Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Теоретические основы исследования ценовой конкуренции).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования ценовой конкуренции
1.1.Механизм рыночного ценообразования
1.2. Ценовая конкуренция: добросовестная и недобросовестная
Глава 2. Анализ ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов России
2.1. Ценовая дискриминация на рынке нефтепродуктов
2.2. Регулирование ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов в России
Глава 3. Биржевой механизм как эффективный метод регулирования ценовой конкуренции
Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации[20].
Традиционно выделяют три степени ценовой дискриминации, представленные в Таблице 1.
Таблица 1
Степени ценовой дискриминации[21]
Степени ценовой дискриминации |
||
Первая степень |
Вторая степень |
Третья степень |
на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны |
ценовая политика, суть |
ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене |
Ценовую дискриминацию можно отнести к числу стратегических
барьеров. Если при ценовой дискриминации производитель сам устанавливает цену на свой товар, то это может быть стратегическим видом барьеров. А именно, «ценообразование, ограничивающее вход»[22].
Что же происходит, если фирма переходит к ценовой дискриминации? Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара так и разные покупатели[23]. Цель этой политики — расширить рынок сбыта товара и перераспределить потребительский выигрыш в свою пользу. Если при этом фирма точно знает, какую цену готов заплатить за товар каждый потребитель, и продает товар по этой цене, то имеет место совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация на основе резервированной цены называется совершенной, или идеальной. При ценовой дискриминации весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивается его прибыль. Исчезают безвозвратные общественные потери за счет
расширения рынка сбыта — это увеличение эффективности чистой монополии. Так как большая часть потребителей имеет доступ к товару, то ценовая дискриминация может увеличивать благосостояние, а значит, она выгодна и фирме и потребителю. Таким образом, очевидно, что ценовая дискриминация способна смягчить недостатки монопольного ценообразования повысить эффективность хозяйственной деятельности в условиях чистой монополии[24].
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Ценовую дискриминацию нередко считают несправедливостью. К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой - монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться[25].
Кроме того, не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, но и единая цена далеко не всегда свидетельствует об её отсутствии. Так, при наличии высоких издержек, связанных с перемещением товаров в другой регион (стране), продажа по той же цене, что и у продавца в его регионе (стране) как раз явный признак дискриминации — продавец намеренно занижает цену продажи, несмотря на больший объём издержек[26].
От ценовой дискриминации следует также отличать некоторые иные виды манипуляции с ценами, которые могут быть не связаны с максимизацией прибыли. Во-первых, это скидки, применяемые исключительно для целей маркетинга. Целью применения таких скидок не обязательно может быть максимизация прибыли[27]. Как правило, если фирма не может контролировать рыночные цены (не является монополистом, работает в условиях конкурентного рынка), скидки рассматриваются как временная мера маркетингового характера для привлечения дополнительных клиентов (как рекламная акция, от куда расходы, связанные с предоставлением скидок приравниваются к расходам на рекламную кампанию), а в отдельных случаях — и как постоянная мера (действующая в отношении постоянных клиентов, которые такими
скидками закрепляются в данной фирме). Здесь чётко следует отличать скидки для целей маркетинга (стимулирование продаж) и скидки, связанные с применением ценовой дискриминации второй степени (скидки за объём). В первом случае дополнительный доход продавца весьма условен и не гарантирован, а скидки носят, как правило, временный характер[28].
Во-вторых, это скидки «политического» характера, результатом которых также не является максимизация прибыли компании, а скорее, наоборот, компания теряет в прибыли от продажи товара по низкой цене на том или ином рынке, хотя могла его реализовать по более высокой на другом. Здесь речь идёт о «несвободном» рынке, где такие действия компании диктуются именно государством либо компания управляется от имени государства и действует в его интересах. Снижение цен на определённых рынках или для определённых сегментов может быть компенсировано государственными дотациями, что снизит издержки в связи с применением компанией такой ценовой манипуляции[29]. То есть и здесь следует чётко отличать скидку от скидок и продаж товаров по разным ценам при применении третьей степени ценовой дискриминации, поскольку в данном случае продавца вынуждают предоставлять данную скидку определённому сегменту покупателей, но могут частично или полностью и компенсировать его затраты при её предоставлении[30].
Выводы
Ценовая конкуренция представляет собой соперничество продавцов на основе установления более приемлемой для покупателя цены. Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правил рынка, а также действующего законодательства. Если эти требования не соблюдаются – имеет место недобросовестная конкуренция.
Ценовая дискриминация – это такая рыночная ситуация, когда на один и тот же товар или услугу для различных покупателей устанавливаются различные цены. Установление различных цен для потребителей является способом ценообразования, то есть способом снижения излишка потребления и расширения рыночной власти в условиях несовершенной конкуренции.
Ценовая дискриминация первой степени: на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны.
Ценовая дискриминация второй степени: ценовая политика, суть
которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции.
Ценовая дискриминация третьей степени: ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене.
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Ценовую дискриминацию нередко считают несправедливостью. К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой - монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.
Глава 2. Анализ ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов России
2.1. Ценовая дискриминация на рынке нефтепродуктов
Российский рынок нефтепродуктов имеет поистине базисное значение для всей национальной экономики, ведь на этом рынке реализуется такой важный товар, как моторное топливо. Цена на этот товар - основа для определяющих общую динамику цен. Этой ценой определяется уровень транспортных затрат, определяющих общую динамику цен. Рынок нефтепродуктов в России контролируют крупные нефтяные компании: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ТНК-ВР, ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «Татнефть» и некоторые другие. Эти компании добывают сырую нефть и поставляют ее на переработку на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые находятся под их контролем. Следовательно, и процесс изготовления бензина, керосина, дизельного топлива, мазута также находится под контролем отмеченных компаний. Нефть, которую компании поставляют на переработку, продается по трансфертным ценам. Тем самым компании сохраняют прибыль от налогообложения и полностью контролируют ценообразование на нефтепродукты[31].
Российский рынок нефтепродуктов является олигопольным. Основные поставщики сырья на переработку находятся в явном или неявном сговоре друг с другом. Каждая компания-участник рынка старалась удержать цены на возможно более высоком уровне, максимизирую свою прибыль. Таким образом, складывалась устойчивая повышательная динамика цен на бензин,
дизтопливо, авиакеросин и другие нефтепродукты. Безусловно, динамика цен на нефтепродукты поддерживала устойчивый повышательный тренд для всей российской экономики, что постоянно «подпитывало» инфляцию издержек.
В современных исследованиях в области теории отраслевых рынков выявляется ряд показателей, согласно которыми доминирующие фирмы могут разделять покупателей по группам в зависимости от эластичности спроса, то есть фактически создавать локальные рынки в различных продуктовых границах. Так, например, по исследованиям А. Шепарда, структура канала распределения продукции является, значимым направлением выявления показателей ценовой дискриминации[32].
В настоящее время экономисты придерживаются мнения о том, что доминирующие фирмы могут дискриминировать покупателей только в случае, если покупателей можно разделить по группам. Однако современные теоретические исследования указывают на то, что ценовая дискриминация возможна на рынках, на которых присутствуют несколько фирм. При этом эмпирическое доказательство этого предположения с позиции соотношения затрат и выпуска затруднено из-за ограниченных возможностей использования данных.
Однако некоторые возможности оценки нефтепродуктов указывают на то, что ценовая дискриминация может возникать на различных уровнях каналов распределения продукции (рис.1).
Так, на уровне отпуска нефтепродуктов с нефтеперерабатывающего предприятия (НПЗ) независимым хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставку на нефтехранилища и розничным сетям может отпускаться продукция по более высоким ценам.
На уровне мелкоотопового рынка по более высоким ценам могут отпускаться нефтепродукты независимым розничным продавцам бензинов. Согласно практике ФАС России, в качестве показателей ценовой дискриминации третьего типа могут использоваться различные показатели, такие как регион деятельности покупателя, отраслевая принадлежность. При этом наиболее интересна в методическом аспекте, практика регулирования ценовой дискриминации по принадлежности покупателя к группе лиц продавца. Так, например, реализуя по более высоким ценам нефтепродукты собственной сети автозаправочных станций, нефтяные компании могут снизить долю присутствия независимых хозяйствующих субъектов на мелкооптовых и розничных рынках нефтепродуктов[33].
Рисунок 1 – Схема товародвижения автомобильных бензинов[34]
Кроме того, такие действия могут привести к ограничению конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов в результате банкротств или снижения конкурентоспособности независимых от вертикально-интегрированных нефтяных компаний владельцев АЗС, с которыми конкурируют компании – операторы АЗС, входящие в группу лиц крупнейших нефтяных компаний. Так, например, по данным независимого агентства Аргус, доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 г. существенно снизилась, так, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России упала с 6 руб. 91 копейки с литра до 1 руб. 5 копеек.
Рисунок 2 - Соотношение объема партии и цены бензина АИ-95, данные по одной из нефтяных компаний, ноябрь 2010 г.[35]
Указанные действия нефтяных компаний подвергаются антимонопольному контролю. Так, 29 июля 2011 г. Комиссия ФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Газпром нефть», путем установления монопольно высокой цены на дизельное топливо и на авиакеросин в период 4 квартала 2010 и начала 2011 г., а также в создании дискриминационных условий деятельности на указанных рынках, штрафные санкции в отношении ПАО «Газпром нефть» составили 979 млн. руб. Кроме того, с крупнейшие нефтяные компании российской Федерации разработали и утвердили политику ценообразования и реализации продукции, в которой содержатся нормы о недопустимости различных проявлений ценовой дискриминации. При этом, в практике регулирования рынков нефтепродуктов в других странах, также рассматриваются показатели ценовой дискриминации в зависимости от степени вертикальной интеграции. Таким образом, развитие методологии оценки ценовой дискриминации должно включать в себя широкое применение алгоритмов, позволяющих в условиях неопределенности определять выявлять продуктовые границы рынка и оценивать поведение доминирующей фирмы.