Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Теоретические основы исследования ценовой конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общество заинтересовано в том, чтобы управлять системой сбыта нефтепродуктов в интересах удержания цен на оптимальном уровне. Для этого необходимо придать сфере торговли нефтепродуктами конкурентные начала. Сами по себе конкурентные начала вряд ли утвердятся на олигопольном рынке, где его участники объективно заинтересованы в повышении цен. Только государственное влияние, на наш взгляд, способно утвердить и закрепить конкурентные начала на рынке нефтепродуктов[36].

Система управления торговлей нефтепродуктами во многом зависит от того, сколько нефти поставляют компании на переработку и какое количество готовой продукции из этого можно получить. За период 2008-2012 гг. объем продаж нефтепродуктов на российском внутреннем рынке вырос на 16%, с 111 млн т до 129 млн т. Это отражало существовавшее положение о взаимосвязи объемов поставленной сырой нефти и объемов нефтепереработки. Говоря об этой взаимосвязи, отметим влияние на цены нефтепродуктов
мировой цены на нефть. Но в российских условиях это влияние было, как правило, ценоповышательным. В те периоды, когда мировая цена на нефть существенно падала, это незначительным образом отразилось на цене нефтепродуктов. Например, во второй половине 2008 г. мировая цена на нефть упала до 40 долл. баррель. Тогда же розничная цена на автобензин на автозаправочных станциях (АЗС) США упала втрое. На российских АЗС цены тоже упали, но всего на 5-7%. Это лишний раз подтвердило мнение о том, что причина повышательных тенденции не во внешних условиях, а в монополистическом характере российского рынка нефтепродуктов[37].

С 2009 г. повышательные тенденции на рынке нефтепродуктов опять возобладали. Здесь основной причиной стало сокращение объемов поставляемой нефти, то есть для компаний было выгоднее отправлять нефть на экспорт.

Для весны 2010 г. была характерна некоторая обеспокоенность на рынке из-за того, что неожиданно сократилось предложение бензина А-80, что обусловило резкое повышение цен. Беспокойство выражало, прежде всего, правительство, которое обещало производителям сельскохозяйственной продукции снижение цен на топливо в среднем на 10% в период посевной кампании.
Для 2010 г. в целом было характерно некоторое сокращение объемов нефти, поставляемой для переработки, особенно из Западной Сибири. Цены на основные нефтепродукты «подтянулись» за бензином А-80, поставки на рынок которого на рынок существенно уменьшились из-за сокращения его производства на ПАО «Салаватнефтеоргсинтез». Создавшаяся ситуация корректировала цены в сторону повышения и на темные виды нефтепродуктов: мазут и битум. Спрос на нефтепродукты неуклонно растет в связи сростом числа автомобилей. Парк легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, увеличивается год от года. По состоянию на 1 января 2015 г. емкость парка легковых автомобилей в стране составляла 39 349 246 единиц. В 2014 г. относительно 2013 г. емкость автопарка выросла на 6,3% или на 2 340 531 автомобиля (по состоянию на начало 2013 г. в автопарке страны насчитывалось 37 008 715 легковых машин)[38]. Несмотря на экономический кризис, снижение покупательной способности и девальвацию валюты в РФ в 2015 г. число легковых автомобилей увеличилось на 3,82 % и составило 40 852 214 ед.[39] При этом следует обратить внимание на структуру автомобильного парка России. Быстро меняется соотношение импортных и отечественных автомобилей в пользу импортных. Эта тенденция имела место, несмотря на повышение импортных пошлин на иномарки. Так, в 2015 г. доля иномарок в парке росла опережающими темпами: на 4,9% (1 млн 21,3 тыс.) до 21,87 млн (53,8% парка), а парк отечественных марок вырос только на 1,4% или на 257,9 тыс. до 18,76 млн., что составило лишь 46,2% парка[40]. Рост числа иномарок приводит к увеличению спроса на высокооктановый бензин марок АИ-95 и АИ-98.


Немалое влияние на структуру спроса на рынке нефтепродуктов оказывает изменение парка грузовых автомобилей. По итогам 2015 г. объем парка грузовых автомобилей в России увеличился на 0,8% по сравнению с 2014 г. В абсолютных числах количество грузовиков выросло с 3 102 371 до 3 126 682 единиц[41].

Рисунок 3 – Автопарк России[42]

Приведенные данные, которые определяли параметры рыночного спроса на нефтепродукты, должны были бы стимулировать рост предложения на указанные товары, но заметного роста производства не наблюдалось по причине сокращения объемов нефти, поставляемых нефтяными компаниями на переработку на НПЗ. Снижение объемов поставляемой нефти на переработку в определенной мере было обусловлено мировым кризисом. После 2009 г. наблюдался рост объемов производства всех видов нефтепродуктов. Более высокими темпами развивалось производство автомобильного бензина. За период 2007-2012 гг. производство автобензина выросло почти на 20%, достигнув 38,14 млн т. Его доля в общем объеме реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке России составляет 76%. Что касается производства дизельного топлива, то его динамика была противоречивой. В целом за последние 6 лет объем его производства увеличился до 69,6 млн т, но в отдельные
годы имело место некоторое снижение объемов производства. Кроме того, далеко не весь произведенный объем дизельного топлива попадал на внутренний рынок. Он охотно приобретался зарубежными странами. Российские нефтяные компании стремились больше объемов дизтоплива направить на экспорт. Рассматривая динамику внутреннего российского рынка нефтепродуктов, обратим внимание на следующее. Пока сложно говорить об устойчивости рынка. Все-таки спрос на нефтепродукты превышает объем рыночного предложения, даже, несмотря на то, что российские нефтяные компании сократили экспорт нефти в Европу в 2013 г. на 6%. Это позволило увеличить объемы переработки нефти. В 2013 г. было переработано 2773 млн т нефти, что на 3% выше уровня 2012 г. Ощущается нехватка перерабатывающих мощностей. Многие действующие НПЗ технологически устарели и нуждаются в серьезной модернизации[43].

В 2015 г. в России снизился объем первичной переработки нефти на фоне роста добычи и экспорта сырой нефти. Это стало следствием совокупного влияния снижения цен на нефтепродукты и налогового маневра, который снизил привлекательность экспорта темных нефтепродуктов. Наиболее резко сократилось производство мазута, при этом выросли объемы производства автомобильного бензина.


Рисунок 4 – Первичная переработка нефти в России[44]

Так же, как и в остальном мире, динамика спроса на нефтепродукты внутри страны определяется в первую очередь развитием легкового автопарка. Рост автомобилизации поддерживал спрос на нефтепродукты в России в течение последних лет. Осложнение экономической конъюнктуры привело к снижению внутреннего потребления бензина и дизельного топлива в 2015 г., однако численность автопарка продолжила расти.

Олигополистическая форма рынка сохраняется, поэтому компании-поставщики делят рынок на определенные сегменты. Это позволяет им манипулировать ценами в сторону их завышения, ограничивать действия отдельных компаний-потребителей. Преимущество в приобретении на рынке нефтепродуктов получают, прежде всего, компании, которые включены в структуры господствующих вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Они приобретают нефтепродукты по ценам, которые значительно ниже цен отпуска, применяемых на АЗС. Следовательно, реализация в данном случае идет по трансфертным ценам. Таким образом внутри ВИНК осуществляется процесс перераспределения затрат и доходов в интересах укрупнения монопольных позиций крупных компаний.

Рассматривая события начала 2014 г. на рынке нефтепродуктов в России, отметим большое стремление ВИНК к росту экспорта нефтепродуктов. Предсказывались условия значительного роста цен на бензин до 15%. Уже в январе 2014 г. был отмечен рост цен, прежде всего, на бензин и дизтопливо примерно на 3-4%. Правда, ценоповышательные ожидания не коснулись Москвы и Санкт-Петербурга. Но в ряде российских регионов рост цен на бензин обнаружил себя еще осенью 2013 г. Такие повышения были отмечены в 25 субъектах Федерации. Наибольший poст был отмечен на Алтае - 14,6%[45].

В целях придания внутреннему рынку большей гибкости и конкурентности, государство осуществляет систему мер по антимонопольному регулированию. Важнейшими направлениями государственного регулирования российского рынка нефтепродуктов являются нормативное и организационное. Нормативное регулирование предполагает разработку и введение в действие
нормативно-правовых актов, в которых регламентированы и определены действия основных участников. Эти действия предполагают равное участие на рынке всех субъектов, без каких-либо ограничении и дискриминации, поддержку добросовестной конкуренции и пресечение монополистических действий.


Организационное направление регулирования предполагает выстраивание системы институтов, которые обладали бы соответствующими правами и открыто направляли бы деятельность на рынке в интересах конечных потребителей. Если говорить конкретно о тех или иных институтах, то выделим такие как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации. Основополагающую роль в регулировании выполняет ФАС России.

