Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Создание сетевых организационных структур).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сетевой организации деятельности
1.1.Сетевая организация как новый тип отношений в современных условиях
1.2.Создание сетевых организационных структур
1.3.Успешная сетевая организационная структура управления розничного предприятия
Глава 2.Анализ деятельности сетевой компании
2.1.Информация о сетевой компании
2.2.Особенности технологических процессов сетевой компании
Глава 3.Повышение работоспособности сетевой компании
3.1.Мероприятия по совершенствованию работы с потребителями сетевой компании
3.2.Описание проектного мероприятия «Создание дополнительной сети клиентов»
Введение
Актуальность. В последние десятилетия ответом организации во всём мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компании («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.
Развитие сетевой организации происходило следующим образом. Новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для её неправильного использования. Проектирование новых структур, не учитывающее текущие недочёты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.
Цель. Определить сетевую организацию бизнеса как современную форму деятельности организаций.
Задачи.
- определить сетевую организацию как новый тип отношений
- выявить свойства сетевых организаций
- провести анализ сетевых организаций
- провести исследование основных аспектов хозяйственной деятельности сетевой компании
Объект - сетевая форма организаций.
Предмет - деятельность в сетевой организации.
Методы исследования: опрос, анкетирование.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Основы сетевой организации деятельности
1.1.Сетевая организация как новый тип отношений в современных условиях
Сети и сетевые сообщества - историческое явление, существующее всегда в более или менее явном виде, предполагающее взаимодействие субъектов в процессе решения конкретных вопросов.
Сетевые организации возникали в разные исторические эпохи и в различных уголках планеты Земля.[1]
Так горизонтальные связи имели большое значение в средневековых городских и сельских коммунах, которые формировались как добровольные объединения горожан или сельских жителей. Для них была характерна не только кооперативная организация труда, но и коллективные спортивные состязания, праздники народного искусства, коллективный досуг. Подобные коммуны до сих пор существуют в Швейцарии.[2]
В философии историю сетевой организации рассматривает только биополитика (политическая наука и философия). [3]
Авторы, работающие в рамках данного направления, указывают на множество доказательств того, что набор черт, характеризующих метод структуризации общества, названный сетевым, был первоначально присущ организации сообщества первобытных людей.
В постиндустриальную эпоху цели качественно изменили принципы организации, и именно это является основанием, чтобы говорить о том, что сетевые организации возникли именно в нашу эпоху, хотя сами принципы существовали всегда. За счет своей гибкости и подвижности они соответствуют требованиям современной жизни.
Сетевая организация – это форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность. Быть узлом сети – значит иметь собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания, понимать, что это содержание частично и за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.[4]
Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений.[5]
Сетевая организация – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства ; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой.[6]
Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
1.2.Создание сетевых организационных структур
Переход к современным методам управления связан с сетевыми организационными структурами.
Первые работы по сетям применительно к вопросам управления организациями связаны с анализом поведения индивидов и значения неформальных связей, которые играют сегодня не последнюю роль в России. В последних разработках рассматриваются влияние межфирменного сотрудничества на стратегию предприятий, а также основы формирования сетей предприятий.[7]
Первым этапом движения традиционного предприятия к сетевой структуре должно быть переосмысление ориентиров: кто мы? что делаем? куда идем? куда хотели бы идти?
Процедуры являются по своей природе межфункциональными, межотдельскими и даже внутриотдельскими атрибутами деятельности. Предприятие должно проявить новаторский подход, изобретательность для принятия на вооружение революционных по содержанию методов работы на базе новых технологий.[8]
Иногда реинжиниринг связывают с радикальным пересмотром рабочих процедур с целью резкого улучшения таких параметров, как издержки, качество, услуги и оперативность. Речь, следовательно, идет о средстве повышения эффективности организационной структуры.[9]
Организация в форме сети - гибридное решение, объединяющее три предыдущие типа структур (функциональной, дивизиональной, матричной), обеспечивающее более эффективный вариант разграничения деятельности и связей, а также пропорций между автономией и контролем.[10]
Изучение форм организации предприятий позволяет сделать вывод о том, что постепенно находит признание принцип разнообразия. Поиск единой концепции, идеальной структуры, адаптированной к любой организации, заменяется стремлением к многообразной концепции, применительно к которой идея оптимальной модели полностью отсутствует.
