Файл: Налог на прибыль и его влияние на инвестиционную политику банка (Налог на прибыль).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Плательщики налога и объект налогообложения
Доходы. Классификация доходов.
расходы. Группировка расходов.
1.3. Расчет налога и особенные условия расчёта налога
Особые условия расчёта налога.
1.5. Особенности регионального законодательства
Условия для учёта расходов при расчете налога на прибыль
Период учёта доходов и расходов в налоговом учёте
Авансовая система платежей по налогу на прибыль
1.7. Типичные ошибки при исчислении налога на прибыль
Доходы и расходы отражены не в том периоде.
Ошибки оценки имущества и классификации доходов и расходов.
Ответственность за допущение ошибки.
2.Инвестиционная политика банка
2.2. Суть банковских инвестиций
2.4. Оценка прибыльности деятельности и стратегия банка
Главная цель реформирования налога на прибыль состояла в придании дополнительного импульса экономическому росту — в первую очередь за счет активизации инвестиционного процесса. Воздействие налога на прибыль на инвестиции происходит по двум каналам: за счет изменения объема финансовых ресурсов предприятий и за счет изменения отдачи от капиталовложений. Первый механизм может играть существенную роль в тех секторах, где доступ предприятий к кредитным ресурсам сильно ограничен. В России такая ситуация сложилась в таких отраслях как сельское хозяйство, машиностроение, легкая промышленность. Важность второго механизма зависит от того, какие варианты использования средств, альтернативные производственным инвестициям, имеют предприятия, и в какой мере инвестиционные решения определяются чисто экономическими факторами, а в какой — общим инвестиционным климатом. Действие второго механизма, в отличие от первого, связано со стимулами для инвестирования.
Произошел сдвиг в источниках финансирования вложений в основной капитал из собственных средств с фонда накопления в пользу отчислений на амортизацию. Доля фонда накопления в инвестициях из фонда накопления и амортизации упала для первого квартала с 52% до 44% (43%), для полугодия — с 53% до 47% (41%) в 2002 г. (2003 г.), по итогам 2002 г. — с 58% до 47%. Предприятия воспользовались как возможностью переоценки основных фондов в начале 2002 г., так и либерализацией амортизационной политики.
Доля самих инвестиций из собственных средств в общих инвестициях в основной капитал выросла в начале 2002 г., как за счет амортизационных отчислений, так и за счет фонда накопления (Рис. 3). К концу года и в первой половине 2003 г. соотношение привлеченных и собственных средств вернулось на прежний уровень и даже сместилось в сторону преобладания заемных средств.
Инвестиции в основной капитал выросли, если учитывать помимо крупных и средних предприятий инвестиционную активность малого бизнеса и неформальной деятельности. Примечательно, что как доля ВВП инвестиционная активность крупных и средних организаций понизилась, а в целом по экономике прослеживается ее рост.
Инвестиции в основной капитал из собственных средств предприятий сократились как доля инвестиционных ресурсов по итогам 2002 г. по результатам отчетности крупных и средних предприятий на 4,1%. Для всех предприятий по разным оценкам инвестиции уменьшились/увеличились на 1,5%.
Суммируя, получаем, что инвестиционные ресурсы в экономике в 2002 г. упали, если учитывать только отчетные показатели прибыли. С учетом же реальной экономической прибыли, они фактически выросли. Инвестиции в целом по экономике выросли в реальном выражении, сократившись, как доля инвестиционных ресурсов, по итогам 2002 г. Темп роста инвестиций с учетом неформальной деятельности cоизмерим с темпами роста экономики, по крупным и средним предприятиям — напротив, наблюдается сокращение инвестиций как доли ВВП. Снижение инвестиций в формальном секторе в начале 2002 г. произошло за счет инвестиций в финансовые активы. Наблюдается перераспределение в пользу амортизационных отчислений для инвестиций из собственных средств. Также произошло временное перераспределение между производством материальной и нематериальной сферы в 2001 г., в 2002 г. пропорции вернулись к прежнему уровню. В 2003 г. снова наблюдается рост инвестиций, доля инвестиций из собственных средств снизилась по сравнению с 2002 г., но превышают уровень 2001 г. Снижение инвестиций произошло преимущественно за счет крупных и средних предприятий.
