Файл: Управление запасов на предприятиях гостиничного комплекса (Теоретические аспекты управления запасами на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В процессе развития, а также по мере изменения экономических условий все предприятия сталкиваются с необходимостью совершенствования своих экономических структур. При этом предприятия преследуют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами предприятия.

На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса с помощью современных методов реинжиниринга. Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства.

В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства.

Объектом исследования является ООО «Отель «Мечта», занимающееся гостиничным бизнесом.

Предмет исследования – запасы ООО «Отель «Мечта».

Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию управления запасами ООО «Отель «Мечта».

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы управление запасами на предприятии;
  2. проанализировать состояние управления запасами на предприятии;
  3. разработать предложения по совершенствованию управления запасами на предприятии.

Методологической основой исследования являются учебная и методическая литература, статьи в периодической печати и Интернет ресурсы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии


    1. Сущность и необходимость создания запасов

В производстве под запасами подразумевают находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления[1].

Рассмотрим основные причины, которыми руководствуется предприятие, создавая запасы (рис.1.1).

Рис.1.1. Причины создания запасов[2]

Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами, будь то создание и содержание запасов или отсутствие необходимого объема запасов (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Затраты, связанные с управлением запасами

Затраты, связанные с содержанием

Затраты, связанные с отсутствием необходимого объема

– отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;

– потери от простоя производства;

– расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);

– потеря от упущенной прибыли из-за отсутствия товара на сладе в момент возникновения повышенного спроса;

– оплата труда специального персонала;

– дополнительные налоги;

– потери от закупки мелких партий по более высоким ценам;

– постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

– потеря потенциальных покупателей и др.

По перечисленным выше причинам предприятия отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.

    1. Цель, задачи и методы управления запасами

Управление запасами - это процесс определения и поддержания оптимального размера запасов, а также обеспечение их финансирования, это важный инструмент управления прибылью[3]. Запасы являются важнейшим элементом оборотных активов предприятия. Абсолютно на любом предприятии существует запасы, которые можно разделить на следующие группы: сырье, материалы и полуфабри­каты; незавершенное производство; готовая продукция.


Следует отметить, что для финансового менеджера предметно-вещностная природа запасов не играет существенной роли, для него важно лишь стоимостное выражение запасов, в которых застаи­ваются денежные средства в течение технологического (производственного) цикла. Поэтому можно объединить эти, на первый взгляд, разнородные активы в одну группу и рассматривать их в контексте данной тематики.

Построение стратегии в управлении запасами играет огромную роль как в технологическом, так и в финансовых аспектах. Для менеджера финансового отдела запасы представляют собой иммобили­зованные средства (средства, отвлеченные из оборота)[4]. Независимо от того, используют ли пред­приятия какую-либо определенную стратегию по управлению запасами, руководство осознанно или интуитивно пытается следовать принципам управления запасами с целью минимизации издержек. В управлении запасами основное внимание уделяется решению четырех вопросов:

  1. можно ли оптимизировать управление величиной запасов?
  2. каков должен быть оптимальный объем заказываемой партии?
  3. какой объем запасов является минимально необходимым?
  4. когда следует заказывать очередную партию запасов?

Необходимо заметить, что ни дефицит, ни избыток запасов положительно не отражается на дея­тельности предприятия. Необходимо найти золотую середину - баланс. Так, дефицит запасов вызывает остановку производства, падение объемов реализации, вследствие чего, предприятие недополучает прибыль. Избыток запасов приводит к увеличению затрат на их хранение, росту налогов на имущество предприятия, недополучению доходов из-за застаивания денежных средств в запасах, и, в следствие чего, может привести к моральному устареванию запасов[5].