В течение последних 10-12 лет проведена большая работа по борьбе с олигопольным сговором основных участников рынка, пресекались попытки завышения цен на отдельные виды нефтепродуктов. ФАС России пыталась жестко контролировать процедуру сбыта нефтепродуктов, делая ее более прозрачной и предсказуемой. Прежде всего, на основе действующих положений антимонопольного законодательства выявлялись случаи сговора компаний-поставщиков, необоснованного завышения цен. Благодаря жестким нормативно-административным мерам в течение 2010 г. и первом квартале 2011 г. действия основных участников в целом находились в рамках заданных ФАС параметров. Но, все же, были выявлены отдельные нарушения, связанные с необоснованным повышением цен[46]. Так, например, ФАС России выявила необоснованное завышение отпускных цен на дизтопливо на АЗС компании ПАО «Газпром нефть», а также ПАО «ЛУКОЙЛ», на которое был наложен штраф в размере 979 млн руб. Более весомые санкции за аналогичные действия были применены к ПАО «НК «Роснефть». Здесь завышение коснулось цен на дизтопливо и авиационный керосин. Объем наложенного штрафа оценивался в 1,7 млн руб.

Важным средством регулирования рынка нефтепродуктов являются налоговые формы. Здесь мы отметим важность такой меры, как экспортная
пошлина, которая призвана формировать баланс реализации нефтепродуктов между внутренним и внешним рынками. С 2003 г. действовал такой порядок, который устанавливал более высокие ставки экспортных пошлин на «светлые» нефтепродукты и менее высокие ставки на «темные». ФАС России выступала против такой системы, которая стимулировала экспорт темных нефтепродуктов. Было принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 716, которое предусматривало новую систему
назначения экспортных пошлин. Теперь ставки на «светлые» и «темные» нефтепродукты выровнялись и составили 0,66 от величины пошлины на сырую нефть. Были внесены изменения в статью 193 второй части Налогового кодекса, которые предполагали изменения в ставках акцизов. В течение 2013 г. акцизы на автобензин выросли более чем на 30%, на дизтопливо более чем на 50%.


Изменения в налоговой политике способствуют не только удержанию необходимых объемов нефтепродуктов на внутреннем рынке, но и стимулируют нефтяные компании к более глубокой переработке нефти. Схема «60-66» заключается в снижении экспортных пошлин на нефть с одновременным повышением на нефтепродукты[47].

Выводы

Российский рынок нефтепродуктов имеет базисное значение для всей национальной экономики. Рынок нефтепродуктов в России контролируют крупные нефтяные компании: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ТНК-ВР, ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Татнефть» и некоторые другие. Эти компании добывают сырую нефть и поставляют ее на переработку на нефтеперерабатывающие заводы, которые находятся под их контролем. Следовательно, и процесс изготовления бензина, керосина, дизельного топлива, мазута также находится под контролем отмеченных компаний. Нефть, которую компании поставляют на переработку, продается по трансфертным ценам. Тем самым компании сохраняют прибыль от налогообложения и полностью контролируют ценообразование на нефтепродукты.

Российский рынок нефтепродуктов является олигопольным. Основные поставщики сырья на переработку находятся в явном или неявном сговоре друг с другом. Каждая компания-участник рынка старалась удержать цены на возможно более высоком уровне, максимизирую свою прибыль. Таким образом, складывалась устойчивая повышательная динамика цен на бензин,
дизтопливо, авиакеросин и другие нефтепродукты. Безусловно, динамика цен на нефтепродукты поддерживала устойчивый повышательный тренд для всей российской экономики, что постоянно «подпитывало» инфляцию издержек.

Олигополистическая форма рынка сохраняется, поэтому компании-поставщики делят рынок на определенные сегменты. Это позволяет им манипулировать ценами в сторону их завышения, ограничивать действия отдельных компаний-потребителей.

Глава 3. Биржевой механизм как эффективный метод регулирования ценовой конкуренции

Наиболее действенной мерой регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов является использование биржевого механизма. Использование биржевой формы реализации направлено на демонополизацию рыночной силы. Биржевая торговля нефтепродуктами формирует важные преимущества для внутреннего рынка. Прежде всего, биржевой торг обеспечивает прозрачность условий обмена, открытость информации, конкурентное ценообразование. Вместе с тем биржевая торговля вносит элементы регулирования
и упорядочивания. Расчет по товаропоставкам осуществляются на основе гарантийного обеспечения, которое вносят участники торгов. Расчеты проводятся через клиринговую палату, гарантирующую своевременность оплаты за товаропоставки и перевод денежных средств.