Интересно также влияние реформы на инвестиционные ресурсы в целом по экономике. Снижение эффективных ставок должно было привести к увеличению свободных средств у предприятий, что в свою очередь дает дополнительные возможности инвестирования. Рассмотрим динамику изменения инвестиционных ресурсов, исчисленную, исходя из отчетности крупных и средних предприятий. Предприятия инвестируют из фонда накопления, рассчитанного как прибыль после уплаты всех налогов плюс амортизационные отчисления. Для расчета амортизации для первого квартала и полугодия 2003 г. используется оценка значения амортизационных отчислений за год (по прогнозу экономической ситуации до 2006 г.). Согласно имеющимся данным, в 2002 г. наблюдалось падение инвестиционных ресурсов, в основном за счет сокращения фонда накопления. В начале 2003 г. как доля суммарных инвестиционных ресурсов, так и фонда накопления в доходах по СНС превысили уровень 2001 г.
Фактически объем средств, которыми располагают предприятия, отличается от того, который можно вычислить, исходя из их отчетности. В него входит и прибыль, выведенная из-под налогообложения, она также частично идет на инвестиции. Оценивая потенциальные инвестиционные ресурсы по данным о прибыли по СНС (предполагается, что доля валовой прибыли в показателе «валовая прибыль и смешанные доходы» изменилась несущественно с 2000 г.), то есть с учетом прибыли от неформальной деятельности, получаем, что в отличие от ресурсов по отчетности, реальные средства, которыми располагают предприятия, выросли в 2002 г.
Учитывая падение отчетной прибыли в 2002 г., можно предположить, что снижение темпов роста инвестиционной активности частично оправдывается тем, что после принятия решений об увеличении вывоза капитала предприятия стремятся оставить себе часть прибыли либо как фиксированную долю от прибыли, либо как какой-то фиксированный доход (для получения дохода от финансовых вложений или выплаты в виде дивидендов). Как доля отчетной прибыли этот показатель снизился для строительства и промышленности в целом, а также ряда ее отраслей, исключая производство стройматериалов и пищевую промышленность. Аналогичная ситуация наблюдается и если рассматривать остаток прибыли в процентах к ВВП. Отрасль производства строительных материалов, очевидно, выиграла и с точки зрения увеличения инвестиций из прибыли, и с точки зрения остатка свободных средств. Пищевая промышленность, сократив инвестиции, увеличила долю прибыли, оставляемой на счетах. Эта отрасль единственная из рассматриваемых, для которой не опровергается гипотеза о постоянных как процент ВВП ресурсах предприятий после налогообложения и инвестиций. Выросшая доля оставляемой прибыли в пищевой промышленности также не подтверждает предположение, что сокращение инвестиций произошло, чтобы оставить себе тот же объем свободных средств. Возможно, для предприятий этой отрасли произошла «задержка» инвестиций (и рост доли оставляемых свободных средств) в начале года в связи с неопределенностью ситуации и намерением «пролоббировать» возвращение льготы.
Наиболее вероятным представляется, что при принятии решений предприятия (явно или неявно) руководствуются двойными ограничения: порог инвестиций, ниже которого опускаться нельзя и доля прибыли, необходимая для резервов, фонда потребления и накопления с целью дальнейших инвестиций. Следует также учесть, что с 2002 г. существует понятие резерва по сомнительным долгам. К концу года определяется дебиторская задолженность, определяется та ее часть, которая невозможна к взысканию, и на основе этого делается налоговый вычет на будущий год из прибыли. Этот вычет необходимо расходовать на списание дебиторской задолженности в течение года. Проверить влияние этого фактора не удается в связи с отсутствием данных.
При принятии решения предприятие в первую очередь ориентируется на порог инвестиций, когда он достигнут — на «резервный порог». Остальная часть может определяться в зависимости от внешних факторов, таких как текущая доходность ценных бумаг и собственно инвестиций.
В рамки этого подхода вписывается поотраслевая динамика инвестиций как доля прибыли (для большинства рассмотренных отраслей — повышение доли инвестиций в прибыли с одновременным падением инвестиционных ресурсов и инвестиций в процентах ВВП, для пищевой — понижение доли инвестиций в связи с «невыгодностью» нового законодательства).
Одна из возможных схем поведения предприятий, для которых действовала инвестиционная льгота (сфера материального производства) — сдвиг инвестиций на 2001 г. для использования льготы, т.е. перераспределение, насколько это возможно, инвестиционной активности между 2001 и 2002 гг. Такое предположение подтверждается повышением уровня инвестиций в конце 2001 г. и резким спадом в начале 2002 г.