Решение любой оптимизационной задачи начинается с того, что устанавливается целевой кри­терий. В случае запасов, таким критерием выступают затраты, связанные с поддержанием запасов (за­траты по хранению запасов, затраты по размещению и выполнению заказов). Очевидно, что при уве­личении количества запасов, растут затраты на их хранение (требуется большая площадь для хране­ния, возрастают затраты на электроэнергию и т.д.). Стоит отметить, что в отличие от затрат на хране­ние, общие затраты находятся в прямой зависимости от объемов запасов, чаще всего эта зависимость носит обратный характер (при большем объеме можно получить скидку при заказе крупной партии). Данную зависимость можно отразить с помощью графика (рис.1.1):


Рис. 1.1. Модель оптимальной партии заказа

На основании графика можно вывести модель управления запасами:

График функции общих затрат имеет вид параболы, поэтому, дифференцируя по q и приравни­вая к нулю первую производную, можно найти такое значение q, при котором функция достигает мини­мума. Соответствующая величина называется оптимальной партией заказа (Economic Order Quantity, EOQ). Формула расчета имеет вид:

В рамках данной теории разработаны схемы управления запасами, позволяющие определить уровень запасов, при котором необходимо произвести очередной заказ. Одна из таких схем имеет вид:

RP = MU ⋅ MD

SS = RP - AU ⋅ AD

MS = RP - LU ⋅ LD

Стратегия управления заказами в этом случае следующая. На основе статистики рассчитывают значения исходных факторов системы моделей. Как только уровень запасов опускается до величины RP или ниже, делают заказ на поставку сырья или материалов. Если поставка осуществляется макси­мально эффективно, то уровень запасов компании может достичь своей максимальной величины MS. Если после совершения заказа ежедневное потребление сырья и материалов достигло максимума, а поставка по каким-либо причинам затянулась, компании приходится использовать страховые запасы, т.е. уровень запасов может опуститься ниже величины SS, а при самых неблагоприятных условиях мо­жет быть равен нулю.

Данная модель носит абстрактный характер и имеет ряд условностей. Однако дает общую логи­ческую основу для управления запасами на предприятии. На практике системы управления запасами могут быть разделены на две группы. Классифицирующим признаком выступает использование того или иного механизма обновления данных об имеющихся запасах. Первый тип – системы с периодиче­ским обновлением данных о запасе (periodic inventory)[6]. При использовании данной системы произ­водиться фактический подсчет запасов на предприятии, обычно в конце планового периода. Эта си­стема проста в эксплуатации, однако имеет один весомый недостаток – она не учитывает запасы «в пути». Этого недостатка лишена вторая система – система с непрерывным обновлением данных (perpetual inventory). В данной системе операции с запасами фиксируются по мере их происхождения, а также позволяют учитывать запасы «в пути». Для управления запасами может быть использована ин­тегрированная система отчетности с формированием данных для управления запасами[7].


Результатами управления запасами являются: снижение производственных потерь по причине недостатка в запасах; ускорение оборота; максимальное уменьшение излишков ТМЗ; снижение затрат предприятия на хранение ТМЗ; уменьшение потерь от порчи, старения запасов; оптимизация налого­обложения.

Особому контролю и ревизии должны подвергаться устаревающие и неходовые товары, которые образую большую часть иммобилизованных средств. Данная практика применяется и в России. При анализе недостач и потерь от порчи ТМЦ, вовремя не списанных с баланса предприятия, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться установить конкретных виновников и применить в отношении них штрафные или взыскательные процедуры. Необходимо также проверить и условия хранения ценностей, обеспечить их сохранность по количеству и качеству, проводить инвентаризацию и анализировать ее результаты. Несмотря на то, что рассмотренная модель – стандартная, активно применяется в практиках других стран, ее декомпозиция и анализ полезны. Ее адаптация примени­тельно к российским условиям предполагает осмысление предпосылок, при которых она может давать хорошие результаты, и введение дополнительных условий, которые для базовой модели являются не­типичными, например, повышенного риска несвоевременных поставок или нелинейного характера за­висимости затрат на хранение на малых и средних предприятиях от величины партии поставок. Рас­ширение использования подобных моделей на практике предполагает усиление практической ориента­ции высшего образования[8].

    1. Информационные потоки в управлении запасами

Информационные потоки (ИП) - это поток сообщений в устной, документной и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций[9].

Информационные потоки в сферах производства и товарного обращения являются сопутствующими по отношению к материальному потоку и содержат информацию, необходимую для управления его движением.

В связи с этим важной задачей считается установление причин возрастания роли ИП в современных экономических системах. К данным причинам относится следующее: