Файл: Управление конфликтами в проектной среде (Теоретические основы управления конфликтами в реализации проекта.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Конфликты происходят в жизни каждого человека. Это мелочные стычки на бытовой почве, геополитические конфликты, которые изматывают психику тех, кто привык задумываться о происходящем и тревожиться за мир, в котором оживут его дети. Это различные конфликтные взаимодействия в рамках выполнения служебных обязанностей, без которых порой невозможно решить поставленные озадачив. Жизнь современного делового человека сильно перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать бесчисленные противоречия между людьми.

Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт - это один изо видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей, а значит - больше источников для потенциального конфликта.

Особенно актуальной на сегодняшний день является проблема межличностных конфликтов o трудовых коллективах. Отличительные признаки конфликта здесь состоят в том, что oн возникает и протекает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.

Чаще всего конфликты не сами разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, то есть поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Пагубные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Так возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает всё более широкие области межличностных отношений.

Актуальность проблемы межличностных конфликтов повлияла на выбор темы дипломной работы: «Управление межличностными конфликтами в проектной среде» и определила научный аппарат нашего исследования:

Объект исследования: межличностные конфликты.

Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов в проектной среде и способы их регуляции.

Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов в проектной среде и способов их регуляции.


В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1) Изучение и анализ литературных источников o проблеме межличностных конфликтов в психологии;

2) Изучение конфликтов в проектной среде и способов их регулирования;

3) Экспериментальное исследование особенностей межличностных конфликтов в проектной среде;

4) Анализ результатов исследования и разработка рекомендаций по регуляции межличностных конфликтов в проектной среде;

5) Проведение в коллективе коррекционной работы, направленной на регуляцию конфликта, повторное диагностическое исследование и анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что специально разработанные мероприятия по повышению конфликт устойчивости людей и обучение их эффективным методам управления конфликтами могут помочь рационально вести себя в конфликте и снизить конфликтность в коллективе.

В качестве основной теоретической базы исследования взяты работы А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Г.И. Козырева, К. Левина, С.Р. Петрухиной, Дж.Г. Скотта и др., где раскрыты общие закономерности и психологические основы межличностного конфликта.

Основное значение для исследования проблемы конфликтных отношений в коллективе имеют научные труды Е.В. Александровой, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова, А.К. Зайцева, Б.Д. Парыгина, А.Л. Свенцицкого и др., направленные на изучение особенностей межличностных конфликтов в проектной среде.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

Теоретические - анализ литературы по проблеме исследования.

Эмпирические - методы сбора данных (эксперимент).

Методы математической (статистической) обработки результатов.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что исследование межличностных конфликтов в проектной среде может оказаться полезной для организаций и учреждений, трудовых коллективов, а также непосредственно людям, чья работа связана с межличностным общением в коллективе.

Раздел 1. Теоретические основы управления конфликтами в реализации проекта.

    1. Современные представления о проектном менеджменте.


Переосмысление сущности деятельности компании на основе предвидения изменений или в результате столкновения со трудностями приводит к очевидной последовательности очагов по разработке новой стратегии и организационно-управленческих моделей деятельности:

1. Стратегия компании на рынке.

2. Управленческая стратегия топ-менеджмента компании.

3. Система менеджмента в компании

4. Модели менеджмента проектов.

5. Организационная структура.

Выбор организационных оформи, ресурсного обеспечения и действий по осуществлению вышеперечисленных шагов является выбором, в первую очередь, топ-менеджмента компании. Для компании, существом деятельности которой является реализация проектов, и которая определилась со своей стратегией на рынке, существуют достаточно эффективные подходы по формированию управленческой стратегии топ-менеджмента, корпоративной культуры, системы менеджмента, организационной структуры и т.п.

По роду своей деятельности к ПОК относятся компании, работающие в области инвестиционной деятельности, строительства, научно-технических разработок, консалтинга, разработок новой продукции, инноваций и др. Но и в производственных компаниях, проводящих реорганизацию собственной деятельности или запускающих новую продукцию, деятельность по этим вопросам строится как проектная. В этом случае работа над проектами часто осуществляется по принципу «предприятие в предприятии». Это означает, что проект рассматривается, как временное предприятие, имеющее своё назначение, определенные цели и задачи, собственный бюджет и другие ресурсы. Причём управление таким «предприятием» осуществляется автономно как обычной компанией в рамках корпоративной стратегии.

Требования к деятельности ПОК определяет рынок. Чем более стратегия, культура и oрганизационно-управленческая модель адекватны таким требованиям, тем oболее успешно действует компания.

Успешную ПОК можно описать с нескольких точек зрения и, в частности, в соответствии с основными её характеристиками являются:

· Командная ориентация.

· Открытость коммуникаций.

· Ориентация на окружающую среду.

· Самоорганизация.

· Стратегическая ориентация.

· Открытость компании, как системы.

Каждая отдельно взятая характеристика не является критичной для успешной деятельности ПОК. Но их взаимосвязанная совокупность определяет новую парадигму компании и эффективность её менеджмента.

Современное понятие «проект» отличается от исторически сложившегося и широко используемого в российских компаниях представления о проекте, как о комплекте завершенной проектной документации.


Самое общее определение проекта - это что-либо, что задумывается или планируется, осуществление большого предприятия.

Проект - это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например:

· задание цели;

· временные, финансовые, людские и другие ограничения; ·

· разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления.

Разнообразие определений проекта даже в нормативных документах, не говоря уже о многообразных авторских интерпретациях, показывает, что однозначности в понятии «проект» нет. Поэтому каждая компания берёт в качестве базового ТОО понимание проекта, которое наиболее подходит к её деятельности.

Изменения в окружающей среде приводят к расширению типов проектов, изменению задач и увеличению выполнения заказов в проектной форме. Происходит переход в деятельности ПОК:

· от малого количества больших проектов к большому количеству малых и больших проектов;

· от внешних проектов к совокупности внутренних и внешних проектов;

· от проектов по строительству, по научно-техническим разработкам к проектам по организационному развитию, банковским, реинжинирингу и др.

· от хорошо структурируемых задач (научно-технических, строительных) к слабо структурируемым задачам социальной природы;

· от сетевого планирования к стратегическому планированию, маркетингу, развитию персонала, организационному развитию, инвестиционному проектированию;

· от повторяющихся проектов к совокупности взаимосвязанных повторяющихся и уникальных проектов.

Высокая динамика изменений внешней среды требуют перехода к новой модели деятельности для ПОК, которая должная быть гибкой, высоко адаптивной, проектно-ориентированной и самонастраивающейся на потребности рынка.

    1. Межличностные конфликты и их психологическая сущность. Понятие, функции, особенности межличностных конфликтов.

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.


Межличностный конфликтов проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять своё мнение, доказать другой её неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта ещё долго испытывают негативное самочувствие.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Всё же источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

Функции межличностного конфликта

К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений o проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликтов является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.