Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета. Зарубежный опыт организации бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы метода бухгалтерского учета
1.1. Законодательная и нормативная база бухгалтерского учета в Российской Федерации
1.2. Бухгалтерский учет: сущность, задачи, методы
1.3. Зарубежный опыт организации бухгалтерского учета
2. Краткая характеристика деятельности ОАО «Пермский свинокомплекс»
2.1 Организационно-управленческая структура ОАО «Пермский свинокомплекс»
3. Организация бухгалтерского учета ОАО «Пермский свинокомплекс»
3.1 Сущность бухгалтерского учета ОАО «Пермский свинокомплекс»
3.2 Главные задачи, функции бухгалтерской службы ОАО «Пермский свинокомплекс»
3.3 Бухгалтерская (финансовая) отчетность в ОАО «Пермский свинокомплекс»
3.4 Проблемы организации бухгалтерского учета ОАО «Пермский свинокомплекс» и пути их решения
В их основу положены следующие отраслевые особенности и принципы, которыми следует руководствоваться в действующей учетной практике- непрерывность, последовательность и взаимосвязанность технологических процессов производства продукции овцеводства;
Первичный учет в ОАО «Пермский свинокомплекс» проводится с целью осуществления контроля:
- поголовья по породному составу, по половозрастным группам,
- сохранности животных, состояния их здоровья
- продуктивности, роста и развития индивидуально по стаду или группе животных,
- потребления кормов и расхода других материальных ценностей для обслуживания животных на фермах
- получения и расхода продукции (мяса или продуктов переработки мяса).
Следующим этапом бухгалтерской обработки учетных документов является указание корреспондирующих счетов, на которые должны быть произведены записи хозяйственных операций, оформленные этими документами.
На синтетических счетах объекты бухгалтерского наблюдения отражаются в обобщенном виде в денежном измерителе. Аналитические счета детализируют обобщенные показатели синтетических счетов, конкретизируют учитываемые объекты.
Учет доходов и расходов, которые не относятся к основному виду деятельности, осуществляется на операционном счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета находят отражение доходы предприятия, не связанные с обычной ее производственной деятельностью, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др. По кредиту счета отражают все прочие суммы, связанные с поступлением и формированием прочих доходов.
К счету 91 открываются субсчета:
1 «Прочие доходы»;
2 «Прочие расходы;
9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
На субсчете 91–1 «Прочие доходы» учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами. На субсчете 91–2 «Прочие расходы» учитываются прочие расходы. Субсчет 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов» предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 91–1 и 91–2 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно (ежеквартально) сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91–2 и кредитового оборота по субсчету 91–1 определяют сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц (квартал).
Сальдированный результат счета 91 в виде прибыли или убытка ежемесячно (заключительными оборотами) списывают, как и сальдо счета 90, на итоговый накопительный счет финансовых результатов 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 (кроме субсчета 91–9), закрывают внутренними записями на субсчет 91–9.
Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.
Финансовый результат является оценочным показателем и выражает экономическую эффективность деятельности предприятия. Этот показатель определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного (хозяйственного) года.
Финансовые результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации определяют на счетах бухгалтерского учета путем сопоставления доходов и расходов. Величина, получаемая вычитанием из доходов, или выручки, себестоимости реализованной продукции, прочих расходов и убытков, и представляет собой прибыль предприятия
Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. По дебету счета 99 отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат.
На счете 99 в течение отчетного года отражаются:
- прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90;
- сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц – в корреспонденции со счетом 91;
- начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумму чистой прибыли (убытка) отчетного года списывают со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
3.2 Главные задачи, функции бухгалтерской службы ОАО «Пермский свинокомплекс»
Задачи и функции бухгалтерской службы на предприятии:
- формирование полной и достоверной информации и ее имущественном положении;
- соблюдение (обеспечение) контроля за соблюдением законности при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности;
- осуществление контроля за наименованием, состоянием движением активов и обязательств, а также соблюдения платежной и финансовой дисциплины;
- обеспечение контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами, сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений финансово- хозяйственной деятельности;
- своевременном и достоверном составлении отчетности и предоставлении ее соответствующим органам;
- выявление внутрихозяйственных резервов, их мобилизации и эффективном использовании с целью получения прибыли; - оценка фактического использования выявленных резервов.
На предприятии организация бухгалтерского учета слагается из следующих элементов:
- система документирования;
- документооборот и график выполнения учетных работ;
- план счетов;
- распределение служебных обязанностей между работниками бухгалтерии;
- организация и хранение бухгалтерских документов.
ОАО «Пермский свинокомплекс» формируют свою учетную политику, руководствуясь действующим законодательством.
Одним из принципов организации бухгалтерского учета является система документооборота, которая предполагает формирование всех хозяйственных операций соответствующими формами первичных документов. Они бывают типовыми и специализированными.
Среди них выделяются:
1) документы по учету основных средств;
2) документы по учету труда и его оплаты;
3) документы по учету ТМЦ;
4) документы по учету денежных средств и расчетных операций.
3.3 Бухгалтерская (финансовая) отчетность в ОАО «Пермский свинокомплекс»
Порядок организации учета и составления отчетности закрепляется в уставе предприятия и оформляется учетной политикой.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» годовая бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о финансовых результатах;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами.
Кроме того, в силу своей организационно-правовой формы предприятие подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, целью которой является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчётности предприятия и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчётности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении организации.
Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо провести следующий комплекс учетных процедур:
1) инвентаризация имущества и обязательств организации;
2) внесение исправлений в учет, если в нем были допущены ошибки;
3) закрытие счетов и реформация баланса;
4) отражение операций, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты). Записи по исправлению ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году, записями от 31 декабря отчетного года.
Важный этап в подготовительной работе – это закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.
В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».
Реформация баланса подразумевает списание прибыли, полученной за отчетный год и проводят ее 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции, осуществляют в два этапа:
1) закрывают счета, на которые в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации (счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»);
2) финансовый результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка. Для этого сальдо по субсчетам 90-1 и 91-1 переносят на счет 99 «Прибыли и убытки».
Последней записью отчетного года счет 99 закрывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». К событиям после отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации.
После составления бухгалтерской отчетности необходимо провести следующее:
1) аудиторскую проверку отчетности;
2) утверждение отчетности у участников или акционеров организации;
3) сдача отчетности в налоговую инспекцию и Росстат;
4) публикация отчетности в печати.
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм изложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности Основная форма бухгалтерской отчетности - бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Бухгалтерская отчетность составляется, хранится, представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование.