Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция (Теоретические основы исследования ценовой конкуренции).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования ценовой конкуренции
1.1.Механизм рыночного ценообразования
1.2. Ценовая конкуренция: добросовестная и недобросовестная
Глава 2. Анализ ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов России
2.1. Ценовая дискриминация на рынке нефтепродуктов
2.2. Регулирование ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов в России
Глава 3. Биржевой механизм как эффективный метод регулирования ценовой конкуренции
Введение
Актуальность. Важнейшим фактором развития рынка является формирование добросовестной конкуренции, в том числе и ценовой. Однако, в современных условиях, зачастую конкуренция проводится с использованием таких методов, как ценовая дискриминация - продавец назначает различные цены на один и тот же товар или услугу. Для возникновения ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий: установление доминирующего положения продавцом с целью контроля цен, возможности разделения покупателей в зависимости от различных факторов и устранение возможностей проведения ценового арбитража. Ценовая дискриминация является распространенным типом злоупотреблений доминирующим положением, усиливающим возможности фирмы получения дополнительной прибыли.
Регулирование дефектов рыночных структур, возникающих в результате осуществления доминирующими фирмами ценовой дискриминации, является значимым направлением совершенствования институциональной среды осуществления предпринимательской деятельности.
Цель курсовой работы – исследование проблемы добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции на примере рынка нефтепродуктов.
Задачи работы:
- исследовать механизм рыночного ценообразования;
- рассмотреть особенности добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции;
- исследовать ценовую дискриминацию на рынке нефтепродуктов России;
- выявить направления регулирования ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов и проблемы в этой сфере;
- определить пути развития добросовестной ценовой конкуренции на рынке нефтепродуктов в России.
Предмет исследования – добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.
Объект исследования – ценовая конкуренция на рынке нефтепродуктов России.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, отраслевых рынков.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, информация периодических изданий, сети Интернет.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования ценовой конкуренции
1.1.Механизм рыночного ценообразования
Спрос и предложение - главенствующие факторы, определяющие рыночную цену. В экономической литературе под спросом понимается желание покупателя приобрести определенное количество товара для удовлетворения своих потребностей[1], которое может быть продиктовано, как жизненно-важным значением товара, например, продуктов питания для поддержания жизни, так и необходимостью покупки товаров, обеспечивающих элементарное существование: одежды, обуви и проч.
Вместе с тем, в зависимости от статуса, социального ранга, необходимость удовлетворения этих минимальных желаний дополняется еще и потребностью подчеркнуть свою особую привилегированность, касту, сословие. В этом случае спрос предполагает увеличение, с одной стороны, денежных доходов покупателя, а с другой - размера самой цены - кривая спроса сдвигается вправо. Таким образом, ценой спроса является максимальная цена, по которой покупатель согласен приобрести определенное количество данного товара[2].
При ограниченном уровне дохода для отдельных групп населения не весь товарный набор доступен для потребителя. В графическом изображении товарная группа, доступная для таких потребителей, называется бюджетной линией и представляет собой по сути ту же линию спроса. Товары на бюджетной линии, расположенные выше и правее, стоят дороже и отдельным группам населения недоступны из-за ограничения по доходам[3].
На основе бюджетной линии, связи дохода и потребления, немецким статистиком Э. Энгелем выведена зависимость, известная как кривая Э. Энгеля[4], которая и определяет соответствие между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах. Э. Энгелем установлено, что с ростом дохода доля, направляемая на продовольствие, снижается, а доля дохода, которая расходуется на оплату жилья, приобретение одежды, остается примерно неизменной. Вместе с тем возрастает доля расходов на другие цели, в том числе увеличивается возможность накопления[5].
В социально развитых странах вопросы доходов и цен находят отражение в законодательных актах при определении степени и возможности регулирования цен[6]. В России с момента либерализации цен в 1992 г. их регулирование законодательно не закреплено. И этим объясняются исторические поиски ответов на вопросы о необходимости регулирования цен, как в отечественной, так и в зарубежной практике ценообразования.
В последнее время некоторые исследователи, определяя роль регулирования цен в системе ценообразования в СССР, подчеркивают ее командно-административный характер или видят в ней имитацию рынка для целей ценообразования. Возможно было и то и другое, но, справедливости ради, необходим о отметить, что при установлении цен на большую группу розничной продукции по различным отраслям (запасные части на автомобили, бытовая техника, товары народного потребления, включая одежду, обувь) цена согласовывалась с Минторгом СССР. В практике ценообразования это означало следующее: Госкомцен СССР направлял на согласование проект розничной цены, например, на стиральную машину, с предложением установить ее в размере 250 руб. Минторг СССР после рассмотрения уровня цены рекомендовал установить цену в 200 руб. В обосновании цены указывалось на отсутствие возможности покупателями приобретать данный товар по предлагаемой цене в 250 руб. [7]
Над проблемой конъюнктуры цен работали несколько научно-исследовательских институтов. Так, например, в одной из работ в 1972 г. уже во введении определяется, что «цель анализа товарного рынка, в конечном счете, сводится к взаимоувязке производства, потребления и товарооборота. Поэтому предметом изучения должны служить предложение исследуемого товара, его потребление, покупательский спрос, отношения между промышленностью и торговлей, а также непосредственно торговое обслуживание населения. На этой основе определяются закономерности, тенденции и перспективы их развития, а также факторы, под воздействием которых складывается то или иное соотношение спроса и предложения на исследуемом товарном рынке. Результатом анализа являются выводы о состоянии и дальнейшем развитии товарного рынка, на основе которых вырабатываются предложения по улучшению торговли теми или иными товарами»[8].
Более того, при изучении товарных рынков использовался не только опрос населения, но и опрос руководителей торговых организаций и предприятий. С помощью таких опросов выявлялись факторы, которые не изучались государственной статистикой или не поддавшись статистическому изучению, - чаше всего это были потребительские оценки, мнения руководителей промышленности и торговли о причинах тех или иных сдвигов на рынке[9].
Теперь обpaтимся к вопросу об установлении иен производителями. Действительно ли в настоящее время цены и их размеры устанавливают сами производители, причем такие, какие они считают нужными. Во-первых, если бы иены, действительно, устанавливались производителями, то в этом случае потребители имели бы счастье видеть ценники от производителя с конечными ценами. Для розницы предоставлялись бы скидки. В российской практике это в настоящее время невозможно, тем более, что даже на цены дилеров применяется наценка - в нарушение всех договоров. Во-вторых, если бы это было так, то это являлось бы хорошим стимулом к развитию производства,
а развития до настоящего момента не наблюдается[10].
Следует отметить, что сама по себе экономическая теория спроса и предложения в идеале правильная, но она может быть воплощена лишь при наличии многих факторов. Это не значит, что цена никак не связана со спросом и предложением. Без сомнения, от предложения нефти на бирже в Роттердаме зависит цена топлива на бензоколонке в Москве, а цена кофе в супермаркете зависит от урожая кофе в Бразилии, - при определении рыночной цены исследователи рыночных отношении обращаются к теории спроса и предложения. Но теория спроса и предложения А. Смита не отвечает на такие вопросы, как цели регулирования цен, масштабы регулирования цен, формы и методы регулирования цен[11].
Самое известное изречение Смита - «невидимая рука рынка» - применимо для системы, основанной на эгоизме, и выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть ее в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе - к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемешаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.
Проблемы цен, возникшие в результате просчетов в экономической политике, усугубляются недостатками действующего хозяйственного законодательства. В нем отсутствуют барьеры, исключающие получение дохода на основе внеправового (подчас криминального) поведения[12].
Именно отсутствие критериев обоснованности цен делает возможным получение доходов от их завышения, от спекуляций на товарных рынках несоизмеримо более легким способом по сравнению с усилиями по повышению эффективности производства. А отсутствие критериев обоснованности цены при наличии многочисленных организаций, имитирующих борьбу с монополизмом и другим и нарушениям и на рынке, делает сферу ценообразования источником коррупционной деятельности. В наибольшей степени это касается потребительского рынка, имеющего дело с выручкой в наличных деньгах.
Рассмотрим, какие цены регулируются в России: на газ, тепло, электроэнергию, оборонную продукцию, ритуальные услуги (минимальный набор), протезно-ортопедические изделия, водку и другую алкогольную продукция крепостью свыше 280 - всего более 30 позиций[13]. Причем на приведенный перечень продукции (отрасль) регулирование цен не отменялось вот уже без малого лет 100.
На наш взгляд, в современных условиях необходимо оптимальное сочетание государственного регулирования с элементами рыночных преобразований, принятых и действующих во всех промышленно развитых странах[14].
1.2. Ценовая конкуренция: добросовестная и недобросовестная
Ценовая конкуренция представляет собой соперничество продавцов на основе установления более приемлемой для покупателя цены[15].
Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правил рынка, а также действующего законодательства. Если эти требования не соблюдаются – имеет место недобросовестная конкуренция[16].
Ценовая дискриминация – это такая рыночная ситуация, когда на один и тот же товар или услугу для различных покупателей устанавливаются различные цены[17].
Установление различных цен для потребителей является способом ценообразования, определяемым в экономике как ценовая дискриминация, то есть способом снижения излишка потребления и расширения рыночной власти в условиях несовершенной конкуренции.
Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы - продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия.
Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией[18].
Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели[19].