Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность налогоообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многообразие видов имущества, подлежащего обложению, определяет необходимость в их классификации. Многие исследователи делают такие попытки [8, с.8]. Однако, на наш взгляд, в литературе, а тем более на практике не существует единой классификации имущества для целей налогообложения, не разработаны признаки такой классификации, что также создает определенные трудности при исчислении налога на имущество физических и юридических лиц.

В России налог на имущество физических лиц и земельный налог до настоящего времени не выполняют в полной мере фискальную и регулирующую функции. Данные налоги принадлежат к группе труднособираемых, администрирование которых затруднено тем, что граждане, владеющие недвижимым имуществом, часто не регистрируют объекты налогообложения, занижают инвентаризационную и кадастровую стоимость имущества. Подобные факты способствуют росту недоимки по налогам и сокращению поступлений налогов в местные бюджеты.

С 2015 года граждане РФ при уплате налога на имущество опираются на новую главу 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ [2]. Новая глава в переходный период, который составляет 5 лет, предполагает два способа исчисления налога. Первый способ – исходя из кадастровой стоимости, приближенной максимальным образом к рыночной. А второй – исходя из инвентаризационной стоимости, которая применялась и ранее. К наступлению 2020 года будет действовать только новый способ расчета.

Согласно законодательству (статьи 378.2 и 402 НК РФ) субъекты РФ могут самостоятельно определять дату перехода к налогообложению недвижимости физических лиц и организаций по кадастровой стоимости. С 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости будет осуществляться в 72 субъектах Российской Федерации. 

Так, в 2015 году кадастровая стоимость применяется для налогообложения недвижимости физических лиц в 28 субъектах Российской Федерации, с 2016 года – еще в 21 регионе, а с 2017 года – еще в 12.

Как и по старым правилам, налог платят только собственники недвижимости. Но в перечень имущества, которое облагается налогом, добавились новые элементы. Кроме квартир, жилых домов, гаражей и строений на дачных участках, недвижимых комплексов включили машино-места, оформленные в собственность, и незавершенное строительство [26, с.86].

Как и прежде, налог рассчитывают инспектора и высылают лицам, владеющим соответствующим имуществом, уведомления. Расчет налоговой базы личного имущества в период с 2015- 2020 года будет корректироваться с учетом действия в муниципальном образовании нормативного акта о новом налоге с кадастровой стоимости. Пока новый документ не будет принят, налог будут считать исходя из инвентаризационной стоимости.


При расчете налога исходя из кадастровой стоимости собственникам предоставляется право на налоговый вычет (ст. 403 НК РФ).

Из общей площади недвижимости подлежит вычитанию необлагаемая часть: 20 кв. м по квартире; 10 кв. м по комнате; 50 кв. м по жилому дому; 1 млн. рублей по единому комплексу. Если во владении собственника несколько объектов, то действие налогового вычета распространяется на каждый объект. Но если имуществом владеет несколько человек, то вычет будет только один на всех.

По новым правилам льгота предоставляется:

  • только объектам, находящимся в собственности плательщика и неиспользуемым им в предпринимательских целях;
  • в отношении одного налогооблагаемого объекта каждого вида;
  • только в отношении следующих видов объектов: квартира, комната, жилой дом, хозяйственное строение для ЛПХ, гараж или машино-место.

Введены новые правила определения налоговых ставок. При исчислении налоговой базы по кадастровой стоимости объекта налоговые ставки определяются в размерах, не превышающих: 0,1% для жилых домов и помещений, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов, гаражей, машино-мест; 2% для объектов, указанных в перечне, утвержденном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ; 0,5% для прочих объектов.

Ставка, которая используется для расчета налога по инвентаризационной стоимости, измененной на коэффициент-дефлятор, поставлена в зависимость от совокупной стоимости объектов и колеблется на границе от 0,1 до 2%.

Приятной новостью для налогоплательщиков является тот факт, что в течение первых четырех лет после перехода на новый порядок исчисления налога будет применяться специальная переходная формула, включающая в расчет специальный понижающий коэффициент. Начиная с пятого года после введения кадастрового способа расчета налога на территории муниципального образования, сумма налога будет равна облагаемой кадастровой стоимости, умноженной на ставку. Окончательно перейти на уплату налога по новым правилам обязаны все субъекты до 2020 года [26, с.87].

Транспортный налог регулируется главой 28 НК РФ является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Примечательно, что объектами, за которые нужно платить, считаются любые средства, вне зависимости от способа передвижения. Налогообложению подлежат и автомобили, и мотоциклы (и прочие двухколесные механизмы), и водный транспорт (катера, яхты, теплоходы, моторные лодки), и даже воздушный (самолёты, вертолёты). Это далеко не полный перечень, и законодательство распространяется на огромное количество всевозможных транспортных средств. Главное понимать, что независимо от типа, средство передвижения является облагаемым налогом предметом.


