Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность налогоообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, а основная доля льгот устанавливается на федеральном уровне, что привело к тому, что в ряде регионов сумма налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением льгот по этому налогу, близ­ка к сумме налога, предъявленной к уплате в бюджет, а в некоторых регионах превышает ее.

В настоящее время не унифицированы установленные муниципальными органами дей­ствующие налоговые ставки, налоговые льготы и размер вычетов по налогу на имущество физических лиц, что в значительной степени обусловливает разные объемы получаемых на­логов по идентичным объектам в регионах с практически одинаковыми климатическими, социально-экономическими и демографическими условиями развития.

Проведенный анализ показал, что фискальная роль налогов на имущество в последние годы снизилась. Объемы поступлений этих налогов не смогли в должной мере обеспечить доходы региональных и местных бюджетов. Потенциал роста этих налогов необходимо искать в увеличении количества объектов недвижимости, подлежащих налогообложению; в снижении ряда льгот, установленных как федеральными, так и местными органами вла­сти; в снижении задолженности по налогам; в совершенствовании методологии оценки объектов недвижимости; в унификации установленных муниципальными органами власти действующих налоговых ставок, налоговых льгот и размера вычетов по определенным налогам.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что развитие имущественного налогообложения в РФ находится в стадии реформирования. Однако любые нововведения в сфере налогового законодательства всегда сопровождаются масштабной подготовительной работой. Массовая переоценка недвижимости с учетом кадастровой стоимости – это очень трудоёмкий и затратный процесс, от точности которого будет зависеть подлежащая к уплате сумма налога. Использование кадастровой оценки имущества при исчислении налога, существенно увеличит налоговую нагрузку населения, поэтому государству очень важно выработать эффективную концепцию социальной защиты собственников имущества.

2.3. Актуальные проблемы взимания налога на доходы физических лиц и пути их решения

Научные дискуссии по вопросам обложения трудовых доходов населения связаны с устоявшимся в мировой практике мнением, что регулирование уровня доходов граждан должно происходить в соответствии со структурой их личного потребления. При помощи НДФЛ осуществляется стимулирование рационального использования личного бюджета обеспеченной категории граждан, а также осуществляется социальная поддержка тем категориям, которые имеют наименьшую социальную защищенность.


Единая шкала подоходного налога сегодня существует в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. Прогрессивная шкала подоходного налога используется во многих европейских странах.

С точки зрения отдельно взятого человека, плоская шкала ставки налога, безусловно, привлекательна, по сравнению с прогрессивными шкалами европейских стран, например ставка налога на доходы во Франции составляет в среднем 45 % и достигает 75 % для миллионеров; максимальные ставки в Англии – 50 %, в Швеции – 56,4 %, в Германии – до 47,5 %. С увеличением уровня дохода налог, уплачиваемый в РФ, для резидентов остаётся неизменным и составляет 13% [3, с.104].

Идея введения в России прогрессивного налога обсуждалась, но поддержки не получила. Поскольку плоская шкала обеспечивает хорошую собираемость налога. Правительство не планирует в ближайшее время вводить в стране прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и считает оптимальным сохранение его ставки на уровне 13%:

1) отказ от плоской шкалы НДФЛ в России противоречит одному из принципов государственного управления – постоянству;

2) прогрессивная шкала НДФЛ приведет к тому, что богатые территории станут еще богаче, поскольку НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты. Это, в свою очередь, усилит межрегиональную политическую напряженность;

3) плоская шкала налогообложения снижает административные и судебные издержки. Введение прогрессивной шкалы потребует практически стопроцентного охвата экономически активного населения обязанностью самостоятельно декларировать доходы из различных источников;

4) введение прогрессивной ставки НДФЛ приведет к уклонению от налогов: состоятельные граждане начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс;

5) прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала.

На это можно возразить: если плоская шкала так экономически выгодна, почему в большинстве стран действует прогрессивная шкала? Может быть, российские власти просто не хотят учиться администрировать прогрессивный НДФЛ? Отчасти это так. Нынешнее состояние институтов, в том числе и фискальных, неуверенность граждан в целевом использовании налоговых сборов сильно отличают нашу страну от многих государств, где действует прогрессивная шкала НДФЛ, и являются объективными препятствиями для ее введения.


Совершенствование механизма исчисления налога на доходы физических лиц происходит постоянно и невозможно ограничиться только несколькими направлениями. Существуют общие проблемы, которые могут повлиять также на систему исчисления данного налога, поэтому следует указать предпочтительные изменения с учетом остроты проблем макроэкономического регулирования:

  • увеличение стандартного налогового вычета до соответствия величине прожиточного минимума ребенка;
  • закрепление четких правил в законодательстве об индексации фиксированных размеров стандартных налоговых вычетов, учитывая инфляцию в стране, что помогло бы предотвратить постоянное снижение их реальной стоимости;
  • увеличение сумм социальных налоговых вычетов и предоставление их определенным категориям налогоплательщиков;
  • уменьшение размера социальных и стандартных вычетов с учетом роста доходов налогоплательщика либо полное его ограничение на данные вычеты;
  • изменение возможности получения социальных налоговых вычетов в течение периода, в котором произведены расходы, а не по окончании такового;
  • отмена запрета на повторное предоставление имущественного налогового вычета на новое строительство или приобретение жилья и установление периодичности его использования с ограничением права повторного использования суммарной величиной полученного налогоплательщиком дохода за этот период;
  • введение необлагаемого минимума равного прожиточному минимуму, для наименее обеспеченных и социально защищенных категорий налогоплательщиков [7, с.85].

Таким образом, среди подходов, определяющих приоритетное направление совершенствования механизма налогообложения налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, предлагается:

  • повысить прогрессивность налога на доходы физических лиц при действующих фиксированных пропорциональных ставках путем увеличения вычетов в виде необлагаемого минимума. Данная мера требует дальнейшего анализа и изучения бюджетных потерь и должна носить поэтапный характер;
  • упростить процедуру получения социальных вычетов на обучение и лечение, установив порядок их получения без документального подтверждения расходов в виде фиксированных вычетов налоговыми агентами по заявлению налогоплательщика и подтверждения факта обучения или лечения;
  • совершенствовать порядок предоставления имущественных вычетов в виде инвестиционных в момент получения денежных средств у источника дохода на приобретение жилья или получение кредита, а также используя инвестиционные счета, куда доходы частных лиц поступают без вычета налогов.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что система налогообложения налога на доходы физических лиц не совершенна. В качественном преобразовании от неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию механизмов исчисления налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены особенности налогов с физических лиц и их экономическое значение.

Подводя итоги, проведенного исследования, следует отметить, что роль имущественных налогов с физических лиц значительна. Они являются основным источником бюджетов регионального и местного уровней. В настоящий момент для всех них прослеживается одинаковые негативные тенденция: снижение налоговых льгот и повышение суммы задолженности по соответствующему налогу.

Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

Сегодня нельзя однозначно утверждать, что введение новых правил исчисления налога на имущество физических лиц будет способствовать реализации его фискальной и социальной функции. Но расчет налога на основе кадастровой оценки имущества, по нашему мнению, является основным способом увеличения доходов местных бюджетов и существенным шагом вперед.

Расширение финансовой самостоятельности муниципальных образований создает возможность реализации региональных программ на местах оперативно и эффективно, с учетом местной специфики, независимо от дотаций из федерального бюджет.

Неудовлетворительная роль налога на доходы физических лиц в формировании налоговой базы доходов бюджета Российской Федерации можно объяснить несколькими факторами:


1. По сравнению с экономически развитыми странами уровень доходов большего количества российских граждан низкий. Поэтому налог на доходы физических лиц взимается в последнее время по минимальной ставке.

2. Распространенная практика задержки выплат заработной платы большой части работников различных сфер производства и организаций с бюджетным содержанием.

3. Низкая численность частного бизнеса и предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

4. Часто используемый в России способ массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, из-за этого в бюджет поступает только половин от всех возможных сумм доходов этого налога. И парадокс заключается в том, что наибольший процент этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкооплачиваемых работников, потому что здесь самый маленький уровень сокрытия доходов.

В настоящее время все чаще ведутся разговоры о возврате к прогрессивным ставкам обложения доходов граждан. По поводу применения прогрессивных ставок по НДФЛ существуют разные, диаметрально противоположные мнения.

Впереди предстоит еще не одна дискуссия по поводу прогрессивного налогообложения доходов населения. Однозначного мнения на сегодняшний момент нет. Доводы обоих сторон «за» и «против» прогрессивного налогообложения достаточно весомы. Если же решение о переходе на прогрессивные ставки налогообложения НДФЛ будет принято, то при этом необходимо учесть не только опыт развитых стран, но и уже имевшую место практику применения прогрессивных ставок в нашей стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016). - Режим доступа: КонсультантПлюс.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016). - Режим доступа: КонсультантПлюс.
  3. Бакулевская Л.В. Налог на доходы физических лиц: проблемы теории и практики и их решение // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-2 (33). - С. 103-106.
  4. Бондарюк Т.В. Реформирование имущественного налогообложения в РФ: актуальные проблемы // Международный научно-исследовательский журнал.- 2016.- № 1-1 (43).- С. 18-20.
  5. Гудкова О.В. Вопросы налогообложения НДФЛ в 2016 году / О.В. Гудкова, Л.В. Ермакова // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 4-1. С. 133-137.
  6. Ермакова Л.В. Особенности организации налогообложения населения в Российской Федерации // Science Time. 2016. -№ 9 (33).- С. 92-96.
  7. Казначеева О.Х. Основные направления совершенствования механизма исчисления налога на доходы физических лиц в Российской Федерации / О.Х. Казначеева, Е.М. Пучкова, Н.В. Коцаренко // Евразийский союз ученых.- 2016. -№ 4 (25). - С. 83-87.
  8. Комарова Г.П. Новации налога на имущество физических лиц / Г.П. Комарова, Н.В. Грохотова // Baikal Research Journal.- 2016.-Т. 7. - № 3. С. 6-11.
  9. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
  10. Корбанова Л.Р. Социальная роль льгот по налогу на доходы физических лиц // Современные тенденции развития науки и технологий.-2016.- № 9-3.- С. 82-85.
  11. Малис Н.И. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академи­ческого бакалавриата / под ред. Н. И. Малис. — М.: Издательство Юрайт, 2015. - 388 с.
  12. Минеева В.М. Специфика налогообложения физических лиц // В сборнике: Наука сегодня: теория и практика Сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции. Уфимский государственный университет экономики и сервиса.- 2015.- С. 141-143.
  13. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб­ник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 541 с.
  14. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Б. Х. Алиева; Х. М. Мусаевой. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 439 с.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для СПО / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.
  16. Паршина Е.Н. Реализация принципа справедливости при налогообложении физических лиц в России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2015. - № 1 (56). - С. 49-53.
  17. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум  / под ред. проф. Г.Б. Поляка, МО РФ. - М.: Юрайт, 2015. - 474 с.
  18. Пузина О.А. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его роль в формировании бюджета Российской Федерации // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2016.- Т. 2.- С. 200-202.
  19. Сбежнев В.А. Обеспечение социальной справедливости при налогообложении физических лиц // В сборнике: Социальная справедливость и право: проблемы теории и практики Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.А. Сошниковой. 2016.-С. 148-154.
  20. Семкина Т.И. Потенциал роста поступлений налогов на имущество в Российской Федерации / Т.И. Семкина, А.В. Сорокин // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал.- 2016. -№ 2 (30).- С. 52-59.
  21. Сидорова Н.А. Имущественное налогообложение физических лиц в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2016.- № 6-7. - С. 220-222.
  22. Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. -2015. -№ 42 (666).- С. 54-60.
  23. Тюрина Ю.Г. Налоговые реформы в системе экономических преобразований: теоретический аспект // Инновационное развитие экономики.- 2016.- № 3-1 (33).- С. 138-141.
  24. Хоружий Л.И. Учетно-аналитическое обеспечение и налогообложение заработной платы в современных условиях хозяйствования // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. - № 5-6. – С. 56-69
  25. Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бака­лавриата / Д. Г. Черник, Ю. Д. Шмелев; под ред. Д. Г. Черника. - М.: Изда­тельство Юрайт, 2016. - 364 с.
  26. Шакирова Р.К. Новый порядок исчисления налога на имущество физических лиц / Р.К. Шакирова, Е.В. Пырихина // Современные тенденции развития науки и технологий.-2015. -№ 6-9.- С. 85-87.
  27. Юстус О.И. Некоторые проблемы исчисления налоговой базы по имущественным налогам // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право.- 2016.- № 3.- С. 181-195.
  28. URL: https://analytic.nalog.ru/ (дата обращения 28.01.2017 г.).
  29. URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения 28.01.2017 г.).
  30. URL: http://sakhminfin.ru/ (дата обращения 27.01.2017 г.).