Операцию формирования сетевой структуры нельзя представить в виде последовательно осуществляемых этапов. Это итеративный и непрерывный во времени процесс. Переход к сетевой организации происходит только после проведения соответствующих процедур (рис.2).[11]
Глобально описан феномен трансформации оргструктур. Страна добивается успеха уже не только в отдельных отраслях, а в развитии “гроздей” промышленных секторов, объединенных вертикальными и горизонтальными связями. Россия именно так была организована в течение длительного времени. Почему бы не попытаться извлечь выгоду из этих исторически существовавших связей между прежними производственными структурами?
Если сетевая структура является стратегическим выбором, необходимо рассмотреть вопрос о типе решений. Эволюция организационной структуры начинается со стратегического решения. Необходимо переосмыслить организационную структуру с точки зрения эффективности ее стратегических приоритетов. Затем в увязке с проведенным анализом принимаются некоторые тактические решения, касающиеся реинжиниринга. В последнюю очередь предприятие занимается реструктурированием (опять же в увязке с результатами предшествующих преобразований), затрагивающим политику в различных областях деятельности предприятия, рабочие процедуры, оперативные решения, ролевые функции и полномочия. Предприятие, которое хочет создать систему управления в форме сети, обязательно должно пройти все эти этапы (см. таблицу 1).
Мы живем в эпоху предприятий-сетей и сетей из предприятий, фирм, исповедующих новые принципы менеджмента. Вызов со стороны организационных структур необходимо принять, чтобы обеспечить их выживание. В конечном счете речь идет о вызове управленческой науке, в первую очередь стратегическому менеджменту. Особенно это касается России, которая способна доказать, что она все лучше овладевает тонкостями рыночной экономики.[12]
Таблица 1. Характеристики этапов перехода российских предприятий к сетевой организационной структуре |
|||
Этап 1 |
Этап 2 |
Этап 3 |
|
Основной подход |
Стратегический |
Тактический |
Оперативный |
Природа похода |
Концептуальный |
Технический |
Организационный |
Доминирующие цели |
Стратегические преимущества |
Тактика достижения конкурентоспособности |
Оперативная гибкость |
Показатели |
Эффективность (по намеченным целям) |
Эффективность (по производственным нормам) |
Численность персонала |
Работа с сетевой организационной структурой |
Стратегический выбор: |
Виды деятельности - внешние, внутренние, оперативные процедуры |
Действующие лица, компетенции, опыт, процедуры принятия решений |
1.3.Успешная сетевая организационная структура управления розничного предприятия
Создание успешной сетевой структуры розничного предприятия требует поиска баланса между положительной и отрицательной сторонами "эффекта масштаба". Решение было найдено в форме франшизы на уровне бизнес-процессов. О том, как и в какой последовательности следует воплощать эту идею в жизнь, читайте в статье.
Сетевые магазины (далее, иногда, просто Сети) появились в России относительно недавно. Они имеют несколько отличительных структурных особенностей по сравнению с привычной розницей:
Физическое расположение точек продажи действительно напоминает сеть, у которой в узлах находятся супер- и гипермаркеты самообслуживания. Формат точки продажи зависит от площади магазина и представленного ассортимента. География распространения Сети – города, страны, континенты.[13]
Наличие у Сети централизованного менеджмента является обязательным условием. Помимо централизованного менеджмента точки продажи Сети могут быть объединены общими поставщиками, одинаковым ассортиментом товаров, брэндом, программами обучения продавцов, применением одинаковых ноу-хау и т.д.[14]
В большинстве случаев Сеть характеризуется наличием единого собственника у всех точек продажи. Широкое распространение получил способ объединения магазинов в Сеть с помощью франшизы. Возможны и другие юридические формы (например, создание совместных предприятий).
Централизованные закупки и маркетинг вместе с централизованным менеджментом и большим количеством точек продажи призваны увеличить объем продаж наряду со значительным снижением расходов, что должно привести к увеличению прибыли. Данная зависимость является проявлением "положительного эффекта масштаба" применительно к сетевым магазинам, который, как это обычно бывает в жизни, уравновешивается "отрицательным эффектом масштаба".
При увеличении объемов продаж и размеров компании расходы могут расти по следующим причинам:
Увеличение затрат на обеспечение коммуникационных процессов между сотрудниками предприятия.
Дублирование усилий различными подразделениями большой компании.