С 1 января 2014 г. п. 2 ст. 362 НК РФ дополнен положениями, устанавливающими, в частности, следующее: при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей должен применяться повышающий коэффициент (абз. 3 указанного пункта). Данный коэффициент определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. 

Транспортный налог является региональным. Это означает, что его величину, сроки уплаты и льготы определяет государство, но корректирует руководство административного участка. Региональный признак означает, что ставка может быть разной для различных областей. Общим критерием в этом случае является лимит налоговой ставки. Эти ставки могут быть увеличены или увеличены не больше, чем вдесятеро по сравнению со ставками налогового комитета России.

Однако правила едины для всех, и налоговое законодательство действует для каждого региона. Увеличение ставок транспортного налога не касается разве что лиц с ограниченными возможностями: как известно, для инвалидов первой, второй и третьей групп налога на транспорт не существует. Правда, эта норма закона распространяется только на тот случай, если у инвалида одна машина: в случае приобретения второго автомобиля платить придётся наравне со всеми.

Глава 31 Налогового кодекса посвящена земельному налогу. Земельный налог является местным налогом.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 31 Кодекса. При этом под земельным участком в качестве объекта налогообложения следует понимать часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Так, ст. 390 НК РФ определяет кадастровую стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, как налоговую базу по земельному налогу в отношении данных участков. В силу ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет [27, с.189].

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.


Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц совпадает с порядком, установленным применительно к земельному налогу. Вместе с тем кадастровая стоимость объектов исследованных поимущественных налогов вызывает активную критику налогоплательщиков и многочисленные судебные споры, имеющие тенденцию к увеличению. Причиной тому, как представляется, нормативно-правовая база для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, не являющаяся достаточно разработанной. Это, в свою очередь, задерживает формирование государственного информационного реестра , соответствующего требованиям электронного взаимодействия с налоговыми органами с целью повышения достоверности информации об объектах недвижимого имущества и достаточности этой информации для целей начисления и уплаты налогов.

1.3. Основные аспекты налогообложения доходов физических лиц

Незаменимая часть полноценного и грамотного функционирования экономики любой страны это налог на доходы физических лиц. Общеэкономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в местонахождении роли установленного вида налога в налоговой системе страны. В государственном бюджете процент подоходного налога напрямую зависит от уровня экономического развития, в этом и состоит его основная роль.

Налог на доходы физических лиц – это индивидуальный обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц для целей финансово-экономического обеспечения деятельности государства, в Российской Федерации он относится к федеральным налогам. И на основании ст.13 НК РФ обязателен к уплате на территории всей страны. Так как окончательным плательщиком этого налога признается получившее доход физическое лицо, этот налог является прямым. Источник налога специальным образом определенный доход налогоплательщика, отображенный в денежной форме.

Сущность налогов и, в частности, налога на доходы физических лиц проявляется через их функции. Одной из важных функций является регулирующая, которая позволяет государству осуществлять социальную поддержку населения. Социальная роль налога на доходы физических лиц реализуется через систему налоговых льгот. Льготы по налогу на доходы физических лиц, через изменение различных элементов НДФЛ, позволяют достичь социальную стабильность в обществе.


Налоговые льготы по налогу на доходы физических лиц снижают налоговую нагрузку:

а) социально-незащищенных слоев населения (доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ и стандартные налоговые вычеты в соответствии со ст. 218 НК РФ);

б) социально-активных и среднедоходных слоев населения (социальные налоговые вычеты в соответствии со ст. 219 НК РФ, имущественные налоговые вычеты в соответствии со ст. 220 НК РФ);

в) представителей некоторых профессий и видов деятельности (профессиональные налоговые вычеты в соответствии со ст. 221 НК РФ) [10, с.83].

Социальная роль налога на доходы физических лиц реализуется не через систему прогрессивных налоговых ставок, а через систему налоговых льгот.

Налог на доходы физических лиц приходится одним из основополагающих элементов налоговой системы Российской Федерации, его процент в государственном бюджете непосредственно зависит от уровня финансово-экономической обстановки в стране. Налог на доходы физических лиц подразумевает большое разнообразие налоговых льгот:

  1. изъятие - освобождение из-под налога отдельных объектов налогообложения;
  2. скидки, то есть определенные вычеты из налогооблагаемой базы;
  3. возврат ранее уплаченного налога.

Так же предусмотрены налоговые санкции: взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, штрафов, пени, которые накладываются на объекты по причинам, определяемым Налоговым Кодексом и другими нормативно-правовыми документами [18, с.201].

Ставки налога на доходы физических лиц видоизменяются в зависимости от статуса физического лица (резидента) и источников получения доходов. Сейчас ставки налога на доходы физических лиц составляют:

  • 13% - по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами резидентами Российской Федерации;
  • 13% - по доходам, получаемым в России и за ее пределами физическими лицами, являющимися ее налоговыми резидентами;
  • 15% - облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ;
  • 30% - все прочие доходы физических лиц - нерезидентов;
  • 35% - от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг; процентных доходов по вкладам в банках; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств.