+115,9%), однако удельный вес НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет уменьшился на 1,3% .

Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует признать, что НДФЛ занимает достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджетов субъектов РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны. Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений НДФЛ, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.

Проведем анализ поступлений в консолидированный бюджет за 2016 год по состоянию на 01.10 2016 г.

Таблица 2

Поступление в консолидированные бюджеты субъектов РФ по состоянию на 01.12.2016 г.

Поступления в консолидированный бюджет

На 01.12. 2016 г.

млрд. руб.

в %

Всего поступило в консолидированный бюджет

6826

100

из них:

Налог на прибыль

2119,3

31,05

Акцизы

604,2

8,85

НДФЛ

2591

37,96

Имущественные налоги

1212,8

17,77

Остальные налоги и сборы

298,7

4,38

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за отчетный период имеет самую большую долю всех доходов и составляет практически их треть, а именно 37,96 % бюджетов субъектов или в денежном выражении 2591 млрд. руб. (рис.1).

Налог на доходы физических лиц, являясь одним из основных источников доходов региональных и местных бюджетов и формируя их доходную базу более чем на 37 % оказывает значительное влияние на объемы доходной части соответствующего бюджета, а следовательно, на возможность осуществления расходов, направленных на социальное и экономическое развитие каждого отдельно взятого региона и страны в целом.

Рис. 1. Структура поступлений в консолидированный бюджет


на 01.12.2016 г., %

Социально-экономическое развитие Российской Федерации во многом зависит от повышения производительности труда, роста реальной заработной платы, численности занятого населения, собираемости налогов и ряда других факторов.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: по всем рассмотренным показателям зафиксированы позитивные тенденции, поскольку за период с 2013 по 2015 гг. наблюдался не только устойчивый, но и положительный рост экономики, однако в настоящее время по состоянию на конец 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. наблюдается уменьшение удельного веса НДФЛ в общей сумме поступлений налогов в бюджет с 42 % в 2013 г. до 40,6 % в 2015г. на 01.12.2016 г. мы видим некоторое снижение поступления доходов, на которое негативным образом влияет нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в стране.

В России на сегодняшний день наблюдается тенденция трансформации системы обложения налогом на доходы физических лиц от фискальной к социальной: систематически совершенствуется механизм обложения НДФЛ. Однако изменения не оказывают существенного воздействия на общий размер налоговой обязанности отдельного налогоплательщика.

2.1. Проблемы реформирования имущественного налогообложения

Первостепенная цель бюджетной и налоговой политики России - формирование стабильных доходных источников бюджетов всех уровней власти. Одним из условий реализации такой цели является реформирование системы имущественного налогообложения. Имущественные налоги, в отличие от других налогов, имеют ряд характерных особенностей: они менее всего подвержены изменениям в течение налогового периода и не зависят от платежеспособности налогоплательщика, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных налоговых доходов в бюджеты соответствующих уровней.

Для современного этапа развития имущественного налогообложения в России характерна ситуация, при которой доходы от поступления имущественных налогов недостаточны. Налоги на имущество в консолидированном бюджете субъектов РФ составляют в среднем 8-9 % [4, с.19].

Характерной особенностью налоговых систем наиболее развитых стран является совместное налогообложение земельного участка и строения. Это в значительной степени упрощает систему начисления и взимания налогов. Совместное налогообложение позволяет уменьшить операционные расходы, связанные с устранением двойного администрирования, а также снижает стоимость проведения оценки, делая систему кадастрового учета более информативной, поскольку земельный участок и строение имеют единую налоговую привязку.


Реформирование системы имущественного налогообложения в РФ является предметом дискуссии с начала 2000-х. В 2004 году началось обсуждение вопроса о создании единого налога на недвижимость физических лиц, состоящего из налога на имущество физических лиц и земельного налога. Однако окончательное решение о введении единого налога не было принято вследствие трудоемкого процесса по учету объектов недвижимости и установления по ним кадастровой стоимости.

Однако, несмотря на нерешенную задачу перехода к единому налогу на недвижимость физических лиц, в соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ часть 2 Налогового кодекса дополнена главой 32 «Налог на имущество физических лиц».

Применение нового механизма имеет ряд нерешенных вопросов. Кадастровая стоимость объектов имущества, выступая базой для расчета сумм налога, является предметом многочисленных споров, вызванных несовершенством механизма государственной кадастровой оценки и необоснованным завышением ее значений. В основу методики массовой оценки положено тестирование, которое проводилось в Кемеровской, Тверской, Калужской областях и Татарстане. По результатам тестирования получилось, что средняя кадастровая стоимость недвижимости только по двум регионам из четырех оказалась ниже рыночной. Это полностью противоречит международным стандартам и практике массовой оценки недвижимости, так как кадастровая стоимость не должна превышать рыночную [4, с.20].

Введение нового механизма налогообложения имущества физических лиц также осложняют объекты недвижимости, которые просто выпадают из-под налогообложения – они зарегистрированы, состоят на кадастровом учете, однако их инвентаризационная стоимость не определена, следовательно, по ним нельзя определить налоговую базу, необходимую для исчисления налога. К таким объектам относят почти все дома, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, садовые домики, индивидуальные гаражи.

Возможный потенциал роста доходов бюджета в виде имущественных налогов просма­тривается в сокращении величины задолженности по этим налогам. В отношении налогов на имущество в целом по Российской Федерации складывается тенденция к росту этой задолженности.

Несмотря на принятые меры по сокращению налоговых льгот, уровень потерь бюдже­та в связи с их предоставлением продолжает оставаться довольно высоким. Многочис­ленные льготы являются серьезной проблемой сбалансированности бюджетов. Анализ показывает, что величина этих льгот значительна. Так, по налогу на имущество физиче­ских лиц на федеральном уровне установлен чрезвычайно широкий перечень этих льгот [20, с.54].