Влияние налоговой реформы на расширение производства за счёт собственных средств. Для анализа влияния условий налогообложения на инвестиционные решения нами была рассмотрена упрощенная модель, в которой предприятие выбирает между вложением полученной прибыли в основной капитал и альтернативными вариантами использования средств (которые имеют реальную доходность r). Экономический анализ показал, что инвестиционный проект будет выгоден при условии, если производительность нового капитала g (т.е. прирост прибыли на единицу инвестиций) превосходит пороговое значение R. При этом величина такого порога повышается при увеличении ставок налогов (как косвенных налогов h, так и налога на прибыль p) и снижается при увеличении инвестиционной льготы s (в % от прибыли) и нормы амортизации g. Пороговая производительность для года t определяется следующей формулой:
Rt = EQ \f((1 - st)r - pt+1gt+1; (1- pt+1) (1 - ht+1)), чем больше порог R, тем меньшее количество инвестиционных проектов будет принято, т.е. тем ниже будет инвестиционная активность предприятий.
Выводы к 3-ей голове
Банки играют ключевую роль в перераспределении финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них. Перераспределение финансовых потоков во времени и пространстве происходит исходя из рыночных критериев привлекательности вложений, ориентированных на достижение максимальной прибыльности при допустимом уровне риска. Однако будучи отражением экономического бытия, финансовые потоки испытывают на себе также и влияние общей экономической среды. Причем на объем, пространственную и временную дифференциацию финансовых потоков оказывает влияние как совокупность макроэкономических факторов, так и экономическая, в том числе налоговая политика государства. Исследование влияние налогообложения на финансовые потоки банков позволило автору обосновать предложения по налоговому стимулированию инвестиционной направленности финансовых потоков банка, совершенствованию контроля за трансфертным ценообразованием в банковских группах и холдингах, а также учету налоговых аспектов в процессе управления деятельностью банка.
Денежные ресурсы, попадая в банк в виде входящего финансового потока из макросреды и будучи дифференцированы по стоимости, структуре и экономическому содержанию, в процессе функционирования банка проходят полный жизненный цикл, при этом трансформируясь и меняя направление движения, и в конечном итоге выходят из банка в макросреду в совершенно иной форме. Для развития экономики страны приоритетное значение имеет инвестиционная направленность финансовых потоков. В связи с этим актуальна проблема налогового стимулирования инвестиционной направленности финансовых потоков.
Банки являются финансовыми посредниками, перераспределяющими финансовые ресурсы, избыточные для одних экономических субъектов (предложение инвестиционного капитала), к экономическим субъектам, испытывающим в них недостаток (спрос на инвестиционный капитал). Налоговое стимулирование спроса и предложения на инвестиционный капитал позволит создать условия для увеличения инвестиционных операций банков.
Так, одним из факторов, препятствующих увеличению долгосрочных банковских инвестиций, является недостаток длинных пассивов. Поскольку налогообложение сокращает доходы, остающиеся в распоряжении экономических субъектов, налоговая стратегия государства должна быть направлена на стимулирование роста собственного капитала банков и накоплений физических лиц и организаций, а также привлечение данных ресурсов в экономику. В этой связи положительный эффект имело бы установление моратория на введение налога на доходы с капитала, а также развитие системы налоговых льгот, стимулирующих приоритетные направления инвестиций неинституциональных инвесторов.
Для налогового стимулирования привлечения организациями инвестиционных кредитов предлагается: во-первых, отказаться от установления законодательных ограничений на включение в состав расходов процентов за пользование заемными ресурсами при одновременном усилении контроля за взаимозависимостью кредитора и заемщика; во-вторых, при исчислении налога на имущество не учитывать в составе первоначальной стоимости инвестиционного актива (основных средств или материалов) проценты по кредиту на его приобретение до оприходования данного имущества.
Для налогового стимулирования привлечения физическими лицами заемных ресурсов на цели развития бизнесапредлагается предоставить возможность уменьшения суммы налога на доходы физических лиц на величину уплаченных процентов по кредитам, взятым на цели производственных инвестиций.
Для налогового стимулирования ипотечного кредитования необходимо увеличить величину имущественного налогового вычета, а также отказаться от налогообложения материальной выгоды от экономии на процентах за пользование ипотечными кредитами ввиду экономической необоснованности и нецелесообразность налогообложения данных доходов.
Заключение
В увеличении прибыли заинтересованы государство (растет сумма налогов), предприятие и трудовые коллективы, тем самым создается финансовая основа для согласования их экономических интересов, стимулирования рационального использования ресурсов, повышения эффективности деятельности.
Прибыль как финансовый результат работы предприятия представляет собой разность между суммой доходов и всех расходов и отчислений. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.
Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоратов социального и экономического развития.
Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.
Рассмотрев историю возникновения и функции налога на прибыль, проанализировали арбитражную практику, можно сказать, что данный налог является незаменимым в современной системе финансов, являясь крупнейшим источником доходов бюджетов. Он охватывает не только различные категории налогоплательщиков, но и устанавливает для каждой их них свои особенности исчисления, уплаты, обложения: в применении налоговых ставок, льгот, сроков уплаты и т.д.