Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Теоретические основы исследования ценовой конкуренции).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования ценовой конкуренции
1.1.Механизм рыночного ценообразования
1.2. Ценовая конкуренция: добросовестная и недобросовестная
Глава 2. Анализ ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов России
2.1. Ценовая дискриминация на рынке нефтепродуктов
2.2. Регулирование ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов в России
Глава 3. Биржевой механизм как эффективный метод регулирования ценовой конкуренции
Разговоры по поводу развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в России велись давно. Но реально биржевая торговля нефтепродуктами началась с 2009 г. За период с 2009 по 2012 г. объем торговли нефтепродуктами возрос с 2,1 до 84 млрд руб. Биржевая торговля была организована на трех площадках: Московская товарно-сырьевая биржа. Биржа «Санкт-Петербург» и Акционерное общество «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа». На первой площадке сбываются примерно 5,5% всего объема биржевой реализации нефтепродуктов, на второй площадке – 1,5%. Таким образом, основная масса товаров, проходящая через биржевые торги, приходится на «СПбМТСБ» - 93%. В 2009 г. на бирже было реализовано 2,9 млн т нефтепродуктов, в 2013 г. - уже 13,5 млн т. Эта величина свидетельствует об определенной ликвидности биржевого рынка[48].
За годы функционирования системы биржевых торгов к ней присоединились все крупные нефтяные компании. В середине 2013 г. число фирм-участников превышало 1 300. Большинство специалистов признало, что биржевые торги явились стабилизирующим фактором, способным придать рынку нефтепродуктов более конкурентное содержание. Но далеко не сразу биржевой механизм реально обеспечил формирование конкурентных условий и не сразу ценовые индикаторы биржи стали рассматриваться как реальный ориентир для внутреннего рынка. Президент «СПбМТСБ» С. Маслов после 7 месяцев функционирования биржи заявил, что пока суммарный объем торгов нефтепродуктами на биржах составляет 2% от объемов потребления на внутреннем рынке. Опыт других стран свидетельствует о том, что ценовые индикаторы могут претендовать на объективность, если на организованном внутреннем рынке обращается не менее 15-20% от объема потребления[49].
Отметим, что все крупные нефтяные компании России стремились к развертыванию биржевой торговли, ведь биржевая торговля ликвидировала для них все те преимущества, которые обеспечивали положение монополиста. Поэтому необходимы были сознательные действия государства, которые склоняли бы компании к более активному включению в биржевую торговлю.
К 2012 г., по данным «СПбМТСБ», Биржа реализовала около 15% объема произведенных компаниями нефтепродуктов[50]. Конкретно ПАО «Газпром нефть» реализовало около 350 тыс. т, то есть 6,5% общего объема произведенных компанией нефтепродуктов, ПАО «Сургутнефтегаз» - 172 тыс. т (16,4%), ПАО «НК «Роснефть» - 473 тыс. т (14,9%), ТНК-ВР - 238 тыс. т (6,1%), ПАО «ЛУКОЙЛ» - 390 тыс. т (5,6%).
12 апреля 2013 г. Министерство энергетики Российской Федерации и ФАС России подготовили приказ «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов». Цель этого приказа - повышение конкурентности и прозрачности нефтепродуктов. Формировалось
положение, при котором объем реализации бензина должен быть не менее 10% от общего объема производства и дизтоплива - не менее 5%.
Понятно, что приказы и государственные регламентации не мот сами по себе обеспечить более конкурентный характер рынка нефтепродуктов. Нужны экономические стимулы, заставляющие участников рынка действовать в свободно-конкурентной среде. Это налоговые формы, представленные экспортными пошлинами, акцизы. Было бы целесообразно снизить экспортную пошлину и повысить налог на добычу полезных ископаемых. Положительно повлияло на характер российского рынка нефтепродуктов открытие торгов срочными контрактами. Торги начались на «СПбМТСБ» в начале 2013 г.
Они осуществлялись по трем направлениям: поставочные фьючерсы, расчетные (беспоставочные) фьючерсы и карточные фьючерсы. Торги с использованием инструмента карточного фьючерса начались позже (с 03.07.2013 г.). Данная операция предполагает реализацию фьючерса на топливную карту, по которой приобретается бензин АИ-92. АИ-95 и дизельное топливо. По данным «СПбМТСБ», на 01.09.2013 г. оборот торговли по секции срочного рынка превышал 35 млрд руб[51].
Биржевая торговля пока еще не формирует ценовые базы для рыночных цен реализации нефтепродуктов. Поэтому необходимы меры, которые настраивали бы участников на более открытый характер взаимоотношений. Поскольку объем реализации нефтепродуктов через биржевой торг еще небольшой, то его результаты не могут быть основой для формирования рыночных цен. Поэтому очень важное значение имеет процедура обязательной регистрации внебиржевых операций. В настоящее время учитывается
информация по внебиржевым контрактам свыше 1 млн руб. Такая информация вкупе с информацией по биржевым операциям позволит сформировать индекс внебиржевых цен. Все это не означает того, что на российском рынке нефтепродуктов сразу же восторжествует свободная конкуренция, его олигополистическая структура в целом пока сохраняется. Это значит, что возможные ценовые всплески могут иметь место и в будущем[52].
Выводы
Наиболее действенной мерой регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов является использование биржевого механизма. Использование биржевой формы реализации направлено на демонополизацию рыночной силы. Биржевой торг обеспечивает прозрачность условий обмена, открытость информации, конкурентное ценообразование.
Биржевая торговля в России пока еще не формирует ценовые базы для рыночных цен реализации нефтепродуктов. Поэтому необходимы меры, которые настраивали бы участников на более открытый характер взаимоотношений. Поскольку объем реализации нефтепродуктов через биржевой торг еще небольшой, то его результаты не могут быть основой для формирования рыночных цен. Поэтому очень важное значение имеет процедура обязательной регистрации внебиржевых операций.
Все это не означает того, что на российском рынке нефтепродуктов сразу же восторжествует свободная конкуренция, его олигополистическая структура в целом пока сохраняется. Это значит, что возможные ценовые всплески могут иметь место и в будущем.
Заключение
Ценовая конкуренция представляет собой соперничество продавцов на основе установления более приемлемой для покупателя цены. Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правил рынка, а также действующего законодательства. Если эти требования не соблюдаются – имеет место недобросовестная конкуренция.
Ценовая дискриминация – это такая рыночная ситуация, когда на один и тот же товар или услугу для различных покупателей устанавливаются различные цены. Установление различных цен для потребителей является способом ценообразования, то есть способом снижения излишка потребления и расширения рыночной власти в условиях несовершенной конкуренции.
Ценовая дискриминация первой степени: на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.
Ценовая дискриминация второй степени: ценовая политика, суть
которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции.
Ценовая дискриминация третьей степени: ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене.
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Ценовую дискриминацию нередко считают несправедливостью. К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой - монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.
Российский рынок нефтепродуктов имеет базисное значение для всей национальной экономики. Рынок нефтепродуктов в России контролируют крупные нефтяные компании: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ТНК-ВР, ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Татнефть» и некоторые другие. Эти компании добывают сырую нефть и поставляют ее на переработку на нефтеперерабатывающие заводы, которые находятся под их контролем. Следовательно, и процесс изготовления бензина, керосина, дизельного топлива, мазута также находится под контролем отмеченных компаний. Нефть, которую компании поставляют на переработку, продается по трансфертным ценам. Тем самым компании сохраняют прибыль от налогообложения и полностью контролируют ценообразование на нефтепродукты.
Российский рынок нефтепродуктов является олигопольным. Основные поставщики сырья на переработку находятся в явном или неявном сговоре друг с другом. Каждая компания-участник рынка старалась удержать цены на возможно более высоком уровне, максимизирую свою прибыль. Таким образом, складывалась устойчивая повышательная динамика цен на бензин,
дизтопливо, авиакеросин и другие нефтепродукты. Безусловно, динамика цен на нефтепродукты поддерживала устойчивый повышательный тренд для всей российской экономики, что постоянно «подпитывало» инфляцию издержек.
Олигополистическая форма рынка сохраняется, поэтому компании-поставщики делят рынок на определенные сегменты. Это позволяет им манипулировать ценами в сторону их завышения, ограничивать действия отдельных компаний-потребителей.
Наиболее действенной мерой регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов является использование биржевого механизма. Использование биржевой формы реализации направлено на демонополизацию рыночной силы. Биржевой торг обеспечивает прозрачность условий обмена, открытость информации, конкурентное ценообразование.
Биржевая торговля в России пока еще не формирует ценовые базы для рыночных цен реализации нефтепродуктов. Поэтому необходимы меры, которые настраивали бы участников на более открытый характер взаимоотношений. Поскольку объем реализации нефтепродуктов через биржевой торг еще небольшой, то его результаты не могут быть основой для формирования рыночных цен. Поэтому очень важное значение имеет процедура обязательной регистрации внебиржевых операций.
Все это не означает того, что на российском рынке нефтепродуктов сразу же восторжествует свободная конкуренция, его олигополистическая структура в целом пока сохраняется. Это значит, что возможные ценовые всплески могут иметь место и в будущем.
Список литературы
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции».
Вечканов Г. С. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru.
Горина А. П., Якимкина Н. Н. Влияние конкуренции на развитие предпринимательской деятельности // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2014. - №6. - с. 111 -113.
Добыча и переработка нефти в России: http://ar2015.gazprom-neft.ru/strategic-report/oil-market/oil-russia/
Количество автомобилей в России: http://planet-today.ru/novosti/avto/item/35759-kolichestvo-avtomobilej-v-2015-godu-v-rossii-prevysilo-56-millionov
Лев М.Ю. Регулирование цен в экономической теории спроса и предложения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 4. С. 122-134.
Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2013.
Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Изд. «Прогресс», 2003.
Методики и разработки по изучению спроса населения и конъюнктуры торговли. ВНИИКС Минторга СССР. М., 1972.
Парк грузовых автомобилей в России за 2015 год вырос до 3,13 млн: http://www.motorpage.ru/magazine/news/park_gruzovih_avtomobilej_v_rossii_za_2015_god_viros_do_3_13_mln.html
Парк легковых автомобилей в России к началу 2016 года вырос умеренно, но 40-миллионный барьер взял: http://avtostat-info.com/Article/189
Пашкова В. И. Ценовая дискриминация как барьер входа в отрасль / Сборник научных трудов Международной научно - практической конференции - М., 2016.
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.
Пигу А. Экономическая теория благосостояния. - М.: Прогресс. 1985.
Сколько в России автомобилей: https://auto.mail.ru/article/55473-skolko_v_rossii_avtomobilei_nazvano_tochnoe_kolichestvo/
Смирнова О. О., Агапова Е. В.. Елагина А. С. Определение показателей ценовой дискриминации, основанной на оценке поведения потребителей / Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 1.22 - 33 с.
Смирнова О. О. Показатели ценовой дискриминации и рыночное поведение доминирующей фирмы на рынках энергетических товаров// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2.
Смирнова О.О. Ценовая дискриминация на различных уровнях канала распределения: на примере рынка нефтепродуктов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 5-6. С. 67-73.
Телегина Е., Файзулина Д. Биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами в России: состояние и перспективы Нефть, газ и бизнес. 2014. №4.